Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО специализированное социальное предприятие "Афганец 777" (далее по тексту - ООО ССП "Афганец 777") Дубинина А.А. на постановление судьи Токаревского районного суда Тамбовской области от 27 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения проверочных мероприятий УФМС России по Тамбовской области выявлен факт нарушения ООО ССП "Афганец 777" норм Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившийся в привлечении к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Республики Узбекистан Х.С.Н. ., не имеющего разрешения на работу.
По данному факту 09 февраля 2013 года начальником ТП УФМС России по Тамбовской области в отношении ООО ССП "Афганец 777" составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением судьи Токаревского районного суда Тамбовской области от 27 февраля 2013 года ООО ССП "Афганец 777" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе в вышестоящий суд генеральный директор ООО ССП "Афганец 777" Дубинин А.А. просит указанное постановление отменить и принять по делу новое решение с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку действиями ООО ССП "Афганец 777" не причинено никакого реального ущерба интересам общества и государства. Указал, что привлеченный к работе гражданин Республики Узбекистан имел патент на работу и ООО ССП "Афганец 777", полагая, что этого достаточно, не умышленно нарушило требования закона. Просил при рассмотрении жалобы учесть, что в судебном заседании представители Общества вину в совершении правонарушения признали, в содеянном раскаялись, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. ООО ССП "Афганец 777" имеет в своем активе множество грамот и благодарностей, было создано в целях реализации социальных программ по трудоустройству и реабилитации инвалидов войн и людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В судебном заседании автор жалобы Дубинин А.А. и учредитель ООО ССП "Афганец 777" С.А.В. пояснили, что Общество осуществляет свою деятельность с целью трудоустройства ветеранов боевых действий и инвалидов, прибыль от деятельности направляется на развитие "Центра реабилитации и интеграции инвалидов войны, а также лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию", то есть носит в основном не коммерческий, а благотворительный характер. Кроме того Общество участвует в федеральной (областной) программе предоставления рабочих мест инвалидам. Как таковой прибыли деятельность Общества не приносит, поэтому штраф в назначенном размере заплатить практически невозможно из-за трудного финансового положения и специфики деятельности, а прекращение деятельности Общества неблагоприятным образом скажется на людях, работающих по трудовым договорам в Обществе. Полагают, что судьей районного суда при вынесении постановления не было учтено имущественное и финансовое положение ООО ССП "Афганец 777".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав также представителя УФМС России по Тамбовской области Бурову Е.Д., считавшую обжалуемое постановление правильным, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом пунктом 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Статьей 2 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" закреплено, что разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 13 указанного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что гражданин Республики Узбекистан Х.С.Н. был привлечен Обществом ССП "Афганец 777" к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего на строительном объекте по адресу: р.п. Токаревка, ул. *** на территории Токаревской районной больницы при отсутствии у названного иностранного гражданина разрешения на работу в РФ.
Вина ООО ССП "Афганец 777" в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом по делу об административном правонарушении от 09 февраля 2013 года, постановлением по делу об административном правонарушении от 08 февраля 2013 года, которым иностранный гражданин Х.С.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление трудовой деятельности на территории РФ в качестве подсобного рабочего в ООО ССП "Афганец 777", договором на выполнение работ по капитальному ремонту помещений хирургического отделения, заключенным между ТОГБУЗ "Токаревская районная больница" и ООО ССП "Афганец 777", объяснениями С.А.Н.., Ж.М.Ф.., К.Е.И. ., а также признательными показаниями генерального директора ООО ССП "Афганец 777" Дубинина А.А.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях ООО ССП "Афганец 777" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Оценив собранные административным органом доказательства, прихожу к выводу, что ООО ССП "Афганец 777" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и представителями Общества не представлено доказательств отсутствия у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, судьей районного суда сделан обоснованный вывод о достаточности доказательств для признания ООО ССП "Афганец 777" винновым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, что совершенные ООО ССП "Афганец 777" действия содержат угрозу охраняемым общественным отношениям, складывающимся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности, которые находятся под особым контролем государства, полагаю, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Что же касается назначенного наказания, то полагаю, что оно определено без учета обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ к таким обстоятельствам относится характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение.
Установлено, что в отношении ООО ССП "Афганец 777" судьей районного суда вынесено четыре постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 рублей за каждого иностранного гражданина в отдельности. Всего общая сумма назначенного административного штрафа составила 1000 000 рублей.
Согласно пояснениям представителей юридического лица исполнение такого наказания при небольших оборотах хозяйственной деятельности Обществу непосильно и приведет к прекращению его деятельности.
В силу положений ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение ООО ССП "Афганец 777" (уставный фонд - 10 200 рублей), считаю возможным изменить назначенное наказание в виде штрафа на административное приостановление деятельности сроком на 5 суток. Данный вид наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Кроме того, данное административное наказание назначается в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, и не ухудшает положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Токаревского районного суда Тамбовской области от 27 февраля 2013 года в части назначенного наказания изменить: назначить ООО ССП "Афганец 777" вместо административного штрафа в размере 250 000 рублей наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 5 суток.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО ССП "Афганец 777" Дубинина А.А. - без удовлетворения.
Судья: В.В. Баранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.