Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Чербаевой Л.В.
судей Баранова В.В., Ледовских И.В.
при секретаре Замотаевой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 17 апреля 2013 года дело по заявлению Князева ФИО10 о признании незаконными действий филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области по отказу в выдаче кадастрового паспорта объекта недвижимости
по апелляционной жалобе директора филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 14 января 2013 года,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Князев В.Б. обратился в суд с заявлениями о признании незаконными уведомлений
от 23 октября 2012 года, от 06 ноября 2012 года и решения заместителя начальника отдела учета объектов капитального строительства филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области (далее по тексту - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области) от 10 декабря 2012 года об отказе по предоставлению государственной услуги - получение общедоступных сведений, внесенных в Единый государственный реестр (далее по тексту - ЕГР) в виде бумажных документов на объект недвижимости - квартиру N *** дома N *** по ул. *** в г. Мичуринске Тамбовской области и просил обязать филиал в разумный срок предоставить ему указанные сведения и государственную услугу по выдаче кадастрового паспорта вышеназванного жилого помещения.
В обоснование требований заявитель указал, что 20 октября 2012 года и 01 ноября 2012 года он обратился в межрайонный отдел N 3 по г. Мичуринску филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области с запросами о предоставлении государственной услуги, а именно просил выдать ему общедоступные сведения в виде бумажного документа, внесенные в ЕГР об объекте учета в виде кадастрового паспорта помещения - квартиры N *** дома N *** по ул. *** в г. Мичуринске, предоставив при этом технический паспорт жилого помещения от 09 октября 2012 года, выданный филиалом ГУПТИ Тамбовской области по г. Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровскому районам. Уведомлениями от 23 октября 2012 года N 6800/201/2012-120913 и от 06 ноября 2012 года N 6800/201/2012-129375 ему было отказано в предоставлении кадастрового паспорта объекта учета в связи с отсутствием в ЕГР объектов капитального строительства данных сведений. 15 ноября 2012 года он вновь обратился в кадастровую палату, однако решением заместителя начальника отдела учета объектов капитального строительства филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области N 6800/401/2012-55346 от 10 декабря 2012 года ему также было отказано в осуществлении государственного учета на основании п.п.2 п.70 "Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незаверенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства" и предложено подать заявление о постановке на государственный учет здания - дома N *** по ул. *** г. Мичуринска и расположенного в нем помещения - квартиры N *** с приложением технического плана здания. Считает данный отказ необоснованным, поскольку вышеназванный жилой дом и расположенная в нем квартира N *** - это реально существующие объекты недвижимого имущества, состоящие на техническом учете в филиале ГУПТИ Тамбовской области по г. Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровскому районам на основании постановления Горфо от 31 декабря 1930 года и постановления Горсовета от 27 января 1931 года, зарегистрированные в реестровой книге, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения. В отношении других квартир данного дома до 01 сентября 2012 года уже было осуществлено несколько сделок по их отчуждению посредством заключения договоров купли-продажи. Указал, что технический паспорт многоквартирного жилого дома не является документом личного хранения, он должен быть запрошен филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области самостоятельно и возложение на него дополнительных расходов по составлению технического плана всего многоквартирного жилого дома незаконно.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 14 января 2013 года заявление Князева В.Б. удовлетворено, действия филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области по отказу в выдаче кадастрового паспорта объекта недвижимости - квартиры N *** дома N *** по ул. *** г. Мичуринска Тамбовской области, а именно: уведомлений об отсутствии в реестре запрашиваемых сведений N 6800/201/2012-120913 от 23 октября 2012 года, N 6800/201/2012-129375 от 06 ноября 2012 года, решения об отказе в осуществлении государственного учета N 6800/401/2012-55346 от 10 декабря 2012 года - признаны незаконными. На филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области возложена обязанность выдать Князеву В.Б. кадастровый паспорт квартиры N *** дома N *** по ул. *** г. Мичуринска Тамбовской области.
