Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ваганюк Н.Н.
судей Андриановой И.В., Клепиковой Е.А.,
при секретаре Нишуковой Е.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 25 марта 2013 года гражданское дело по иску Цыганковой Л,А. к администрации г. Рассказово Тамбовской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, восстановлении пропущенного срока для обращения в администрацию г. Рассказово;
по апелляционной жалобе Управления социального развития Тамбовской области на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 04 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Андриановой И. В., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Цыганкова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Рассказово Тамбовской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; восстановлении пропущенного срока для обращения в администрацию г. Рассказово.
В обоснование исковых требований указала, что решением Рассказовского районного суда от *** мать истицы ФИО1 и её отец ФИО2 были лишены в отношении неё родительских прав.
Постановлением администрации *** от *** над Цыганковой Л.А. была установлена опека, опекуном была назначена её сестра Маркозова С.Ю., и за ней было закреплено жилое помещение площадью *** кв.м, расположенное по адресу: ***.
По данному адресу также зарегистрированы сын истицы - Цыганков Б.И., *** г.р., её мать - Ц.В.В. *** г.р., её брат Цыганков И.Я. *** г.р., бывший муж сестры - Маркозов В.В., *** г.р., племянник - Маркозов В,В. *** г.р.
В период с 2001 по 2007 г.г. Цыганкова Л.А. проходила обучение в ТГУ им. Г.Р. Державина в г. Тамбове, там же и проживала. Со стороны администрации ТГУ никаких мер по постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предпринято не было. Также ей не было разъяснено право на обращение в соответствующие муниципальные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и право на получение социальной выплаты. В связи с чем истица полагала, что данное право по достижении 23-летнего возраста ею утрачено.
В настоящее время Цыганкова Л.А. вынуждена снимать квартиру в г.Тамбове. Проживать в закрепленном за нею жилом помещении она не может по причине конфликтных отношений с матерью, лишенных в отношении неё родительских прав и страдающей алкогольной зависимостью, и отсутствия необходимых удобств: в доме нет водоснабжения, газа, санузла; только одна комната в доме отапливается печкой. У истицы - маленький ребенок, а в доме, помимо матери Цыганковой Л.А., проживают её брат, бывший муж её сестры, племянник.
О том, что она вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как гражданин, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Цыганкова Л.А. узнала в июне 2012 года от знакомой, находившейся в таком же положении как и она.
Данное право, по её мнению, предусмотрено ст. 6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 года N 682-3 "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой лица названной категории однократно, вне очереди обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области жилым помещением. А при отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам однократно предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения.
14.08.2012 г. Цыганкова Л.А. обратилась в администрацию г. Рассказово с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в постановке на учет ей было отказано со ссылкой на её возраст. Вместе с тем постановлением администрации г. Рассказово *** от *** она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании изложенного, Цыганкова Л.А. просила суд обязать администрацию г. Рассказово восстановить пропущенный срок для обращения в администрацию г. Рассказово Тамбовской области по вопросу принятия на учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определением судьи от 05 октября 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социального развития Тамбовской области.
30.10.2012 г. Цыганкова Л.А. подала заявление об уточнении исковых требований, в котором по основаниям, изложенным в первоначальном иске, просила обязать администрацию г. Рассказово Тамбовской области поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и восстановить пропущенный срок для обращения в администрацию г Рассказово Тамбовской области по вопросу принятия на учет.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 04 декабря 2012 года исковые требования Цыганковой Л.А. удовлетворены.
На администрацию г. Рассказово Тамбовской области возложена обязанность по принятию Цыганковой Л.А. на учет для предоставления жилых помещений вне очереди, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что причиной непринятия Цыганковой Л.А. до 23 лет на учет для предоставления жилых помещений вне очереди послужили действия Управления образования и науки Тамбовской области, не выполнившего обязанность, возложенную на него постановлением администрации Тамбовской области от *** *** "Об утверждении единой очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений" (действовал до 08.07.2011 г.), а также действия руководства ТГУ им. Г.Р. Державина, в котором Цыганкова Л.А. проходила обучение в период с 2002 по 2007 г.г., не выполнившего требования ст. 13 Закона Тамбовской области от 26.04.2000 г. N 112-3 "О социальных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Кроме того, суд установил, что закрепленное за Цыганковой Л.А. жилое помещение по адресу: ***, не соответствует требованиям благоустроенности применительно к условиям ***, и постановлением администрации г. Рассказово от *** *** Цыганкова Л.А. вместе с сыном была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Не согласившись с решением суда, начальник Управления социального развития Тамбовской области подал апелляционную жалобу, в которой указал на нарушение судом первой инстанции норм материального права, которое влечет за собой отмену судебного решения.
