Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.
судей: Тюриной Н.А., Курохтина Ю.А.,
при секретаре: Коломытцевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малининой В.С. к Управлению социального развития Тамбовской области о признании права на перерасчет пенсии и возложении обязанностей произвести перерасчет пенсии,
по апелляционной жалобе Управления социального развития Тамбовской области на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малинина B.C. с *** по *** работала в должности руководителя архивного отдела ***, затем администрации ***. Ей был присвоен квалификационный разряд ***.
Малинина В.С. была уволена в связи с достижением предельного для государственной службы возраста, переходом на пенсию по старости.
С *** Малининой В.С. была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости пенсии в сумме *** руб., исходя из денежного содержания по состоянию на *** в размере *** руб., в соответствии с Постановлением Тамбовской областной Думы от 31.01.1997 г. N 642 "Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тамбовской области и муниципальные должности муниципальных служащих в тамбовской области". Впоследующем размер доплаты индексировался и пересчитывался.
С *** года Малинина В.С. стала получать доплату к назначенной пенсии в соответствии с Законом Тамбовской области от 25.12.2002 г. N 91-3 "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Тамбовской области и муниципальные должности в Тамбовской области" (пенсию за выслугу лет).
С *** вступили в силу Законы Тамбовской области от 25.07.2009 г. N 557-3 "О доплате к пенсиям лицам, замещавшим отдельные должности в органах государственной власти и управления Тамбовской области и сохранении доплаты к пенсии лицам, замещавшим отдельные должности в органах государственной власти и управления Тамбовской области" и N 558-3 "О пенсиях за выслугу лет лиц, замещавших государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих Тамбовской области". Последним был признан утратившим силу Закон Тамбовской области от 25.12.2002 г. N 91-3.
С учетом п. 3 и 4 Закона перерасчет ежемесячной доплаты составил бы меньшую сумму, чем уплачивалась Малининой В.С., ввиду чего в соответствии со ст. 6 Закона N 558-3 ее пенсия была сохранена в прежнем размере.
Выплата средств исходя из размера денежного содержания на момент прекращения трудовой деятельности Малинина В.С. считает несоответствующим, существенно заниженным, по сравнению с размерами пенсии за выслугу лет лицам, которым она назначалась после ***
Во внесудебном порядке в удовлетворении заявления Малининой В.С. о перерасчете доплаты к ее пенсии по ее должности было отказано.
Тогда Малинина В.С. обратилась в суд с иском к Управлению
труда и социального развития о признании незаконным произведенного ей
перерасчета пенсии и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет применительно к расчету пенсии для должностей той же группы и категории, которую она занимала до выхода на пенсию, установив ее в соответствующем для этой группы и категории размере с учетом стажа работы.
Впоследующем Малинина B.C. свои требования уточнила, просила признать за нею право на перерасчет пенсии в соответствии со ст. 6 Закона Тамбовской области N 558-3 применительно к должностям, указанным в ст. 3 указанного Закона, и возложить на Управление социального развития обязанность произвести такой перерасчет применительно к должности начальника управления администрации области либо начальника отдела администрации области.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 ноября 2012 года исковые требования Малининой В.С. удовлетворены.
Суд обязал Управление социального развития Тамбовской области произвести Малининой В.С. перерасчет пенсии за выслугу лет исходя из денежного вознаграждения начальника отдела администрации Тамбовской области на день вступления в силу Закона Тамбовской области от 25.07.2009 года N 558-3 "О пенсиях за выслугу лет лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих Тамбовской области" с *** года (когда истица обратилась с заявлением об осуществлении данного перерасчета).
При этом суд указал на право истца на установление пенсии за выслугу лет и на перерасчет пенсии с даты подачи соответствующего заявления исходя из денежного содержания начальника отдела администрации области, установленного на день вступления в силу данного Закона.
В апелляционной жалобе представитель Управления социального развития Тамбовской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Малининой В.С. отказать.
