Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе
председательствующего Ваганюк Н.Н.,
судей Андриановой И.В., Клепиковой Е.А.,
при секретаре Нишуковой Е.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 11 марта 2013 года гражданское дело по иску Ракитиной Л.Е. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости;
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе на решение Моршанского районного суда от 14 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Андриановой И. В., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Ракитина Л.Е. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и в обоснование заявленных требований указала следующее.
24 сентября 2012 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". На тот момент общий страховой стаж Ракитиной Л.Е. составлял 22 года 01 месяц 19 дней. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ***. N *** ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия стажа (на основании протокола заседания стаж Ракитиной Л.Е. составляет 27 лет 11 месяцев 14 дней).
ГУ УПФ РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области не были засчитаны в стаж истицы 2 года 7 месяцев 26 дней, из которых она находилась: на курсах повышения квалификации с 20.03.2000 г. по 20.04.2000 г. (00 г. 01 мес. 01 дн.); в отпуске по уходу за ребенком - с 06.10.1992 г. по 15.10.1993 г., с 16.10.1993 г. по 28.02.1995 г. (02 г. 04 мес. 23 дня); на курсах повышения квалификации: с 31.10.2005 г. по 01.12.2005 г.; с 26.04.2010 г. по 26.05.2010 г. (00 лет 02 мес. 02 дня).
Ракитина Л.Е. не согласна с отказом в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, поскольку повышение квалификации является обязанностью медицинского работника с целью последующего допуска к осуществлению лечебной работы.
Ссылаясь на ст.196 Трудового кодекса РФ, постановление Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 10 февраля 1993 г. N 21/1-14-У "Об отмене пункта 7 разъяснения от 8 января 1992 г. N 1, утвержденного приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235", Ракитина Л.Е. просила суд включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды с 20.03.2000 г. по 20.04.2000 г.; с 06.10.1992 г. по 15.10.1993 г.; с 16.10.1993 г. по 28.02.1995 г.; с 31.10.2005 г. по 01.12.2005 г.; с 26.04.2010 г. по 26.05.2010 г.; обязать ГУ УПФ РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области назначить ей трудовую пенсию досрочно на льготных основаниях с момента обращения в ГУ УПФ РФ, то есть с 24 сентября 2012 года.
14 декабря 2012 года Ракитина Л.Е. обратилась в суд с заявлением о дополнении исковых требований, в которых фактически изменила требования в части включения в льготных стаж периода отпуска по уходу за ребенком.
Ссылаясь на постановление СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11 "Об утверждении разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет",
Ракитина Л.Е. просила включить в стаж работы, дающей право на назначение льготной пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет в должности *** операционного блока хирургического отделения с 09.06.1992 г. по 16.10.1993 г., и исчислять его на льготных основаниях как 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Исковые требования Ракитиной Л.Е. в части включения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по беременности и по родам в дополнительном исковом заявлении остались в прежнем объеме.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено ТОГБУЗ " *** ЦРБ".
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 14 декабря 2012 года исковые требования Ракитиной Л.Е. удовлетворены.
За Ракитиной Л.Е. признано право на получение пенсии на льготных основаниях, предусмотренных п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ"; в стаж работы, дающей право на назначение льготной пенсии, включены периоды нахождения Ракитиной Л.Е. на курсах повышения квалификации с 20.03.2000 года по 20.04.2000 года (00 лет 01 мес. 01 день); с 31.10.2005 года по 01.12.2005 года; с 26.04.2010 года по 26.05.2010 года (00 лет 02 мес. 02 дня) - за время работы в ТОГБУЗ " *** ЦРБ" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитаны периоды временной нетрудоспособности Ракитиной Л.Е. по беременности и родам - с 04.02.1992 года по 08.06.1992 года, с применением коэффициента 1 x *** как *** хирургического отделения, и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения полутора лет - с 09.06.1992 года по 16.10.1993 года, с применением коэффициента 1 х *** как *** хирургического отделения в период работы в ТОГБУЗ " *** ЦРБ";
пенсия назначена с момента обращения Ракитиной Л.Е. с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Моршанске и Моршанском районе, то есть с 24.09.2012 года.
Не согласившись с решением Моршанского районного суда от 14 декабря 2012 года, начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области подал апелляционную жалобу, в которой указал, что решение принято с нарушением норм материального права по следующим основаниям.
Трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно ст.27 и ст.28 ФЗ N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ", п.п.4,5 Правил исчисления периода работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В разъяснении Минтруда РФ от 22.05.1996 года N 5 указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в течение не менее 80 % рабочего времени.
Далее автор жалобы ссылается на то, что отпуск по своему целевому назначению является периодом, в течение которого работник свободен от исполнения всех трудовых обязанностей профессиональной деятельности, в том числе от обязанностей выполнять какие - либо распоряжения работодателя. А период временной нетрудоспособности - это период, в течение которого утрачена трудоспособность к трудовой деятельности в случае заболевания (травмы), в связи с болезнью члена семьи, нуждающегося в постоянном постороннем уходе и т.д.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 периоды работы
в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке,
за исключением отдельных случаев.
Названный пункт постановления предусматривает кратное исчисление стажа на соответствующих видах работ лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как 1 год и 6 месяцев.
Исходя из вышеизложенного, автор жалобы указывает на то, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов непосредственно работы.