По мнению автора жалобы, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории детей-сирот относит детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, граждан в возрасте от 18 до 23 лет.
Данный закон и принятый в соответствии с ним Закон Тамбовской области от 23.07.2010 г. N 682-3 "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривают предоставление мер социальной поддержки, в том числе обеспечение жилым помещением, именно данной категории граждан.
Цыганкова Л.А. на момент рассмотрения дела не относилась к указанной категории, следовательно, применение судом положений названных законов, по мнению Управления, неправомерно.
Автор жалобы полагает, что решение суда, основанное на неправильном применении норм федерального закона, повлечет за собой нецелевое расходование бюджетных средств, так как постановка ФИО7 на учет потребует от Управления социального развития области обеспечить её жилым помещением или предоставить социальную выплату на приобретение или строительство жилья.
Просит решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 04.12.2012 г. отменить.
Цыганкова Л.А. подала возражения на апелляционную жалобу, в которых изложила доводы, совпадающие с доводами искового заявления. Ссылку Управления на отсутствие у Цыганковой Л.А. соответствующего статуса на момент рассмотрения дела считает нарушающей её права, предусмотренные Конституцией РФ и действующим законодательством.
Решение Рассказовского районного суда от 04.12.2012 г. просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления социального развития по Тамбовской области - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления социального развития Тамбовской области по доверенности Ускову О.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истицу Цыганкову Л.А. и представителя ответчика - администрации г. Рассказово Тамбовской области по доверенности Ульеву Н.П., а также представителя ТГУ им. Г.Р.Державина Мукина А.В., возражавших против удовлетворения жалобы и просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Установлено, что решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от *** родители истицы ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав в отношении нее и ее брата Цыганкова И.А., *** р.
Постановлением администрации г. Рассказово Тамбовской области от *** над Цыганковой Л.А. была установлена опека ее сестрой Маркозовой С.Ю.
Этим же постановлением за ней закреплена жилая площадь по ***.
Согласно справке председателя уличного комитета от ***, в жилом *** зарегистрированы по месту жительства шесть человек: истица Цыганкова Л.А., ее сын Цыганков Б.И., ее мать Ц.В.В. ее брат Цыганков И.А., зять Маркозов В.В., племянник Маркозов В.В.
По сведениям филиала по г. Рассказово и Рассказовскому району ГУПТИ Тамбовской области, общая площадь данного дома составляет *** кв. м, жилая - *** кв.м. На одного проживающего в данном доме (74,8 кв.м : 6 чел) приходится 12,46 кв.м, что не соответствует норме предоставления площади жилого помещения по договору найма в г. Рассказово, установленной Решением Рассказовского городского Совета народных депутатов от *** *** (не более 14 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека).
Из технического паспорта на дом, выполненного по состоянию на 16.11.2012 г., видно, что в доме бездействует центральное отопление, водопровод, канализация, газоснабжение. Дом отапливается печкой, установленной в одной из комнат.
В настоящее время Цыганкова Л.А., будучи зарегистрированной в указанном доме, проживает в съемной квартире по адресу: г Тамбов, ***, принадлежащей на праве собственности Шориной Е.Ф.
Постановлением администрации г. Рассказово Тамбовской области *** от *** Цыганкова Л.А. с сыном принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно ст. 13 Закона Тамбовской области от 26.04.2000 г N 112-3 "О социальных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшего до 23.07.2010 г. с изменениями и дополнениями, и ст.6 Закона Тамбовской области от 23.07.2010 г. N 682-3 "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действующего в настоящее время, при отсутствии необходимого жилищного фонда лицам, указанным в настоящей статье, однократно предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, соответствующего требованиям к общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении.
Указанное право представляется также в случае, если данные лица имеют право на получение социальной выплаты или иной формы государственной поддержки из федерального или областного бюджетов на приобретение или строительство жилого помещения.
Размер социальной выплаты исчисляется исходя из 33 квадратных метров общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра, подлежащей применению для расчета размеров социальных выплат, предоставляемых за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан на строительство (приобретение) жилья.
Порядок предоставления жилых помещений (социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) таким лицам устанавливается постановлением администрации Тамбовской области.
Постановление администрации Тамбовской области "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" N 553 было принято лишь 22 мая 2007 года (то есть после того как истице исполнилось 23 года), и в нем указывалось, что граждане, претендующие на получение социальной выплаты, должны были обратиться в органы местного самоуправления с заявлением и документами, предусмотренными п.2.1 вышеуказанного постановления. После принятия органом местного самоуправления решения о праве гражданина на получение социальной выплаты, на него подлежало оформлению учетное дело, которое направлялось в Управление труда и социального развития области для принятия решения о выплате субсидии.