В апелляционной жалобе директор филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области просит решение суда отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что Князеву В.Б. было отказано в предоставлении кадастрового паспорта помещения в связи с отсутствием в Едином государственном реестре объектов капитального строительства сведений о запрашиваемом объекте и рекомендовано подать заявление о постановке на государственный технический учет вышеуказанного помещения с приложением технического плана помещения или до 01 декабря 2012 года технического паспорта данного помещения. Решением от 10 декабря 2012 года в осуществлении государственного учета помещения было отказано ввиду отсутствия сведений о здании, в котором оно расположено.
Со ссылкой на ч.3 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" указывает, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Считает, что исходя из смысла данной нормы, органы и организации по государственному техническому учету и технической инвентаризации (в данном случае на территории Тамбовской области - это Тамбовский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ГУПТИ Тамбовской области, МУП Тамбов-Недвижимость") обязаны представить в орган кадастрового учета все имеющиеся у них сведения об объектах капитального строительства, расположенных на территории Тамбовской области. Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 N 1, устанавливает правила передачи в орган кадастрового учета заверенных копий технических паспортов ранее учтенных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Во исполнение Порядка N 1 был заключен Государственный контракт N 165Д от 07 декабря 2011 г. "Обеспечения условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году", который также устанавливает обязанность органов и организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации по передаче сведений об объектах капитального строительства в орган кадастрового учета.
После обращения Князева В.Б. с заявлением о проведении государственного учета жилого помещения, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, проанализировав сведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, установил, что сведения о здании, расположенном по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. *** д. *** отсутствуют, что само по себе исключает возможность постановки на государственный кадастровый учет помещения (квартиры) N *** в данном доме. Тем не менее, в целях своевременного исполнения заявления о государственном учете помещения филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области были направлены соответствующие запросы в Тамбовский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ГУПТИ Тамбовской области, МУП "Тамбов-Недвижимость" о предоставлении сведений об указанном здании. По полученным ответам из данных организаций было установлено, что данный объект на техническом учете не состоит.
Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется только при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения.
Исходя из соответствующих ответов на запросы, проведение государственного учета квартиры N *** без представления технического плана на здание не представилось возможным.
Так же автор жалобы указывает, что в ходе рассмотрения дела представителем ГУПТИ Тамбовской области в судебном заседании было указано на то, что здание N *** по ул. *** в г. Мичуринске состоит на техническом учете и в отношении него в филиале ГУПТИ Тамбовской области по г. Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровскому районам имеется инвентарное дело, но пояснить о том, передавались ли сведения по данному зданию в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, не смог.
Ссылается на то, что поскольку ГУПТИ Тамбовской области сообщило, что здание по адресу: г. Мичуринск, ул. *** д. *** на техническом учете не состоит, ввиду чего неправомерных действий, нарушающих права заявителя со стороны филиала допущено не было. Данная ситуация возникла в результате бездействия органов и организаций, которые осуществляли технический и инвентаризационный учет объектов капитального строительства до вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения.
Считает, что суд первой инстанции, ссылаясь на ч. 1 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", неправомерно и с нарушением норм законодательства, регулирующего отношения в сфере кадастрового учета объектов капитального строительства, признал здание N *** по ул. *** г. Мичуринска как ранее учтенный объект недвижимости, так как объект капитального строительства можно считать ранее учтенным при совокупности условий, установленных ч. 1 и ч.3 ст. 45 указанного Закона, то есть, о данном объекте недвижимости должны содержатся сведения в Едином государственном реестре прав, а также в технических и инвентаризационных базах и данные сведения (как устанавливает ч. 3 ст. 45 Закона) должны быть переданы в орган кадастрового учета в установленном законом порядке.
