Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.
судей Оберниенко В.В. Гниденко С.П.
С участие прокурора Камалтыновой З.Х.
При секретаре Минаковой В.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа
На решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа
От "08" ноября 2012 года, которым П О С Т А Н О В Л Е Н О:
Исковые требования прокурора г. Губкинский удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования город Губкинский предоставить Чорнийчуку М.Д. и Чорнийчук М.С. с учетом права Чорнийчука М.Д. на дополнительную жилую площадь благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, в черте г. Губкинский, общей площадью не менее 58 кв.м.
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа осуществить мероприятия по приобретению жилого помещения в собственность Ямало-Ненецкого автономного округа, предусмотренные "Порядком реализации мероприятий по приобретению жилых помещений в собственность Ямало-ненецкого автономного округа с последующей передачей в собственность муниципальных образований для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания", необходимые для обеспечения жильем Чорнийчука М.Д., Чорнийчук М.С..
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Оберниенко В.В., представителя Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Колесникова Д.В., прокурора, полагавшего судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Губкинский в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах инвалида N группы Чорнийчук М.Д. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования г. Губкинский о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма с учетом права истца на дополнительную жилую площадь.
В обоснование иска указал, что истец с 1998 года проживает в комнате в общежитии размером "данные изъяты" кв.м. с семьей из четырех человек, в соответствии п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817 имеет право на дополнительную жилую площадь (л.д.44-45).
Чорнийчук М.Д. самостоятельно обратился с таким же заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди на состав семьи два человека, его самого и жены по договору социального найма жилого помещения, с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Ответчик иск не признал, представил возражения, в которых указал, что семья Чорнийчук имеет два основания для реализации своих жилищных прав, а именно в соответствии с Положением по переселению жителей ЯНАО из районов Крайнего Севера, как пенсионер, получатель пенсии по инвалидности, а также в порядке п. 2 ст. 57 ЖК РФ. На основании заявления от 21.02.2012 года семья Чорнийчук М.Д. включена в список претендентов на получение жилья на основании Положения по переселению жителей ЯНАО из районов Крайнего Севера. По информации НО "Фонд жилищного строительства ЯНАО" предоставление жилого помещения семье Чорнийчука М.Д. (два человека) ожидается в феврале 2013 года.
В порядке п.2 ст.57 ЖК РФ жилое помещение может быть предоставлено семье Чорнийчук М.Д. исходя из даты признания жилого помещения аварийным, в порядке очередности. По информации департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставление жилого помещения семье Чорнийчука М.Д. (два человека) ожидается 30 июня 2013 года.
Заявлением от 02.10.2012 года Администрация города Губкинский заявила письменное ходатайство о привлечении в качестве соответчика Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ссылаясь на то, что обеспечение жилыми помещениями при переселении граждан из жилищного фонда, признанного непригодным в составе окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" осуществляется Департаментом строительства и жилищной политики в рамках плановых показателей общей площади жилых помещений, планируемых для предоставления в очередном финансовом году.
Администрация города осуществляет лишь учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также осуществляет переселение граждан в приобретенные департаментом жилые помещения из жилищного фонда признанного непригодным для проживания.
Определением Губкинского районного суда от 10 октября 2012 года Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа привлечен для участия в деле в качестве соответчика.
Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа 22.10.2012 года представил отзыв на иск, где указал, что не может являться ответчиком по иску, поскольку полномочия все по принятию решения о признании жилых помещений муниципальной собственности аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу, формирование Перечней данных объектов и переселение граждан в приобретенные жилые помещения из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, возлагаются на органы местного самоуправления, в силу Жилищного кодекса РФ и Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе".
В судебном заседании истец Чорнийчук М.Д. и член его семьи Чорнийчук М.С. на иске настаивали, прокурор требования истца поддержал.
Прокурор также просил возложить на Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения истцу.
Представитель Администрации города Губкинский просил приобщить к материалам дела Гарантийное письмо Главы города о предоставлении семье Чорнийчук жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 63,76 кв.м. при вводе дома в эксплуатацию 30.06.2013 года (л.д. 130).
Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа представителя в судебное заседание не направил.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
В апелляционной жалобе представитель департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Д.В. Колесников просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в иске по мотиву неправильного применения судом норм материального закона и нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в порядке ст. 327.1 ГПК РФ суд, согласно которой суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
Исходя из положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в том числе в предоставлении жилища из муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также исключения случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 установлено, что принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к компетенции органа местного самоуправления (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания в частности являются факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения технического состояния жилого дома (п.33 Положения).
Из дела следует и установлено судом, что Чорнийчук М.Д. и М.С. с 1998 года проживают в общежитии в общежитии N "адрес" 4-я Промзона в комнате размером "данные изъяты" кв.м. с семьей из четырех человек, на указанную комнату 02.10.2000 года выдан ордер установленного образца (л.д.30). На указанную комнату 20.12.2010 года заключен договор социального найма жилого помещения (л.д.14).
Чорнийчук М.Д. по состоянию на 01.04.2012 года состоит в списке граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма под N на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31.).
Из справки МСЭ-2011 N и Акта врачебной комиссии N от 11.05.2011 года следует, что Чорнийчук М.Д. с 2010 года является инвалидом второй группы и страдает заболеванием, которое в соответствии с п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, и статьи 51 Жилищного кодекса РФ дает право на дополнительную жилую площадь (л.д. 9 - 13).
Как следует из Акта обследования помещения N от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, общежитие N расположенное на территории 4-й панели промышленной зоны соответствующим Заключением признано непригодным для проживания граждан, аварийным и подлежащим сносу (л.д.93).
Из Акта обследования N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что состояние общежития вызывает угрозу жизни работающих и проживающих в общежитии людей (л.д. 94-об). При этом органом местного самоуправления решения о возможности дальнейшего использования жилых помещений и сроках отселения проживающих в общежитии не принято (п.49).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, такая позиция законодателя установлена Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П.
Следовательно, при указанных выше обстоятельствах, истец в установленном законом порядке состоящий в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, был вправе в любое время поставить вопрос о предоставлении жилого помещения, в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Таким образом, исходя из характера спорных правоотношений, правильный вывод суда об удовлетворении требований Чорнийчук М.Д. о предоставлении жилого помещения, очевиден.
Вместе с тем решение суда о возложении обязанности на Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа по осуществлению необходимых мероприятий для обеспечения жильем Чорнийчука М.Д. и Чорнийчук М.С. подлежит отмене, поскольку данное указание суда относится к сфере финансирования муниципальных образований в составе окружной долгосрочной целевой программы "Жилище", которое предметом судебного разбирательства не являлось.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2012 года в части решения суда о понуждении Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа осуществить мероприятия по приобретению жилого помещения в собственность Ямало-Ненецкого автономного округа, предусмотренные "Порядком реализации мероприятий по приобретению жилых помещений в собственность Ямало-ненецкого автономного округа с последующей передачей в собственность муниципальных образований для предоставления гражданам, переселяемым из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания", необходимые для обеспечения жильем Чорнийчука М.Д., Чорнийчук М.С. отменить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна: судья суда ЯНАО В.В.Оберниенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.