Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам
Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Клепиковой Е.А., Андриановой И.В.,
при секретаре: Елоховой М.В.
рассмотрела в судебном заседании 27 марта 2013 года дело по иску Гаджисамедзаде И.К.о к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Котовске Тамбовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Котовске Тамбовской области,
на решение Котовского городского суда Тамбовской области от 24 января 2013 года,
заслушав доклад судьи Ваганюк Н.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гаджисамедзаде И.К. оглы обратился в суд с иском к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Котовске Тамбовской области ( далее УПФ) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, просил обязать ответчика назначить такую пенсию с момента письменного обращения, с 30.10.2012года, указав, что при обращении с заявлением в УПФ РФ о назначении ему досрочной трудовой пенсии, ответчик не засчитал ему в льготный стаж период работы с 03.05.1988г по 23.06.1992г. в качестве чистильщика газоходных каналов электролизных цехов, предусмотренной Списком N 1, на Сумгаитском алюминиевом заводе в связи с отсутствием в представленных документах номера и даты, отсутствии документов, подтверждающих занятость полный рабочий день с особо вредными условиями труда. Также не включен в стаж период работы на том же месте и на том же предприятии с 01.12.1991г. по 23.06.1992г. в связи с отсутствием соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Азербайджан в области пенсионного обеспечения. Считает отказ необоснованным, поскольку получено подтверждение группой оценки стажа, справка о заработной плате свидетельствует о стабильности заработной платы, об отсутствии периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, в ученических и административных отпусках.
Решением Котовского городского суда Тамбовской области от 24 января 2013 г. заявленный иск был удовлетворен
. Суд постановил признать за Гаджисамедзаде И.К. оглы право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включив период работы с 03.05.1988 года по 23.06.1992года в должности чистильщика газоходов в электролизном цехе Сумгаитского ремонтно-строительного управления треста "Азцветметстрой" в специальный стаж истца по Списку N 1, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать ГУ УПФР в г.Котовске Тамбовской области назначить Гаджисамедзаде И.К. оглы вышеуказанную пенсию с 30 октября 2012года.
С данным решением не согласен представитель ответчика, который в частной жалобе ставит вопрос о его отмене.
Указывает, что в соответствии с п. 1, 2 ст. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" - трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая
пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7
настоящего Федерального закона, следующим лицам:
1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лег 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями груда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается вышеуказанная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации. Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участников Соглашения, приравнивается к страховому стажу.
В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года.
В период с 03.05.1988года по 23.06.1992 года истец работал по профессии чистильщиком газоходов в электролизном цехе Сумгаитского ремонтно-строительного управления треста "Азцветметстрой".
Трудовая деятельность истца охватывается двумя периодами: периодом работы в Советском Союзе, и периодом работы после распада СССР в Республике Азербайджан.
Какие-либо международные соглашения между Республикой Азербайджан и Российской Федерацией в области пенсионного обеспечения в настоящее время отсутствуют. Республика Азербайджан не является участником Соглашения от 13 марта 1992года.
Решением Экономического Суда СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005года, по делу о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Российской Федерацией при рассмотрении дела была выражена позиция, согласно которой, при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 1 декабря 1991 года.
Согласно разъяснению Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государства бывшего СССР до 01.12.1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992года после указанной даты засчитывается в порядке, предусмотренном законодательством РФ, то есть при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Таким образом, считает, что суд необоснованно включил истцу в стаж на соответствующих видах работ (список N1) период его работы в республике Азербайджан с 01.12.1991г. по 23.06.1992г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ УПФ Грабко А.С., выслушав представителя истца Гаджисамедзаде И.А., судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду неправильного применения норма материального права по следующим основаниям.
Так, суд первой инстанции, принимая решение по делу, исходил из того, что период работы истца с 03.05.1988 г. по 31.11.1991 года подлежит включению в специальный стаж работы истца Гаджисамедзаде И.К. по Списку N 1.