В возражениях на апелляционную жалобу Князев В.Б. просит решение суда оставить без изменения. Ссылается на те же доводы, что и в заявлениях, поданных в Мичуринский городской суд Тамбовской области, дополнительно указав, что здание по адресу: г. Мичуринск, ул. *** д. *** является ранее учтенным объектом недвижимости, так как имел место технический учет и в соответствии с ч. 8 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в данном случае положения ч. 4 ст. 25 данного закона неприменимы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанные представителем филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области Балабановым М.Г., выслушав представителя ГУПТИ Тамбовской области Коссе-Оглы М.А., заявителя Князева В.Б., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что 15 ноября 2012 года Князев В.Б. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области с заявлением о предоставлении государственной услуги, в котором просил выдать ему общедоступные сведения в виде бумажного документа, внесенные в ЕГР об объекте учета, в виде кадастрового паспорта помещения - квартиры N *** дома N *** по ул. *** в г. Мичуринске, предоставив при этом технический паспорт названного жилого помещения от 09 октября 2012 года, выданный филиалом ГУПТИ Тамбовской области по г. Мичуринску.
Решением заместителя начальника отдела учета объектов капитального строительства филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области N 6800/401/2012-55346 от 10 декабря 2012 года Князеву В.Б. отказано в осуществлении государственного учета на основании п.п.2 п.70 "Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незаверенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства" и предложено подать заявление о постановке на государственный учет здания - дома N *** по ул. *** г. Мичуринска и расположенного в нем помещения - квартиры N *** с приложением технического плана здания. Основанием для отказа послужил ответ ГУПТИ Тамбовской области N 1959 от 06 декабря 2012 года о том, что объект, расположенный по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. ***, д. *** на техническом учете не состоит и то, что в Едином государственном реестре объектов капитального строительства отсутствуют сведения о здании названного жилого дома.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 10 ст. 45 указанного Федерального закона никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в ч. 9 настоящей статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с ч. 4 ст. 14 настоящего Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации (ч. 11 ст. 45 Закона).
Согласно п. 8 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 11 января 2011 N 1, орган кадастрового учета в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета направляет в организацию технической инвентаризации письменный запрос о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта.
Пунктом 39 данного Порядка предусмотрено, что сведения об объекте технического учета, содержащиеся в копии технического паспорта, включаются в раздел ГКН - Реестр объектов недвижимости с учетом состава сведений, установленного ст. 7 Закона о кадастре. Сведения и документы о ранее учтенном помещении включаются в ГКН независимо от наличия в ГКН сведений о здании или сооружении, в которых расположено данное помещение (п. 42 Порядка).
Материалами дела установлено, что к заявлению о предоставлении государственной услуги Князевым В.Б. был приложен технический паспорт квартиры N *** дома *** по ул. *** г. Мичуринска от 09 октября 2012 года, выданный филиалом ГУПТИ Тамбовской области по г. Мичуринску. Представитель ГУПТИ Тамбовской области в суде апелляционной инстанции пояснила, что указанный жилой дом стоит на техническом учете в филиале организации по г. Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровскому районам, в связи с чем заявителю был выдан технический паспорт на квартиру N 4 в данном доме.
Учитывая приведенные положения закона и изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, проанализировав представленный заявителем технический паспорт жилого помещения, в целях предоставления государственной услуги о государственном учете помещения, согласно п. 8 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости имел возможность запросить технический план здания жилого дома в филиале ГУПТИ Тамбовской области по г. Мичуринску, Мичуринскому и Никифоровскому районам и считать его ранее учтенным объектом недвижимости согласно ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Рекомендации филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области Князеву В.Б. о представлении заявления о постановке на государственный учет здания и расположенного в нем помещения с приложением технического плана здания, суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае считает неправомерными, исходя из следующего.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный ч. 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Частью 1 статьи 7.1 данного Федерального закона предусмотрено, что предоставление документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 названного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.
В соответствии с п.п. 3 п. 57 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ N 577 от 14.10.2011 года, осуществление государственного учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для государственного учета документы (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия).
При таком положении, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемым решением должностного лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области от 10 декабря 2012 года заявителю Князеву В.Б. созданы препятствия для оказания государственной услуги по получению общедоступных сведений об объекте недвижимости и осуществлению государственного учета жилого помещения, а также заявителю неправомерно рекомендовано представление заявления о постановке на государственный учет здания жилого дома с приложением его технического плана.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, способных повлечь отмену решения суда, суд апелляционной инстанции из материалов дела не усматривает.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными и не влекущими отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 14 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу
директора филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области
- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.