Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ваганюк Н.Н.,
судей Андриановой И.В., Клепиковой Е.А.,
при секретаре Нишуковой Е.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 01 апреля 2013 года гражданское дело по иску Романова С.Е. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
по апелляционным жалобам ГУ МЧС России по Тамбовской области и ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на решение Советского районного суда г. Тамбова от 20 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Истец Романов С.Е. в период с 14.02.1989 г. по 04.06.2010 г. проходил службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России. Уволен *** по сокращению штатов; его выслуга составляет 23 года 4 месяца 9 дней.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС от *** он был включен в список сотрудников ГПС, нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека: он, жена Романова Е.А., *** г.р., дочь Романова Я.С., *** г.р., дочь Романова О.С., *** г.р.
Решением жилищной комиссии от *** *** Романов С.Е. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с утратой им оснований, дающих право на получение служебного жилого помещения, то есть увольнением из ГПС, и принятием на жилищный учет после 01.03.2005 г. (после вступления в силу Жилищного кодекса РФ).
Романов С.Е. обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения жилищной комиссии и признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата.
12 сентября 2012 года Романов С.Е. подал уточненное исковое заявление, в котором в качестве ответчика, помимо ГУ МЧС России по Тамбовской области, указал ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
В ходе рассмотрения дела 31 октября 2012 года истец дополнил исковые требования, просил также признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата и обязать ФКУ Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать ему государственный жилищный сертификат.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 20 ноября 2012 года исковые требования Романова С.Е. удовлетворены в полном объеме.
Признано незаконным решение жилищной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области от *** о снятии Романова С.Е. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
За Романовым С.Е. признано право на получение Государственного жилищного сертификата и на Федеральное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" возложена обязанность выдать Романову С.Е. на состав семьи четыре человека государственный жилищный сертификат.
Не согласившись с данным решением, представители ответчиков подали апелляционные жалобы, указав, что считают решение суда незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Представитель ответчика ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (далее Управление) в обоснование жалобы указал, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что согласно Жилищному кодексу РФ, вступившему в силу с 01 марта 2005 года, постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании ст.ст. 49,51,52 Жилищного кодекса РФ. То же изложено и в решении Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2008 года N ВКПИ 08-53. Иной порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан жилищным законодательством не установлен.
Управление ссылается на постановление Правительства от 17.12.2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" и указывает, что для участия в подпрограмме на получение социальной выплаты необходимо признание нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых исключительно по договору социального найма. Доказательств признания нуждающимся в жилых помещениях в органах местного самоуправления по месту жительства на основании норм ст.ст. 49, 51 ЖК РФ истец не представил. Не представил он также и доказательств того, что был поставлен на учет в органах местного самоуправления до 01 марта 2005 года. Напротив, решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области Романов С.Е. составом семьи четыре человека был принят в очередь на получение именно служебного жилого помещения.
Суд первой инстанции, по мнению автора жалобы, не учел, что закон, предусматривающий принятие на учет сотрудников ФПС в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, - Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, до настоящего времени не принят. При таких обстоятельствах, законных оснований для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых решениях сотрудников федеральной противопожарной службы, в том числе Романова С.Е., у МЧС России не имеется.
Управление также ссылается на то, что ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" занимается учетом в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, принятых на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Однако в функции ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" не входят полномочия по признанию граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Помимо признания и постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных
условий, обязательным условием для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, является содержание сотрудника учреждений противопожарной службы за счет средств федерального бюджета в календарном исчислении 10 лет и более.
Автор жалобы полагает, что истец не представил, а суд первой инстанции не запросил доказательств, свидетельствующих о содержании Романова С.Е. за счет средств федерального бюджета в календарном исчислении 10 лет и более.
По мнению Управления, суд не принял во внимание также довод о том, что предоставление служебных жилых помещений осуществляется исключительно на период прохождения службы сотрудника в федеральном органе исполнительной власти (его территориальном подразделении). Увольнение со службы является основанием для расторжения договора найма служебного жилого помещения, а также основанием для снятия сотрудника с учета подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями без предоставления жилого помещения, как утратившим связь с федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 11 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется один раз. В связи с этим Управление полагает, что при признании права истца на жилищный сертификат суд не исследовал обстоятельство, реализовал ли Романов С.Е. ранее указанную социальную выплату через органы местного самоуправления по месту своего жительства.
