Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Белоусовой В.Б.,
судей: Бучневой О.А., Рожковой Т.В.,
при секретаре: Кулиной И.А.
Рассмотрела в судебном заседании 17 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе Управления социального развития Тамбовской области на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 26 ноября 2012 года по гражданскому делу по иску Попова В.А. к администрации Левинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области, администрации г.Моршанска Тамбовской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов В.А. обратился в суд с иском к администрации Левинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о восстановлении пропущенного срока и признании нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, указав, что решением *** от *** его родители П.А.И. и П.А.П. были лишены родительских прав в отношении него. Постановлением *** от *** *** его опекуном был назначен дедушка П.П. С *** по *** он находился в *** на полном государственном обеспечении и относился к категории "дети, оставшиеся без попечения родителей". После окончания пребывания в образовательном учреждении в *** года и до достижения 23 лет, в связи с отсутствием информации о праве на получение субсидии на приобретение жилья, он не реализовал данное право и не обратился в орган местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В связи с отсутствием жилого помещения, закрепления жилья за ним органом местного самоуправления не производилось. В январе 2012 года, учитывая, что местом временного пребывания *** является г. Моршанск, заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении им было подано в администрацию г. Моршанска. Администрацией г. Моршанска отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как представленные документы не подтверждают право постановки на учет. С *** истец зарегистрирован по адресу: ***. На обращение по месту жительства в администрацию Левинского сельсовета о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ему также был дан отказ, в связи с пропуском срока обращения.
Считая отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его конституционное право на жилище, просил обязать администрацию Левинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области признать его нуждающимся в жилом помещении и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как гражданина, относящегося к категории "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В ходе рассмотрения дела Попов В.А. уточнил исковые требования, что зафиксировано в протоколе судебного заседания, и просил признать его нуждающимся в жилом помещении; обязать администрацию г. Моршанска Тамбовской области поставить Попова В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как гражданина, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 26 ноября 2012 года исковые требования Попова В.А. удовлетворены.
Постановлено признать Попова В.А. нуждающимся в жилом помещении; обязать администрацию г. Моршанска Тамбовской области поставить Попова В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как гражданина, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; направить материалы в отношении Попова В.А. в Управление социального развития Тамбовской области.
Управлением социального развития Тамбовской области на указанное решение суда подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене.
Считает, что решение суда противоречит ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закону Тамбовской области от 23.07.2010 г. N 682-3 "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и постановлению администрации Тамбовской области от 08.07.2011 г. N 816 "Об утверждении Порядка обеспечения лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения". Попов В.А. утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при достижении возраста 23 лет, то есть в *** году, поэтому правовых оснований для восстановления срока для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не имеется. Этот срок нельзя рассматривать как процессуальный и восстанавливать его в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Полагает, что Попов В.А. не имеет права на обеспечение жилым помещением (предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В возражениях на апелляционную жалобу Попов В.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Управления социального развития Тамбовской области - без удовлетворения.
Определением от 27.03.2013г. судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции. По делу в качестве ответчика привлечена администрация г.Моршанска Тамбовской области.
Ответчики администрация г.Моршанска и Левинский сельсовет Моршанского района Тамбовской области, 3-е лицо Управление социального развития Тамбовской области о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Администрация г.Моршанска возражала против удовлетворения исковых требований, представила отзыв, в котором указала, что в *** Попов В.А. заявление в администрацию г.Моршанска о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не подавал. На момент обращения в администрацию г.Моршанска с таким заявлением в ***, Попов В.А. был зарегистрирован по месту жительства в *** и не относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ему исполнилось 25 лет, в связи с чем оснований для удовлетворения его требований не имеется.
Глава администрации Левинского сельсовета предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил решение суда об удовлетворении иска Попова В.А. оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель 3-его лица отдела опеки и попечительства администрации г.Моршанска Тамбовской области Симагина М.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и пояснила, что Попов В.А. учился в школе-интернате *** до ***, а затем был отчислен и отдел опеки и попечительства г.Моршанска не знал где проживает Попов В.А., в связи с чем не могли оказать ему содействие в решении вопроса о своевременной постановке на учет на получение жилого помещения. Представитель поддерживает исковые требования Попова В.А. и указывает на то, что место регистрации не влияет на возможность постановки его на учет именно в администрации г.Моршанска.
