Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе
председательствующего Ваганюк Н.Н.,
судей Андриановой И.В., Клепиковой Е.А.,
при секретаре Нишуковой Е.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 13 марта 2013 года гражданское дело по иску Истомина А.В. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области и Федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании права на получение на государственного жилищного сертификата и возложении обязанности по выдаче жилищного сертификата,
Заслушав доклад судьи Андриановой И. В., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Истомин А.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Тамбовской области с требованием о признании незаконным решения жилищной комиссии, указав, что в период с 16 апреля 2002 г. до 06 мая 2010 г. он проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России - ПЧ N *** Главного управления МЧС России по Тамбовской области, откуда 06 мая 2010 года был уволен в связи с сокращением штата.
На основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС *** от *** Истомин А.В. с составом семьи три человека (он, его жена Истомина Л.В., *** г.р., дочь Истомина В.А., *** г.р.), включены в список сотрудников Государственной пожарной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области от 18 ноября 2011 г. решение жилищной комиссии N *** от *** г. в отношении Истомина А.В. отменено, этим же решением он был включен в список очередников на получение служебного жилого помещения, и им же снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с увольнением из ГПС.
До настоящего времени жилье ему так и не предоставлено, государственный жилищный сертификат на приобретение жилья не выдан, чем нарушается право на жилье, гарантированное ему и членам его семьи.
Полагает, что все представленные им сведения, послужившие основанием для постановки на учет, соответствовали действительности, и оснований для отмены решения о постановке его на учет не имеется, равно как и оснований для принятия его в очередь на служебное помещение в соответствии с ч.2 ст. 99 ЖК РФ.
Решение жилищной комиссии от *** считает противоречащим жилищному законодательству, просит признать его незаконным и отменить, обязать ответчика восстановить его и членов его семьи на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий", в связи с передачей данной организации полномочий в области жилищных вопросов.
Истомин А.В. уточнил исковые требования, просил также признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата и обязать ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать ему государственный жилищный сертификат.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 04 октября 2012 года исковые требования Истомина А.В. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, представители ответчиков подали апелляционные жалобы, указав, что считают решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (далее Управление) в обоснование своей жалобы указывает, что судом неверно истолкованы Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, необоснованно применен к истцам первоочередный порядок предоставления социальной выплаты, предусмотренный пунктом 7 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153.
ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на основании личных обращений с заявлением и установленным законодательством перечнем документов до 1 июля года, предшествующего планируемому, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению ***. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается. Сводный список до 1 августа года, предшествующего планируемому, направляется в федеральный орган исполнительной власти, в частности, МЧС России, который утверждает данный список. Федеральный орган исполнительной власти представляет до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
В соответствии с пунктом 28 Правил государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию, в проекте федерального бюджета на соответствующий год, и на основании установленного программой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 35 Правил государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.
Автор жалобы на основании указанного ссылается на то, что решение суда должно быть исполнимым, однако механизм внеочередного обеспечения субсидий в целях приобретения жилья за счет средств федерального бюджета нормативно-правовой базой подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы не предусмотрен.
МЧС России и ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не являются распорядителями бюджетных средств, выделяемых на выпуск и реализацию государственных жилищных сертификатов. Распорядителем бюджетных средств, направленных на выпуск государственных жилищных сертификатов, является Министерство регионального развития Российской Федерации, которое на основании поданных заявок осуществляет выпуск и распределение сертификатов между федеральными органами исполнительной власти. Непосредственно в МЧС России денежные средства из федерального бюджета на указанные цели не представляются и на его счетах не аккумулируются.
Таким образом, выдать истцу сертификат в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда не представляется возможным, поскольку ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не является государственным заказчиком, а является органом, осуществляющим вручение данных сертификатов.
Также указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что основания для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и основания для постановки на очередь на получение служебного жилого помещения, и документы, предоставляемые сотрудниками для такой постановки, различны.
Судом первой инстанции не были учтены положения Жилищного кодекса Российской Федерации. Суд не принял во внимание, что вступившим в силу с 01 марта 2005 года Жилищным кодексом РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие.
Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм ст.ст. 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, постановка на учет сотрудников, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, осуществляется на основании ст.ст. 93,99 Жилищного кодекса Российской Федерации и не является признанием в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий).
По мнению автора жалобы, суд не принял во внимание доводы ответчика, что предоставление служебных жилых помещений осуществляется исключительно на период прохождения службы сотрудника в федеральном органе исполнительной власти (его территориальном подразделении). Увольнение со службы является основанием для расторжения договора найма служебного жилого помещения, а также основанием для снятия сотрудника с учета подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями без предоставления жилого помещения, как утратившим связь с федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, Управление считает, что судом первой инстанции были неверно истолкованы нормы приказа МЧС России от *** *** "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации", и постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054
"О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных в избранном постоянном месте жительства" определены функции Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, среди которых полномочий по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий нет. Данные полномочия также не входят и в функции Управления.