Данное постановление действовало до принятия Постановления администрации Тамбовской области N 816 от 08.07.2011 г. "Об утверждении Порядка обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения".
Также по достижении Цыганковой Л.А. 23-летнего возраста было принято постановление администрации Тамбовской области от 28.04.2007 г. N 451 "Об утверждении единой очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений", действовавшее до 08.07.2011 г., которым в обязанность управления образования и науки области вменялось представлять ежегодно, в январе, в управление труда и социального развития области сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, воспитанниках образовательных учреждений, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий; при формировании учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывать содействие в подготовке документов, организовать своевременную замену их паспортов и регистрацию.
Из изложенного судебная коллегия делает вывод, что до достижения истицей 23-летнего возраста администрацией Тамбовской области официально не был установлен и опубликован Порядок предоставления жилых помещений (социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сложившаяся неопределенность, по мнению судебной коллегии, повлияла на несвоевременность обращения истицы за реализацией своего права.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 13 Закона Тамбовской области от 26.04.2000 г N 112-3 "О социальных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшего до 23.07.2010 г. с изменениями и дополнениями, администрация детских домов, домов детства, школ-интернатов, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, детских домов-интернатов для детей-инвалидов с недостатками в развитии не позднее чем за год до выпуска воспитанников, учащихся, студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана проинформировать об этом органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за ними жилья или по месту вынесения постановления о его внеочередном предоставлении для решения вопроса подготовки жилого помещения.
Установлено, что с 2002 по 2007 гг. Цыганкова Л.А. обучалась в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина.
Администрацией ТГУ обязанность не позднее чем за год до выпуска студентки Цыганковой Л.А. проинформировать орган местного самоуправления о необходимости внеочередного предоставления жилья выполнена не была.
Данное обстоятельство подтвердил при допросе в суде апелляционной инстанции представитель ТГУ им. Г.Р. Державина Мукин А.В., а также допрошенная в качестве свидетеля доцент кафедры института права ТГУ им. Г.Р Державина Ююкина М.В., показавшая, что в период обучения в ТГУ она была заместителем декана по социально-воспитательной работе и в её обязанности в числе прочих входил сбор сведений об обеспечении жильем студентов из числа детей-сирот и оказание им помощи в решении социальных вопросов. Цыганкова Л. начиная с 3 курса учебы, неоднократно обращалась к ней с просьбой помочь в постановке её на учет в качестве сироты, нуждающейся в улучшении жилищных условий; она (свидетель) в свою очередь в устной форме сообщала об этом в Управление по социально-воспитательной работе университета, но решение данного вопроса до конца не проконтролировала, в результате чего Цыганкова Л.А. своевременно не была поставлена в очередь и включена в соответствующий список.
Судебная коллегия приходит к выводу, что несогласованность действий администрации ТГУ им. Г.Р. Державина и органов местного самоуправления по отношению к Цыганковой Л.А. послужила причиной того, что до 23 лет, то есть возраста, до которого распространяются меры по охране прав и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истица не была поставлена на учет для предоставления жилых помещений вне очереди как лицу из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, судами обеих инстанций достоверно установлено, что:
Цыганкова Л.А. до достижения возраста 23 лет относилась к категории детей-сирот и имела право на социальные гарантии и поддержки, предусмотренные вышеуказанным законодательством;
Цыганкова Л.А. бесспорно являлась и является нуждающейся в улучшении жилищных условий, о чем свидетельствует факт принятия ее на учет органом местного самоуправления в этом качестве;
Цыганкова Л.А. до достижения 23-летнего возраста предпринимала попытки к реализации своего права на получение жилья в качестве сироты путем обращения в администрацию высшего учебного заседания, в котором проходила обучение.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что Цыганкова Л.А. заявляла о реализации права на получение субсидии на приобретение жилья в период нахождения в статусе ребенка-сироты, и обстоятельств, исключающих возможность получения ею социальной выплаты, по делу не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции постановил обоснованное решение о возложении на администрацию г. Рассказово Тамбовской области обязанности по принятию Цыганковой Л.А. на учет для предоставления жилых помещений вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, нарушений материального и процессуального закона при принятии решения не допущено.
Требование о восстановлении пропущенного срока для обращения в администрацию г Рассказово с заявлением о принятии на учет, как верно указал суд первой инстанции, не имеет правового значения, поскольку данный срок не является процессуальным сроком, который может быть восстановлен в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 04 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социального развития Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.