Кроме того, суд первой инстанции, признав истца и членов его семьи нуждающимися и необеспеченными жилым помещением, не проверил их жилищные условия, в том числе - на предмет соответствия положениям ст. 53 ЖК РФ и п. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2011 года N 202-В10-21 также установлено, что единственным условием предоставления гражданину служебного жилого помещения является необеспеченность его каким-либо жилым помещением,
то есть отсутствие у него в собственности, пользовании и владении другого жилого помещения в соответствующем населенном пункте.
В связи с этим автор жалобы указывает на то, что истец и члены его семьи зарегистрированы и проживают по месту прохождения службы по адресу: ***, п ***. Указанная квартира передана в общую долевую собственность истца и членов его семьи на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от *** (по 1/4 доле каждому). До приватизации указанное жилое помещение находилось в муниципальной собственности, основным квартиронанимателем являлась супруга истца, а истец был зарегистрирован в данном помещении как член семьи нанимателя и имел право пользования им на равных с нанимателем основаниях.
Таким образом, Управление полагает, что правовые основания для постановки Романова С.Е. на очередь на получение служебного жилого помещения по месту прохождения службы отсутствовали. Предоставление специализированного жилого помещения при наличии жилого помещения по договору социального найма либо в собственности не является улучшением жилищных условий, так как назначение специализированного жилого помещения носит временный характер.
Также автор жалобы полагает, что требование об отмене решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области от *** *** и признании его незаконным не могло быть рассмотрено в порядке искового производства в нарушение требований постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. N2 и статьи 25 ГПК РФ, так как законодательство Российской Федерации четко разграничило область искового производства. Суд первой инстанции должен был вынести соответствующее определение и рассмотреть данное дело по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ.
06.03.2013 г. от ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" поступило дополнение к апелляционной жалобе, в которой указано, что Управление не является уполномоченным органом по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 г.г." обязательство государства по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а также по выдаче государственного жилищного сертификата осуществляется только в отношении тех сотрудников, которые были приняты на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Истец не оспаривает тот факт, что до 01 марта 2005 года он не обращался с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы.
Кроме того, истец не лишен права на улучшение жилищных условий в соответствии с указанной Программой, с учетом соблюдения условий о постановке на соответствующий учет органами местного самоуправления.
В соответствии с п.12 Правил учета военнослужащих органы федеральных органов исполнительной власти осуществляют ведение учета военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не постановку на учет.
Приказом МЧС России от *** *** определены функции Главных управлений МЧС России по субъектам РФ, среди которых полномочий по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий нет.
Поскольку истец не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (не поставлен на учет органами местного самоуправления), то решение ГУ МЧС России по Тамбовской области о его исключении из списка сотрудников, имеющих право на государственный жилищный сертификат соответствует закону.
Кроме того, по мнению автора жалобы, суд первой инстанции нарушил ст.120 Конституции РФ, согласно которой при вынесении решений суд подчиняется только закону. В нарушение данного требования обжалуемое решение почти полностью дублирует решения Советского районного суда, вынесенные ранее.
Доводы апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Тамбовской области совпадают с доводами вышеизложенной жалобы.
В судебное заседание апелляционной инстанции ГУ МЧС по Тамбовской области и ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" представителей не направили, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Романов С.Е. просил оставить решение Светского районного суда от 23.11.2012 г. без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав истца Романова С.Е., считавшего решение законным и обоснованным, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены постановленного решения суда.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ) сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Судом установлено, что Романов С.Е. приказом ОВПО-1 *** от *** был назначен на должность *** с присвоением специального звания рядового внутренней службы. С 2002 года он работал в должности *** Пожарной части *** ФПС ГУ "ЦУС ФПС по ***".
Приказом Главного управления МЧС России по Тамбовской области ***-нс от *** истец был уволен со службы на основании п. "е" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с сокращением штатов.
Согласно справке ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по ***" *** от *** выслуга лет Романова С.Е. на 04.06.2010 г. в календарном исчислении составила 24 года 04 месяца 09 дней, из них в службу на федеральном бюджете вошел период службы в ВС РФ - с 27.10.1986 г. по 16.11.1988 г. и период работы в Федеральной противопожарной службе государственного учреждения "Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по ***" - с *** по дату увольнения *** (л.д.16-17).
