Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам
Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Ваганюк Н.Н.,
судей: Клепиковой Е.А., Андриановой И.В.,
при секретаре: Елоховой М.В.
рассмотрела в судебном заседании 08 апреля 2013 года дело по иску Филипповой И.А. к ГУ-УПФР РФ в г. Кирсанове и Кирсановском районе Тамбовской области о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию,
по апелляционной жалобе Филипповой И.А.,
на решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 19 февраля 2013 года,
заслушав доклад судьи Ваганюк Н.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Филиппова И.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР РФ в Г.Кирсанове и Кирсановском районе Тамбовской области ( далее УПФР) о включении периодов работы в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, указав, что она обратилась в УПФ РФ с заявлением о подсчете ее льготного стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии на основании подпункта 2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.01г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Согласно ответу от 23.10.2012г. N 04/10002 ее педагогический стаж составляет 19 лет 05 мес. 19 дней. При этом Управлением не были засчитаны в стаж периоды ее работы: - с 07.10.92г. по 17.10.93г. - отпуск по уходу за ребенком; - с 04.01.94г. по 30.06.97г. - воспитатель д/с "Березка"; - с 29.06.98г. по 03.07.98г. - курсовая переподготовка. Считает, что не включение указанных периодов с педагогический стаж нарушает ее права. В период работы в д/с "Березка", она работала полный рабочий день. Вела работу непосредственно с детьми. В период работы в д/с "Березка" она не находилась в отпуске без содержания, не направлялась на курсы повышения квалификации. С 29.06.98г. по 03.07.98г. она была направлена на переподготовку работодателем. Так как указанные курсы были обязательные, считает, что данный период должен быть засчитан в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Просит суд включить указанные периоды в специальный стаж.
Решением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 19 февраля 2013г. требования Филипповой И.А. были удовлетворены частично.
Суд обязал УПФР засчитать период работы с 04.01.1994 года по 30.06.1997 года в должности воспитателя детского сада "Березка" Филипповой И.А в льготный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии. В остальной части иска было отказано.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что Филиппова И.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 20.05.1992 года, часть которого была включена в льготный стаж, однако период с 07.10.1992 года по 17.10.1993 года не подлежит включению в льготный стаж, поскольку он имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях).
Также не было включено в льготных стаж время нахождения на курсах повышения квалификации с 29.06.1998 года по 03.07.1998 г., поскольку отсутствуют сведения об особых условиях труда.
С данным решением не согласна истица, которая ставит вопрос о его отмене, полагает, что дополнительный отпуск по уходу за ребенком до 3 лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности, равно как и подлежит зачету период нахождения ее на курсах повышения квалификации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав истицу Филиппову И.А., судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований ввиду неправильного применения норм материального права по следующим основаниям.
Так, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела Филиппова И.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 20.05.1992 года, часть которого была включена в льготный стаж, однако период с 07.10.1992 года по 17.10.1993 года судом не был включен в льготный стаж, поскольку он имел место до 06 октября 1992 года.
Вместе с тем, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком у Филипповой И.А. начался 20 мая 1992 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 7 октября 1992 г. по 17 октября 1993 г. подлежит включению в стаж работы., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Также, по мнению судебной коллегии, подлежат удовлетворению исковые требования в части включения в льготный стаж периодов нахождения истицы Филипповой И.А. на курсах повышения квалификации.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства N 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, в периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялось постоянное место работы (должность), ей выплачивалась заработная плата, а также производились отчисления в Пенсионный фонд.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа во включении периодов работы истицы с 07.10.92г. по 17.10.93г. - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет; и с 29.06.98г. по 03.07.98г. - курсы повышения квалификации и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований
Руководствуясь 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кирсановского районного суда Тамбовской области от 19 февраля 2013 года по данному делу отменить в части отказа во включении Филипповой Ирине Алексеевне периодов работы с 07.10.92г. по 17.10.93г. - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет; - с 29.06.98г. по 03.07.98г. - курсы повышения квалификации в льготный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии и в этой части принять новое решение: Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Кирсанове и Кирсановском районе Тамбовской области засчитать Филипповой Ирине Алексеевне периоды с 07.10.92г. по 17.10.93г. - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет; - с 29.06.98г. по 03.07.98г. - нахождение на курсах повышения квалификации в льготный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии.
Апелляционную жалобу Филипповой И.А. - удовлетворить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.