Судом не был принят во внимание и тот факт, что закон, предусматривающий принятие на учет сотрудников ФПС в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, - Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, - до настоящего времени не принят. При таких обстоятельствах, законных оснований для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудников федеральной противопожарной службы у МЧС России не имеется.
Таким образом, правовых оснований для принятия Истомина А.В. на учет сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, не имелось.
В связи с тем, что решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области *** от *** было принято с нарушением норм материального права и противоречило нормам действующего законодательства, истец составом семьи 3 человека с *** был принят в очередь на служебное жилое помещение.
Учитывая тот факт, что истец был поставлен на учет сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, с нарушением норм материального и процессуального права, что правила предоставления жилых помещений по договору служебного найма регламентированы нормами жилищного законодательства Российской Федерации, то он утратил основания на получение служебного жилого помещения и подлежит снятию с учета на получение служебного жилого помещения.
Со ссылкой на постановление Правительства от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" Управление указывает, что для участия в подпрограмме на получения социальной выплаты необходимо признание нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых исключительно по договору социального найма. Однако решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области истец составом семьи 3 человека был принят в очередь на получение служебного жилого помещения. Доказательств признания нуждающимся в жилых помещениях в органах местного самоуправления по месту жительства на основании норм ст.ст. 49, 51 ЖК РФ истец не представил. Не представил он также и доказательств того, что был поставлен на учет в органах местного самоуправления до 01 марта 2005 года.
Следовательно, по мнению автора жалобы, правовой статус истца не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым для реализации права на получение государственного жилищного сертификата, а потому законных оснований для получения государственного жилищного сертификата у истца не имеется.
Кроме того, полагает, что исковые требования об отмене решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области от *** *** и признании его незаконным не могло быть рассмотрено в порядке искового производства, так как законодательство Российской Федерации четко разграничило область искового производства, о чем суд первой инстанции должен был вынести определение и рассмотреть указанное дело по правилам, предусмотренным главной 25 ГПК РФ.
Также, по мнению Управления, суд нарушил нормы процессуального права, поскольку не известил ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В решении суда указано, что в адрес ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" было направлено извещение о явке представителя в суд, что подтверждается данными сайта "Почта России". Однако согласно штампам почтового отделения связи г. Тамбова, уведомление о дате и времени судебного заседания, назначенного на 04.10.2012 г., было направлено 27.09.2012 г.; в отделение почтовой связи г. Москвы оно поступило 08.10.2012 г., а ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" оно было получено 11.10.2012 г.
Таким образом, ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", получив уведомление суда спустя 7 дней после судебного заседания, не было надлежащим образом уведомлено о его дате, в связи с чем не имело возможности подготовиться к делу, направить дополнительные возражения относительно заявленных требований и своевременно явиться в суд.
Доводы апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Тамбовской области совпадают с доводами вышеизложенной жалобы.
Поскольку суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие ответчика ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, назначенного на 04.10.2012 г., на основании п.2 ч.4, п.5 ст. 330 ГПК РФ суд апелляционной инстанции определением от 20 февраля 2012 года перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
В судебном заседании Истомин А.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Представитель ответчика - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области по доверенности Маркова С.А. исковые требования не признала по основаниям, подробно изложенным в возражениях на исковое заявление и апелляционной жалобе. Пояснила, что с 01 марта 2005 года учет нуждающихся в жилых помещениях передан в ведение органов местного самоуправление, Управление ведет учет лиц, нуждающихся в служебных жилых помещениях. После введения в действие Жилищного кодекса РФ Управление было не вправе принимать Истомина А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поэтому решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области от *** решение жилищной комиссии *** от *** в отношении Истомина А.В. отменено, этим же решением он включен в список очередников на получение служебного жилого помещения, и им же снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с увольнением из ГПС.
Представитель ответчика - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив дело, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 г. N 778, от 06.10.2011 г. N 824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 12 указанных Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Указанный абзац введен Указом Президента РФ от 17 декабря 2010 года в редакции Указа Президента РФ от 30 сентября 2011 года N 1265.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 года N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов", изданного во исполнение вышеназванного Указа Президента, установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством РФ право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Из абз. 5 пп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы следует, что правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 18 Правил выпуска и реализации ГЖС выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
На основании п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пункту 22 Правил основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что приказом СЧ- *** от *** Истомин А.В.
принят на службу в ГПС МЧС России в Тамбовской области, откуда был уволен приказом ГУ МЧС от *** ***-НС по пункту "е" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с сокращением штатов; его выслуга непосредственно в ГПС МЧС России составила 8 лет 20 дней.
