Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Уварова В.В.,
судей: Курохтина Ю. А., Бурашниковой Н.А.,
при секретаре: Никифорове Д. В.,
с участием прокурора Лесняк Е. Н.,
рассмотрела в судебном заседании 20 марта 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы по труду и занятости на решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 24 декабря 2012 года по делу по иску Болдырева Ф.П. к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района", управлению социального развития Тамбовской области об обязании произвести перерасчет и индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, взыскании единовременной задолженности в возмещении вреда здоровью.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болдыреву Ф.П. в 1997 году была установлена *** с причиной инвалидности: увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС.
После очередного освидетельствования 07.03.2002 года подтверждено наличие у истца *** с указанной причиной, то есть увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС.
В феврале 2007 года после очередного переосвидетельствования наличие у истца группы инвалидности не была подтверждена. В связи с отсутствием у истца группы инвалидности ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью прекращена с 01.04.2007 года.
06.06.2011 года Болдыреву Ф.П. была установлена *** по общему заболеванию.
Решением Российского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (РосМЭС) от *** была установлена причинно-следственная связь заболевания и инвалидности Болдырева Ф.П. с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на ЧАЭС.
03.04.2012 года ему бессрочно установлена *** с причиной инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
07.09.2012 года истцу выдано удостоверение лицу, перенесшему лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом. И с этой даты ему назначена выплата в возмещение вреда здоровью в размере *** коп., которая выплачивается по настоящее время.
Болдырев Ф.П. 16 октября 2012 года обратился в суд с иском к ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения города Уварово и Уваровского района" об обязании произвести перерасчет и индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании единовременной задолженности в возмещение вреда здоровью. В обосновании исковых требований указывал, что в апреле 2012 года и повторно 07 сентября, а также 20 сентября 2012 года он обращался к ответчику за назначением выплат в возмещение вреда здоровью, однако только с 07.09.2012 года ему была назначена ежемесячная денежная компенсация в размере - *** коп. Данная выплата назначена в меньшем размере, поскольку ранее состоявшимся решением Уваровского районного суда от 05.12.2006 г., ему была проиндексирована ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с применением индексов ВПМ по Тамбовской области: за 2001 - 2006 годы и назначена ежемесячная денежная компенсация с 01.11.2006 г. в размере *** коп. Таким образом, истец получал сумму до снятия группы инвалидности в возмещение вреда здоровью в большем размере, чем назначена и выплачивается ответчиком сейчас, тем самым были нарушены нормы действующего законодательства. Болдырев Ф.П. просил произвести перерасчет и индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с применением индексов увеличения МРОТ с 01.07.2000 года - 1,581, с 01.01.2001 года - 1,515; в дальнейшем с применением индексов ВПМ по Тамбовской области с 01.01.2002 года по 31.12.2004 года: за 2002 г. - 1,642: за 2003 г. - 1,241; за 2004 г. - 1,151, в последующем ежегодно по уровню инфляции с 01.01.2005 года: за 2005 г. - 1,11; за 2006 г. - 1,09; за 2007 г. -1,08: за 2008 г. - 1,105: за 2009 г. - 1,13; за 2010 г. - 1,1; за 2011 г. - 1,065; за 2012 г. - 1,06 и обязать ответчика назначить и выплачивать ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере - *** коп., начиная с 01.10.2012 года ежемесячно; взыскать с ответчика единовременную задолженность в возмещение вреда здоровью за период с 01.09.2009 года по 30.09.2012 года в размере - ***. за счет средств федерального бюджета.
Определением судьи Уваровского районного суда Тамбовской области от 13 ноября 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление труда и социального развития Тамбовской области.
В процессе рассмотрения дела исковые требования были уточнены. В итоге истец просил произвести перерасчет и индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из суммы *** коп. по *** с применением индексов ВПМ по Тамбовской области за период с 01.01.2002г. по 31.12.2004г.: за 2002г. - 1,642; за 2003г. -1,241; за 2004г. - 1,151; в последующем ежегодно по уровню инфляции с 01.01.2005г.: за 2005г. - 1,11; за 2006г. - 1,09; за 2007г. - 1,08; за 2008г. - 1,105; за 2009г. - 1,13; за 2010г. - 1,1; за 2011г. - 1,065; за 2012г. - 1,06 и обязать ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения г.Уварово и Уваровского района" назначить и выплачивать истцу ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере - *** коп., начиная с 01.10.2012 года ежемесячно; взыскать с ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг для населения г.Уварово и Уваровского района" единовременную задолженность в возмещение вреда здоровью за период с 01.11.2009г. по 30.09.2012г. в размере *** коп. за счет средств федерального бюджета.