Иное понимание приведенных норм, по его мнению, противоречит принципу справедливости для назначения пенсии лицам, непосредственно осуществлявшим деятельность, оказывающим неблагоприятное воздействие на организм, наравне с лицами, временно не осуществлявшим трудовую деятельность.
Следовательно, периоды работы в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения, подлежащие зачету в кратном исчислении, были обоснованно зачтены истице Ракитиной Л.Е. в специальный стаж в полуторном размере. Однако суд необоснованно включил в стаж работы период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку в эти периоды истица не выполняла свою работу.
Оставление судом первой инстанции без внимания требований вышеназванных нормативных актов привело к существенному нарушению норм материального права, в связи с чем ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области просит решение Моршанского районного суда от 14.12.2012 г. в части применения льготного исчисления - 1 год за 1 год 6 месяцев периода нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 04.02.1992 г. по 08.06.1992 г. и в отпуске по уходу за ребенком с 19.06.1992 г. по 16.10.1993 г., а также в части назначения пенсии с 24.09.2012 г. - отменить; принять по делу новое решение и отказать Ракитиной Л.Е. в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Ракитина Л.Е. подала возражения на апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области, в которой указала, что суд выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил закон, подлежащий применению по данному делу. В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Исходя из смысла приведенных законодательных актов и ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 09.12.1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности до 06.10.1992 г.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком у истицы начался 16.04.1992 г., то есть в период действия названных нормативных актов, и учитывая положения ч.2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, то период с 06.10.1992 года по 16.10.1993 года (до момента его прерывания), по мнению Ракитиной Л.Е., подлежит включению в специальный стаж работы, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Далее истица ссылается на п.п. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждения здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, на статью 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которым лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ - Управление Пенсионного
фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области Фоминых О.А. поддержала доводы апелляционной жалобы и в своих объяснениях настаивала на том, что льготное исчисление пенсии должно осуществляться только в отношении периодов непосредственно работы, к которым отпуск по уходу за ребенком, по её мнению, не относится.
В судебном заседании истица Ракитина Л.Е. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Ракитина Л.Е. в период с 03.08.1990 года до 27.09.1990 года работала *** кабинета хирургического отделения *** центральной районной больницы; а с 27.09.1990 года по настоящее время работает *** хирургического отделения *** центральной районной больницы, переименованной впоследствии в МУЗ " *** центральная районная больница" (с 22.01.2003 г.) и в ТОГБУЗ " *** центральная районная больница" (с 01.01.2012 г.).
В период работы Ракитиной Л.Е. *** хирургического отделения *** центральной районной больницы она находилась в отпусках по беременности и по родам - с 04.02.1992 г. по 08.06.1992 г., и по уходу за ребенком - с 09.06.1992 г. по 28.02.1995 г.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2002 г., трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781 были утверждены
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктом 5 названных Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
Из Приложения к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следует, что должности Ракитиной Л.Е. включены в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Ранее действовавшее законодательство, в частности, постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 года N 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения.
Соглашаясь с данным выводом, ответчик оспаривает включение в период работы, дающей Ракитиной Л.Е. право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов её нахождения в отпуске по беременности и родам - с 04.02.1992 г. по 08.06.1992 г., и в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет - с 09.06.1992 г. по 16.10.1993 г., поскольку их нельзя отнести, по его мнению, к периодам работы. В связи с этим спорные периоды были включены ответчиком в стаж работы в календарном исчислении.
Судебная коллегия считает данный довод ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 255 Трудового кодекса РФ отпуск по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию предоставляется женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27,28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Из вышеприведенных норм следует, что отпуска по беременности и родам, как периоды временной нетрудоспособности, включаются пенсионным законодательством РФ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В связи с этим, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности включения в стаж работы, дающей право на назначение льготной пенсии, периодов нахождения Ракитиной Л.Е. в отпуске по беременности и родам.
В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовали разъяснения Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС N23/24-11 от 29 ноября 1989 года "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет".
Согласно пункту 7 названных разъяснений, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы, и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении государственных пенсий и в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Во всех случаях исчисление общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой представлены указанные отпуска.
Период отпуска по уходу за ребенком до 1 года 6 месяцев, который ответчик считает подлежащим включению в стаж в календарном исчислении, суд первой инстанции обоснованно включил в сроки осуществления лечебной деятельности в льготном исчислении.
Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет предоставлялся истице в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" и Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года N 156/10-30 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет", приравнивающими периоды отпуска по уходу за ребенком к периодам работы.
С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 года N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" период нахождения в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Однако из п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" следует, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (согласно ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), необходимо исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии со ст.12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
В связи с этим, учитывая, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Ракитиной Л.Е. до 06 октября 1992 года, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности его включения судом первой инстанции в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно обязал ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области назначить Ракитиной Л.Е. пенсию с 24 сентября 2012 года, то есть с момента её обращения в ГУ УПФ РФ с соответствующим заявлением, поскольку на тот момент её стаж работы соответствовал стажу, дающему право на получение пенсии на льготных основаниях, предусмотренных п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
С учетом изложенного, в связи с правильным применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения Моршанского районного суда Тамбовской области от 14 декабря 2012 года без изменения, апелляционной жалобы ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 14 декабря 2012 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.