В период службы в ГУ МЧС России по Тамбовской области 10.06.2008 г. *** ПЧ- *** ФПС ГУ "ЦУС ФПС по ***" прапорщик внутренней службы Романов С.Е. подал рапорт на имя начальника ГУ МЧС России по Тамбовской области Смола С.Н. о включении его и членов его семьи в список на улучшение жилищных условий. В тот же день начальник ЦУС ФПС полковник внутренней службы Зубарев В.М. под текстом рапорта написал ходатайство об удовлетворении рапорта по существу (л.д.72).
Из представленной в суд копии решения жилищной комиссии от *** следует, что комиссией рассматривался в числе прочих рапорт Романова С.Е. о постановке в очередь на улучшение жилищных условий; исследовались жилищные условия Романова С.Е., а именно, что он и члены его семьи (всего 4 человека) зарегистрированы и проживают в *** по п *** площадью *** кв.м, нанимателем которой является его супруга Романова Е.А.; и в итоге Романов С.Е. с составом семьи 4 человека был принят в очередь на служебное жилое помещение с составом семьи 4 человека, при этом сведений о дате ознакомления Романова С.Е. с таким решением жилищной комиссии под роспись суду не представлено (л.д. 7-8).
Из представленной в суд копии решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области *** от *** следует, что комиссией рассматривался вопрос "о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан", в том числе Романова С.Е., в результате чего было решено "в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ снять с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключить из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МЧС России по Тамбовской области" Романова С.Е. (л.д.9-12).
Несмотря на доводы апелляционной жалобы о постановке Романова С.Е. на очередь на служебное жилое помещение, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о постановке его на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Так, по мнению судебной коллегии, о том, что Романов С.Е. был поставлен на очередь не на служебное жилье, а на улучшение жилищных условий, свидетельствует непосредственно рапорт Романова С.Е., в котором он просит включить его и членов его семьи в список на улучшение жилищных условий, ходатайство начальника ЦУС ФПС полковника внутренней службы Зубарева В.М. на данном рапорте; протокол жилищной комиссии *** от ***, из которого следует, что на рассмотрение жилищной комиссии выносился вопрос о постановке Романова С.Е. в очередь на улучшение жилищных условий; а также протокол заседания жилищной комиссии *** от ***, в повестке дня которого указан вопрос о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях ряда граждан, в числе которых Романов С.Е., а в решении комиссии указано: "в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ снять с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключить из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий" ряда лиц, в числе которых Романов С.Е.
Судебная коллегия считает, что ссылка в решении комиссии от *** на статью 56 Жилищного кодекса РФ, входящую в главу 7 раздела 111 Жилищного кодекса РФ, говорит о том, что Романов С.Е. был снят с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а не служебного жилого помещения.
Следовательно, до снятия он находился на учете именно как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Отсутствие подтверждения ознакомления Романова С.Е. под роспись с результатом решения комиссии о постановке его на очередь на служебное жилье, по мнению судебной коллегии, также свидетельствует о том, что истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а не на служебное жилое помещение.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что постановка Романова С.Е. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении не имела смысла, поскольку на дату обращения истца с рапортом о постановке на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий семья Романова С.Е. проживала и была зарегистрирована в квартире, занимаемой по договору найма, расположенной в том же населенном пункте, что и место работы истца ( ***).
Таким образом, с учетом доказательств, имеющихся по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Романов С.Е. с членами семьи состоял на учете именно в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков, что в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы МЧС России решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях после введения в действие Жилищного кодекса РФ принимают органы местного самоуправления, судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 г. N 475, от 14.11.2007 г. N 778, от 06.10.2011 г. N 824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
На основании п.п.11 п.12 "Положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ", утвержденного Приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372, п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 г. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 N 475, от 14.11.2007 N 778, от 06.10.2011 N 824, с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 N 2н-9/09) ГУ МЧС России по Тамбовской области организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
В системе МЧС России в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от *** ***-р создано Федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, (в настоящее время - Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", сокращено наименование - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России"), на которое возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы.