Представитель 3-его лица отдела опеки и попечительства администрации Моршанского района Тамбовской области Тучина Н.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы и пояснила, что в *** до исполнения 23 лет Попов В.А. обратился к ней за консультацией по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья. Поскольку он был зарегистрирован в г.Моршанске, она пояснила Попову В.А., что ему необходимо обратиться в отдел опеки по г.Моршанску и в жилищный отдел г.Моршанска. При встрече с К., заместителем начальника отдела ЖКХ администрации г.Моршанска, она, Тучина Н.В., рассказала, что направила к ней Попова В.А. К. пояснила, что Попов В.А. к ней приходил и она дала ему перечень документов, которые нужно собрать и после этого он к ней не приходил. Позже К. не вспомнила, что к ней приходил Попов В.А., пояснив, что прошло много времени. После того, как Попову В.А. исполнилось 23 года он вновь приходил в отдел опеки Моршанского района, был прописан уже по Левинскому сельсовету, и она, Тучина Н.В., направила его в Левинский сельсовет для решения вопроса о постановке на жилищный учет.
Истец Попов В.А. возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения, пояснив, что по *** он учился в школе-интернат, а затем проживал в *** у своей родной сестры. Прописан был по месту жительства отца в общежитии в ***. В связи с тяжелым материальным положением, в *** лет он уехал работать в ***. В *** году до исполнения 23 лет он узнал, что нужно встать на учет на получение жилья и обратился в администрацию г.Моршанска, где ему сказали какие документы для этого нужно собрать. Он частично собрал документы и передал их К., заместителю начальника отдела ЖКХ администрации г.Моршанска. Все документы он собрать не успел, так как нужно было уезжать на работу, работал он вахтовым методом. Кроме того, ему не давали справку с места жительства, так как у отца имелась задолженность по квартплате. В общежитии ему сказали, что будут его выселять из-за имеющейся задолженности. Тогда он выписался из общежития и зарегистрировался по месту жительства дедушки в ***, однако, по этому адресу он не жил. Сначала работал в ***, снимал там жилье, а сейчас работает в Моршанске, где также снимает жилье. Позже он снова собирал документы, но полностью пакет документов не смог собрать из-за того, что нужно было уезжать на работу. Свои исковые требования к администрации г.Моршанска поддерживает, так как жильем он не обеспечен и просит поставить на жилищный учет именно в г.Моршанске, где он жил и живет сейчас.
Выслушав истца Попова В.А., представителя 3-его лица отдела опеки и попечительства администрации г.Моршанска Тамбовской области Симагину М.А., представителя 3-его лица отдела опеки и попечительства администрации Моршанского района Тамбовской области Тучину Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск Попова В.А., предъявленный к администрации г.Моршанска, не привлек администрацию г.Моршанска к участию в деле. Таким образом, суд первой инстанции принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, что повлекло нарушение конституционных прав не привлеченного к участию в деле лица на судебную защиту на основе соблюдения принципов состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве.
Данное обстоятельство является существенным нарушением норм процессуального права, в связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
При принятии нового решения судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требовании Попова В.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
К иным категориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 (в редакции до 01.01.2013г.) ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22.08.2004) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Закон Тамбовской области "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти Тамбовской области дополнительных гарантий для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Тамбовской области.
Вышеуказанным Законом предусматривалось предоставление указанным категориям лиц благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и требованиям в соответствии с нормой предоставления не менее 33 и не более 37 квадратных метров общей площади (в редакции на момент обращения истца в суд)
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Истец Попов В.А., *** года рождения, имел статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Будучи в несовершеннолетнем возрасте с *** Попов В.А. находился под опекой своего дедушки П.П., так как его родители П.А.П. и П.А.И. решением *** от *** были лишены родительских прав, что подтверждается постановлением *** от *** ***.
Согласно справке выданной *** Попов В.А. являлся воспитанником указанного учебного учреждения и находился на полном государственном обеспечении с *** по ***.
Какая-либо жилплощадь за Поповым В.А. не закреплялась. Зарегистрирован Попов В.А. был по адресу: *** по месту жительства отца.
*** года Попов В.А. снят с регистрационного учета по указанному выше адресу и прописан по адресу: ***. Указанный дом принадлежит дедушке истца П.П., что подтверждается выпиской из похозяйственной книги ***. В жилом доме зарегистрированы: П.П., *** года рождения, ***; Попов В.А., *** года рождения, внук; П.Л ... *** года рождения, ***.
Из положений статьи 6 Закона Тамбовской области от 26 апреля 2000 г. N 112-З"О социальных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции до 01.01.2011 года) усматривается, что обеспечение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагалось на органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления.
Статья 13 Закона предусматривала, что администрации детских домов, домов детства, школ-интернатов, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, детских домов-интернатов для детей-инвалидов с недостатками в развитии не позднее чем за год до выпуска воспитанников, учащихся, студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны проинформировать об этом органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за ними жилья или по месту вынесения постановления о его внеочередном предоставлении для решения вопроса подготовки жилого помещения.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Лица, поставленные на учет, но не обеспеченные жилой площадью, сохраняют право на его получение после достижения возраста 23 лет.