Вывод суда первой инстанции в указанной части ответчиком не оспаривается, но при этом представителем ответчика в суде сделана ссылка на то, что представленная истцом в суд справка от 26.12.2012 г. N 53 подтверждающая характер работы за названный период не была представлена пенсионному фонду и не исследовалась комиссией УПФ.
Что касается второго периода работы, после 01 декабря 1991 г., также включенного судом первой инстанции в специальный стаж истца, то судебная коллегия не может не согласиться с доводами апелляционной жалобы и, не может признать основанным на законе вывод суда первой инстанции о том, что после названной даты, трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992 г., засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 " О государственных пенсиях в Российской Федерации". В обоснование чего суд указал, что республика Азербайджан не является участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г.
Действительно, в оспариваемый период действовал Закона РСФСР от 20.11.90 г. "О государственных пенсиях в РСФСР.
В период с 01.12.91 г. по 23.06.1992 г. истец работал в вышеуказанной должности в Республике Азербайджан.
Соглашение стран СНГ от 13.03.92 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" Республика Азербайджан не подписала.
В соответствии с п.2 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.94 г. N 1-369-18, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92 г. (в том числе Азербайджанская Республика), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При назначении пенсии гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.92 г., после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст.89 Закона РСФСР от 20.11.90 г. "О государственных пенсиях в РСФСР".
Названная ст.89 регулирует вопрос включения определенных видов работ в общий трудовой стаж.
Вопрос назначения пенсии за выслугу лет данная норма Закона не регулирует.
Страховые взносы в ГУ УПФ РФ истцом за названный период не вносились, что представителем истца не оспаривается.
Согласно п.п.1 п.1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. N 173, досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если она проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Абзац второй названной нормы указывает на то, что в случае, если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 вышеназванного закона, на один год за каждый полный год работы.
Статья 7 названного закона содержит в себе условия назначения пенсии: право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Исходя из названных положений закона, наличия у истца специального стажа полных 8 лет, и уменьшения возраста на один год за каждый полный год работы ( 60 лет - 8 лет = 52 года). Истец родился 16 февраля 1961 года, таким образов 52 года ему исполнилось лишь 16 февраля 2013 г.
В пенсионный фонд, а также в суд первой инстанции истец обратился до наступления названной даты.
При таком положении, несмотря на то, что общий стаж работы истца на момент его обращения за назначением пенсии, включая период работы в Республике Азербайджан, составлял 31 год 8 месяцев 27 дней, специальный стаж составил на 01.12.1991 г. ( 4 года 9 месяцев 12 дней + 3 года 6 месяцев 28 дней = 8 лет 4 месяца 10 дней) ( лист дела N 26), действия ГУ УПФ РФ, отказавшего Гаджисамедзаде И.К. в признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с абз.2 пп.1 ст.27 ФЗ от 17 декабря 2001 г. и назначении пенсии с 30.10.2012 г. являются правомерными.
Таким образом, удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции неправильно истолкован закон, что является существенным нарушением норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения по делу об отказе истцу Гаджисамедзаде И.К. в удовлетворении его требований к пенсионному фонду о признании его права на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии со дня его обращения в ГУ УПФ в г. Котовске с 30.10.2012 г.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Данные правила относятся и к распределению судебных расходов в связи с ведением дела в апелляционной инстанции. В связи с чем, с истца Гаджисамедзаде И.К. в пользу ГУ УПФ г. Котовска надлежит взыскать 2000 рублей госпошлины, оплаченных ответчиком при подаче апелляционной жалобы ( л.д. 51).
Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Котовского городского суда Тамбовской области от 24 января 2013 года по данному делу отменить и принять новое решение: в иске Гаджисамедзаде Игорю Кудрат Оглы к ГУ УПФ РФ в г. Котовске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и назначении пенсии с 30.10.2012 г. отказать.
Взыскать с Гаджисамедзаде Игоря Кудрат Оглы, 16 февраля 1961 года рождения, проживающего по адресу: Тамбовская область, г. Котовск, проспект Туда, 8 кв.32 в пользу ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Котовске 2000 ( две тысячи) рублей.
Апелляционную жалобу
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Котовске Тамбовской области удовлетворить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.