Согласно п. 2.2 Устава ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", указанное учреждение осуществляет следующие виды деятельности (функции): постановка на учет и ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающихся в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
Указом Президента Российской Федерации от 28.06.1999 г. N 825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 г. N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов", изданного во исполнение вышеназванного Указа Президента, установлено, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством РФ право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 г. предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Из абз. 5 пп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы следует, что правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 18 Правил выпуска и реализации ГЖС выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
На основании п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пункту 22 Правил основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Из приведенных выше правовых норм следует, что надлежащим органом, в который должен обратиться сотрудник ФПС с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", является федеральный орган исполнительной власти, где проходит соответствующая служба.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Романов С.Е. и члены его семьи не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, судебная коллегия также считает необоснованными.
Так, из материалов дела следует, что на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от *** истец и члены его семьи приватизировали занимаемую по договору найма *** по п *** площадью *** кв.м в общую долевую собственность Романова С.Е., Романовой Е.А. (жены истца), Романовой Я.С. и Романовой О.С. (дочерей истца) - по 1/4 доле каждому. Право собственности в ЕГРП зарегистрировано *** (л.д.51,52).
Кроме того, судом установлено, что *** за Романовым С.Е. в ЕГРП зарегистрировано право собственности в порядке наследования на 21/240 долю в праве общей долевой собственности на *** (л.д.53).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как следует из ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Постановлением администрации города Котовска Тамбовской области от *** *** "Об установлении на территории города учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе *** не более 14,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Таким образом, исходя из суммы площадей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Романову С.Е. и членам его семьи, и требований закона судебная коллегия приходит к выводу о нуждаемости истца и членов его семьи в улучшении жилищных условий с учетом действующего законодательства.
Доводы апелляционных жалоб о том, что помимо признания и постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных
условий, обязательным условием для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, является содержание сотрудника учреждений противопожарной службы за счет средств федерального бюджета в календарном исчислении 10 лет и более, судебная коллегия считает надуманными, основанными на неверном толковании закона.
Согласно пп. "а" п.5 Правил выпуска и реализации ГЖС право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Из вышеприведенных формулировок законодательных актов видно, что в законе нет указания на необходимость наличия у увольняющегося сотрудника 10-летнего срока содержания за счет средств федерального бюджета.
Закон предъявляет к такому сотруднику требования о наличии общей продолжительности службы в календарном исчислении 10 лет и более и увольнения из Государственной противопожарной службы, в которой содержался за счет средств федерального бюджета.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Романов С.Е. уволился с Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, где содержался за счет средств федерального бюджета, в связи с организационно-штатными мероприятиями; проработал в календарном исчислении более 10 лет, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, ранее по месту службы жилых помещений либо денежных субсидий на их приобретение не получал (л.д.71).
Учитывая, что обеспечение жильем сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляется в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета, и истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, действия ответчиков по исключению его из списка сотрудников Главного управления МЧС России по Тамбовской области, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречат требованиям закона.
Поскольку Романов С.Е. отвечает требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, представил в ГУ МЧС России по Тамбовской области полный пакет документов, предусмотренных пунктом 19 Правил, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении, сведения о реализации им права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, в материалах дела отсутствуют, у ответчика не было правовых оснований для снятия его с учета в качестве нуждающегося в получении жилья с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области *** от *** в отношении Романова С.Е. судебная коллегия признает незаконным.
Поскольку в период службы в Государственной противопожарной службе МЧС России Романов С.Е. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в сводный список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата, до настоящего времени жильем не обеспечен, что в силу ст. 51 ЖК РФ свидетельствует о его нуждаемости в улучшении жилищных условий, а также ввиду того, что функции по ведению учета сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей, возложены на ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", судебная коллегия считает необходимым обязать указанное учреждение выдать Романову С.Е. государственный жилищный сертификат.
Доводы ответчиков о том, что исковые требования Романова С.Е. об отмене решения жилищной комиссии и признании его незаконным должны рассматриваться не в порядке искового производства, а по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, судебная коллегия считает несостоятельными.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3) судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Как видно из характера спорных правоотношений, Романов С.Е. оспаривает решение жилищной комиссии ГУ МЧС, повлекшее для него утрату права на улучшение жилищных условий посредством участия в Государственной федеральной целевой программы "Жилище". Следовательно, Романов С.Е. спорит о своем праве на жильё.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Тамбова от 20 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", Главного управления МЧС России по Тамбовской области - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.