Решением Уваровского районного суда Тамбовской области от 24 декабря 2012 года исковые требования Болдырева Ф.П. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Федеральная служба по труду и занятости ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленного Болдыревым Ф.П. иска. Указывает, что право на обращение за назначением ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, вновь возникло у Болдырева Ф.П. только в 2012 году после установления ему *** по заболеванию, полученному при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС. Таким образом, требование о назначении и выплате ему компенсации возмещения вреда со, индексации суммы в соответствии с приложенным истцом расчетом, задолженности по названной выплате за период отсутствия у истца инвалидности, не обоснованны и не подлежали удовлетворению.
Автор жалобы также указывает на нарушение судом норм материального права, в частности на применение судом ранее существовавшего порядка индексации при отсутствии законодательного механизма его проведения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика Добычину Е. Н., поддержавшую жалобу, истца и его представителя Яркина А. Н., считавших решение суда правильным, а также заключение прокурора Лесняк Е. Н., полагавшего решение суда подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П было признано, что взаимосвязанные нормы ч. 3 ст. 5 базового Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 года) и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Довод истца и его представителя о дополнительной индексации указанных сумм исходя из роста прожиточного минимума за 2002 -2004 годы, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, судебная коллегия признает необоснованным.
Названным Постановлением КС РФ было предусмотрено право судов принимать решения об индексации соответствующих сумм исходя из роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, но данная конституционно-правовая мера была адресована исключительно судебным органам и носила временный характер. Как указано в п. 2 указанного Постановления КС РФ "впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации".
Вместе с тем на момент установления истцу группы инвалидности и на момент обращения истца в суд законодателем установлен порядок индексации.
Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения и ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. ФЗ от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство Российской Федерации своими постановлениями от 25 мая 2005 г. N 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 г. N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и последующими ежегодными постановлениями утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Как усматривается из материалов дела, ответчиком произведена индексация назначенной суммы возмещения вреда здоровью своевременно, исходя из порядка, установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, то есть назначенная к выплате истцу сумма в размере *** коп. назначена с учетом индексации в соответствии с действующим законодательством.
В изложенной ситуации у суда не имелось оснований для удовлетворения требований истца об индексации сумм ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, пропорционально изменению прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Поэтому выводы суда относительно необходимости индексации назначенных Болдыреву Ф.П. ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент её обращения с настоящим иском законодателем установлен порядок индексации исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка не допускается.
Кроме того, при прохождении истцом очередного освидетельствования в феврале 2007 года наличие у него *** в связи с имеющимся заболеванием, возникшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подтвердилось.
Только в июне 2011 года истцу была установлена *** по общему заболеванию. Причинно-следственная связь между заболеванием истца и воздействием радиационных факторов вследствие аварии на ЧАЭС установлена в марте 2012 года. В связи с этим 03.04.2012 года истцу бессрочно установлена *** с причиной инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
При этом названная третья группа истцу не восстановлена с 2007 года, а назначена вновь. Доказательств незаконности снятия истцу в 2007 году группы инвалидности в деле не имеется, не представлены такие доказательства и в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Требования о восстановлении *** Болдыреву Ф. П. не были предметом рассмотрения суда и не заявлены в иске по настоящему делу.
Само по себе вновь установление истцу *** в 2012 году не свидетельствует о незаконности ее снятия в 2007 году и нарушении субъективных прав истца. Объективных доказательств, опровергающих данный вывод, истцом не представлено. Поэтому оснований для удовлетворения иска в рамках заявленных истцом требований не имеется.
Решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 05 декабря 2006 года, на которое ссылается истец, не может быть применимо к правоотношениям, возникшим в изложенной ситуации после установления истцу группы инвалидности в 2012 году, поскольку право на получение выплаты возмещения вреда возникло с 2012 года, то есть после вынесения данного решения. Действие указанного решения окончилось одновременно с прекращением основания для выплаты возмещения вреда в 2007 году в связи со снятием группы инвалидности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания, полагает необходимым решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 24 декабря 2012 года отменить и принять по делу новое решение об отказе Болдыреву Ф. П. в удовлетворении заявленных исковых требований о дополнительной индексации и перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью и взыскании задолженности по выплате в возмещения вреда здоровью.
Руководствуясь ст.ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 24 декабря 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Болдыреву Ф.П. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.