Согласно справке ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по тамбовской области *** от *** выслуга лет Истомина А.В. на 06.05.2010 г. в календарном исчислении составила 16 лет 01 месяц 26 дней, из них на федеральном бюджете - 15 лет 10 месяцев 16 дней (л.д.123)
В период службы в ГУ МЧС России по Тамбовской области 17.06.2005 г. истец подал рапорт на имя начальника ГУ МЧС России по Тамбовской области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии от *** Истомин А.В. с составом семьи 3 человека (он, супруга и дочь) был включен в список сотрудников ГПС, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.99-100).
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: ***. Жилье по указанному адресу представляет собой выделенную в виде квартиры долю в частном доме, принадлежащую на праве собственности отцу истца Истомину В.Н. По указанному адресу зарегистрированы и проживают родители истца Истомин В.Н. и Истомина Г.В., брат истца Истомин Г.В., истец Истомин А.В., его жена Истомина Л.В., *** г.р., дочь Истомина В.А., *** г.р., сын Истомин М.А., *** г.р., а также проживают без регистрации жена брата Истомина А.В., сын брата Истомин И.Г.
Ни за истцом, ни за членами его семьи право собственности на недвижимое имущество - жилые помещения, не зарегистрировано.
Факт нуждаемости Истомина А.В. в улучшении жилищных условий ответчиками не оспаривается.
Также судом установлено, что решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области *** от *** Истомин А.В. с семьей из трех человек на основании ч.1 п. 6 ст. 56 ЖК РФ был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МЧС России по Тамбовской области - в связи с тем, что им было утрачено право на улучшение жилищных условий; в этом же заседании было решено принять Истомина А.В. с составом семьи 3 человека в очередь на служебное жилое помещение в соответствии с ч.2 ст.99 ЖК РФ, но в связи с увольнением по сокращению штатов в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ Истомин А.В. этим же решением был снят с очереди и исключен из списка (л.д.9-13).
Судебная коллегия считает решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области *** от *** в отношении Истомина А.В. противоречащим действующему законодательству.
Доводы ответчиков, что в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы МЧС России решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях после введения в действие Жилищного кодекса РФ принимают органы местного самоуправления судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Из приведенных выше правовых норм следует, что надлежащим органом, в который должен обратиться сотрудник ФПС с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", является федеральный орган исполнительной власти, где проходит соответствующая служба.
Учитывая, что обеспечение жильем сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляется в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета, и истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, действия ответчиков по исключению его из списка сотрудников Главного управления МЧС России по Тамбовской области, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречат требованиям закона.
Поскольку Истомин А.В. отвечает требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, представил в ГУ МЧС России по Тамбовской области полный пакет документов, предусмотренных пунктом 19 Правил, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении, сведения о реализации им права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, в материалах дела отсутствуют, у ответчика не было правовых оснований для снятия его с учета в качестве нуждающегося в получении жилья с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области *** от *** в отношении Истомина А.В. судебная коллегия признает незаконным.
На основании п.п.11 п.12 "Положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ", утвержденного Приказом МЧС России от *** ***, п. 12 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ N1054 от 06.09.1998 г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 года N 778, с изменениями, с внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 года N 2н-9/09) ГУ МЧС России по Тамбовской области организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
В системе МЧС России в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1536-р создано Федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, (в настоящее время - Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", сокращено наименование - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России"), на которое возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы.
Согласно п. 2.2 Устава ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", указанное учреждение осуществляет следующие виды деятельности (функции): постановка на учет и ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающихся в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
По делу установлено, что в период службы в Государственной противопожарной службе МЧС России истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в сводный список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата, до настоящего времени жильем не обеспечен, что в силу ст. 51 ЖК РФ свидетельствует о его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Поскольку в настоящее время функции по ведению учета сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей, возложены на ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", судебная коллегия считает необходимым обязать указанное учреждение выдать Истомину А.В. государственный жилищный сертификат.
Доводы ответчиков о том, что исковые требования Истомина А.В. об отмене решения жилищной комиссии и признании его незаконным должны рассматриваться не в порядке искового производства, а по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, судебная коллегия считает несостоятельными.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3) судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Как видно из характера спорных правоотношений, Истомин А.В. оспаривает решение жилищной комиссии ГУ МЧС, повлекшее для него утрату права на улучшение жилищных условий посредством участия в Государственной федеральной целевой программы "Жилище". Следовательно, Истомин А.В. спорит о своем праве на жильё.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Руководствуясь ст. 330, 194-198 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Тамбова от 04 октября 2012 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Истомина А.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области *** от *** о снятии Истомина А.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Признать за Истоминым А.В. и членами его семьи право на получение государственного жилищного сертификата.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" выдать Истомину А.В. и членам его семьи государственный жилищный сертификат.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.