Указывает, что пенсия за выслугу лет Малининой В.С. назначена с *** в соответствии с постановлением областной Думы от 31.01.1997 г. N 642 "Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещающим государственные должности Тамбовской области и муниципальные должности в Тамбовской области. На момент вступления в силу Закона от *** ***-З получаемая Малининой В.С. пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом области N91-З с учетом ранее производимой индексации составила больший размер, чем пенсия, исчисленная по нормам принятого Закона. Произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом денежного содержания, установленного по аналогичным должностям, в частности для истца по должности начальника отдела, на момент вступления в силу Закона N 558-З не предоставляется возможным.
Оспаривает выводы суда о нарушении прав Малининой В.С. на пенсионное обеспечение по сравнению с государственными гражданскими служащими, замещающими должности той же группы и категории, что и Малинина В.С., но оформившими пенсию после ***, а также - применение судом п. 8 ст.4 Закона, который устанавливает индексацию пенсии за выслугу лет в связи с увеличением денежного вознаграждения (денежного содержания) по соответствующим должностям государственной гражданской службы, а не увеличение самого денежного вознаграждения (денежного содержания) для исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет.
Считает, что вопросы и порядок перерасчета пенсии за выслугу лет урегулированы Законом N 558-З и разночтений не имеют.
Отмечает, что суд не указывает в решении какие статьи Закона области были нарушены при пересчете истице пенсии, судом также не предлагается сам порядок перерасчета пенсии со ссылкой на соответствующее законодательство, данный расчет не предлагается и самим истцом.
Ссылаясь на определение условий предоставления права на пенсию государственных гражданских служащих субъектов РФ законами и иными нормативными актами субъектов РФ, указывает на отсутствие нарушений пенсионных прав истицы в соответствии с Законом области.
Малинина В.С. в возражениях на апелляционную жалобу Управления социального развития Тамбовской области указала, что в перечне отдельных должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, указанном в ст. 3 Закона области N558-З, необоснованно отсутствует занимавшаяся ею должность государственной гражданской службы "начальник отдела администрации области". Данная должность указана в реестре должностей государственной гражданской службы, утвержденном Законом Тамбовской области от 29.09.2006 г. N 79-З. Перерасчет пенсии может быть произведен применительно к должности "начальник управления администрации области" или начальник отдела администрации области". Статьей 6 Закона N 558-З предусмотрено что лицам, получавшим до вступления в силу настоящего Закона пению за выслугу лет на основании Закона Тамбовской области от 25.12.2002 г. N 91-З, пенсия за выслугу лет подлежит перерасчету в соответствии с настоящим законом. Вместе с тем, вопрос о перерасчете пенсии фактически не урегулирован ни Законом N 558-З, ни постановлением администрации Тамбовской области, изданным в целях реализации этого Закона. Неурегулированность законом организационно-правового механизма реализации Закона и произвольный подход к реализации Закона N 558-З повлекли нарушение ее прав по сравнению с государственными служащими, занимающими должности той же группы и категории, но оформляющими пенсию за выслугу лет после *** Суд, рассмотрев исковые требования, практически применил аналогию закона, обязав Управление соцразвития произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, исходя из денежного вознаграждения начальника отдела администрации Тамбовской области. Считает, что в апелляционной жалобе ответчик практически ставит вопрос о том, что указанный Закон не предоставляет возможности подойти в равной мере при назначении и перерасчете пенсии за выслугу лет лицам одной и той же категории и группы гражданских служащих области. С учетом изложенного Малинина В.С. просит направить запрос в Конституционный суд РФ о проверке конституционности Закона Тамбовской области N 558-З.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем Управления социального развития Тамбовской области Паршиной Н.В., выслушав возражения Малининой В.С. и ее представителя Поповой И.С., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. 5 ст. 1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N173-ФЗ и согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Судом установлено, что изначально Малинина В.С. получала доплату к пенсии в соответствии с Постановлением Тамбовской областной Думы от 31.01. 1997 г. "Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии", затем в соответствии с Законом Тамбовской области N 91-3 "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Тамбовской области и муниципальные должности в Тамбовской области". Размер доплаты по данному Закону (пенсии за выслугу лет) составлял *** руб., верность расчета которого не оспаривается истицей.
