Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Белоусовой В.Б.,
судей Рожковой Т.В., Бучневой О.А.,
при секретаре Кожуховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михай М.А. к администрации Тамбовской области, управлению социального развития Тамбовской области об обеспечении семьи жилой площадью
по апелляционной жалобе управления социального развития Тамбовской области
на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 30 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения Михай М.А. и его представителя Михай В.П., согласившихся с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михай М.А., родившийся *** года, лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в суд с иском к администрации Тамбовской области и управлению социального развития Тамбовской области, указывая, что с ***. до совершеннолетия находился под опекой Михай В.П., у которого в доме проживал ранее и проживает в настоящее время со своей семьёй (супруга и двое детей). 09.07.2010г. он взят на учёт в качестве нуждающегося в жилье и включен в соответствующий Список. До момента обращения в суд жильём истец обеспечен не был. Поскольку он имеет право на внеочередное предоставление жилья, просит суд обязать ответчиков обеспечить его семью жилой площадью не ниже социальной нормы либо предоставить субсидию на приобретение жилья, строительство.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 30 января 2013 года исковые требования Михай М.А. удовлетворены частично. Управление социального развития Тамбовской области обязано предоставить Михай М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в Тамбовском районе Тамбовской области на одного человека, но не более 37 кв.м. В удовлетворении остальной части исковых требований Михай М.А. отказано.
В апелляционной жалобе управление социального развития Тамбовской области просит решение Ленинского районного суда г.Тамбова изменить, дополнив резолютивную часть решения словами "в соответствии с очерёдностью по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированному управлением социального развития области", т.к. из действующего законодательства следует, что в настоящее время законодателем установлена очерёдность предоставления такой категории граждан жилья, а принудительное исполнение обжалуемого решения приведёт к ущемлению прав других лиц по списку, которых до Михай М.А. 334 человека.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения обжалуемого решения по доводам жалобы (ч.1 ст.327.1. Гражданского процессуального кодекса РФ).
Федеральным законом от 29 февраля 2012г. N15-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01 января 2013 года, внесены изменения в статью 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 57, 92 и другие Жилищного кодекса РФ, которые в настоящее время предусматривают обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не по договору социального найма вне очереди, а по договору найма специализированных жилых помещений, т.е. с 01 января 2013 года законодатель изменил ранее установленный им механизм обеспечения жилыми помещениями названной категории граждан.
Статья 4 ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" содержит предписание, согласно которому действие положений ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении суд первой инстанции пришёл к правильному и обоснованному выводу об обязанности управления социального развития Тамбовской области предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на одного человека - истца Михай М.А., поскольку он соответствует всем предъявляемым к нему требованиям, установленным ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст.6 Закона Тамбовской области "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, достиг 18 лет *** года, попечительство в отношении него прекратилось, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о незаконности принятого решения, основаны на неверном толковании норм материального права, а поэтому не могут быть учтены.
Анализ вышеизложенного законодательства и иного законодательства, в том числе Тамбовской области, в сфере правоотношений, связанных с защитой жилищных прав детей-сирот, свидетельствует, как было указано выше, об изменении механизма обеспечения жилыми помещениями названной категории граждан, в частности изменении статуса предоставляемого жилого помещения, но не установлении очередности предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу закона жилые помещения предоставляются названной категории лиц по достижении возраста 18 лет (в определённых случаях и ранее) по окончании срока их пребывания в образовательных учреждениях, ... при прекращении попечительства, ... , т.е. право на жильё названной категории лиц не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, и должно быть реализовано при наступлении указанных в законе событий вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и времени включения в Список.
Руководствуясь ст.ст.328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 30 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления социального развития Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.