Из приведенных положений следует, что органы местного самоуправления в отношении лиц, оставшихся без попечения родителей, должны были принимать меры по учету таких детей и решать вопросы, связанные с предоставлением им жилых помещений.
Из материалов дела усматривается, что администрация г.Моршанска Тамбовской области, на территории которой проживал несовершеннолетний Попов В.А., на учет по улучшению жилищных условий его не поставила, а также своевременно не включила его в единую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления, в качестве нуждающегося в получении жилых помещений. После выбытия Попова В.А. из образовательного учреждения жилье Попову В.А. не предоставлялось, в органах опеки и попечительства администрации г.Моршанска сведений о нем и его месте нахождения не было, что подтвердила в судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства администрации г.Моршанска Тамбовской области Симагина М.А.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
обеспечиваются и охраняются государством.
В данном случае государство в лице своих представительных органов - органов местного самоуправления и отдела опеки и попечительства, призванных защищать права этих детей, свои обязанности не выполнили и права ребенка, оставшегося без попечения родителей, не защитили, что фактически не отрицала в суде апелляционной инстанции представитель опеки и попечительства администрации г.Моршанска.
Однако, по мнению суда, истец не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления и органов опеки, учитывая при этом и то обстоятельство, что на момент возникновения у него права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, он являлся несовершеннолетним и его вины, в нарушении его прав на получение жилья, не имеется.
Кроме того, установлено, что Попов В.А. до достижения им возраста 23 лет обращался в органы опеки и попечительства Моршанского района Тамбовской области, администрацию г.Моршанска по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилье, однако, вопрос оставался не разрешенным.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: пояснениями истца, пояснениями представителя опеки и попечительства Моршанского района Тамбовской области Тучиной Н.В., справкой Моршанского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области о том, что Попов В.Л. обращался за сведениями ***.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Попов В.А. своевременно, до 23-летнего возраста, обратился с просьбой о постановке его на учет как ребенка оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилье, к должностным лицам, в должностные обязанности которых входило ведение и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, что свидетельствует о его волеизъявлении реализовать свое право на получение жилья.
Истец пояснил, что не имел возможности собрать полностью пакет документов, так как из-за имевшийся задолженности по коммунальным платежам не смог получить справку с места жительства. Кроме того, в связи с тяжелым материальным положением, вынужден был работать в другом городе, что также препятствовало возможности собрать документы. Между тем, в отсутствие сведений об обеспеченности его жилым помещением, Попов В.А. не имел возможности обратиться в отдел ЖКХ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося.
Истец не может быть лишен гарантированного и нереализованного права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить его на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилом помещении. А в ходе рассмотрения дела установлена объективная нуждаемость истца в жилом помещении, поскольку согласно представленных справок, выданных ГУПТИ Тамбовской области по г. Моршанску и Моршанскому району и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области жилых помещений на праве собственности по Моршанскому району и г. Моршанску за Поповым В.А. не зарегистрировано.
Следовательно, законные права Попова В.А. на постановку его на учет на улучшение жилищных условий по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилых помещений, должны быть восстановлены независимо от того, что его возраст старше 23 лет.
Тем более пунктом 1.2. Порядка обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
(утв. постановлением администрации Тамбовской области от 8 июля 2011 г. N816) предусмотрена возможность предоставления жилого помещения гражданам старше 23 лет из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилья, в порядке очередности.
Учитывая, что Попов В.А. до достижения возраста 23 лет относился к категории детей-сирот, имел право на социальные гарантии и поддержки, предусмотренные вышеуказанным законодательством, являлся и является нуждающимся в получении жилья, до достижения 23-летнего возраста предпринимал меры к реализации своего права на получение жилья путем обращения в администрацию г.Моршанска по месту своего жительства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требование истца о возложении на администрацию г. Моршанска обязанности по постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия также учитывает, что с 01.01.2013г. вступил в законную силу Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений которого распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно указанному Закону детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанным Законом также предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за указанными лицами, и в том случае если они достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Возражения администрации г.Моршанска, изложенные в отзыве на иск о том, что Попов В.А. зарегистрирован в ***, в связи с чем нет оснований для постановки его на жилищный учет по г.Моршанску несостоятельны, поскольку обращение Попова В.А. соответствует требованиям ст.6 Закона Тамбовской области "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции на дату обращения), ч.2 ст.1 Закона Тамбовской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области" (в редакции на дату обращения), так как местом выявления и первичного устройства Попова В.А. под опеку на воспитание в семью и местом регистрации его рождения является г.Моршанск Тамбовской области.
При таком положении администрация г. Моршанска была не вправе отказать в принятии Попова В.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" по тому основанию, что он проживает в Моршанском районе.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 26 ноября 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Попова В.А. удовлетворить.
Обязать администрацию г.Моршанска Тамбовской области принять Попова В.А. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения
по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.