01.10.2009 г. вступил в силу Закон Тамбовской области от 25.07.2009 г. N 558-3 "О пенсиях за выслугу лет лиц, замещавших государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих Тамбовской области" (далее Закон N558-З). Закон от 25.12.2002 г. N 91-3 был признан утратившим силу.
Согласно ст. 6 Закона N 558-3
лицам, получавшим до вступления в силу настоящего Закона пенсию за выслугу лет на основании Закона Тамбовской области от 25 декабря 2002 г. N91-3 "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих государственные должности Тамбовской области и муниципальные должности в Тамбовской области" (в редакции от 16 сентября 2005 г.), пенсия за выслугу лет подлежит перерасчету в соответствии с настоящим Законом. В случае, если размер ранее назначенной пенсии за выслугу лет превышает размер пенсии за выслугу лет, исчисленный в соответствии с настоящим Законом, пенсия выплачивается в прежнем более высоком размере.
Порядок, механизм расчета пенсии за выслугу лет, вопреки доводам стороны истца, четко определен в ст. 3 и ст. 4 Закона N 558-3.
Так в силу п. 3 и п. 5 статьи 4 Закона N 558-3 для исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет указанным с данных положениях способом учитывается среднемесячное денежное содержание, установленное на день прекращения трудовой деятельности по должности, по которой лицо обратилось за назначением пенсии за выслугу лет и размер базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Перерасчет пенсии за выслугу лет был произведен истице именно в соответствии с приведенной нормой, но, поскольку на момент вступления в силу Закона N 558-3 получаемая Малининой B.C. пенсия за выслугу лет с учетом ранее производимой индексации составляла больший размер, чем был исчислен по данному Закону, то в соответствии со ст. 6 был сохранен ее прежний уровень.
Произвести требуемый Малининой В.С. перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с положениями ст. 3
Закона N 558-3 не представляется возможным.
Так, при расчете пенсии за выслугу лет определенным способом в соответствии с данной нормой используется ежемесячное денежное вознаграждение (денежное содержание), действующее (действовавшее) на день прекращения трудовой деятельности (расторжения трудовых отношений) по должности, по которой лицо, замещавшее одну из перечисленных в настоящей части должностей, обратилось за назначением пенсии за выслугу лет.
Возможность исчисления пенсии за выслугу лет исходя из размера содержания по соответствующей должности на момент вступления в силу данного Закона не предусмотрена.
Также отсутствует в исчерпывающем перечне должностей, поименованных в данной норме, и должность, которую занимала истица.
При таком положении выводы суда первой инстанции о наличии у истицы права на перерасчет пенсии
исходя из установленного на момент вступления в силу данного Закона размера содержания по определенной, ранее занимаемой истицей должности, не являются законными и обоснованными.
Указание в ст. 3 Закона N 558-3 части должностей одной из категорий, приведенной в Реестре должностей государственной гражданской службы Тамбовской области, и неуказание иных должностей той же категории, а также приведение конкретных механизмов перерасчета без указания на возможность применения иных, более благоприятных для определенного круга лиц способов такого перерасчета, осуществлено на усмотрение субъекта Российской Федерации в полном соответствии с полномочиями, предоставленными ему вышеприведенными п. 5 ст. 1 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N173-ФЗ и ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ.
При таком положении оснований для осуществления нормоконтроля положений Закона (которые являются предметом спора) и направления в Конституционный Суд РФ запроса о проверке на соответствие их Конституции РФ не имеется, как не имеется возможности и применять аналогии закона, внося тем самым собственные коррективы.
Исходя из изложенного, решение суда об удовлетворении исковых требований Малининой В.С. не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене ввиду неверного применения судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Исковые требования Малининой В.С. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328- 330 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 16 ноября 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Малининой В.С. к Управлению социального развития Тамбовской области о признании права на перерасчет пенсии и возложении обязанностей произвести перерасчет пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.