Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Кочергиной Н.А.
Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
При секретаре: Чильманкиной А.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 25 марта 2013 года гражданское дело по иску Панферова А.Н. к Главному управлению МЧС России по Тамбовской области, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о признании решения незаконным,
по апелляционным жалобам Главного управления МЧС России по Тамбовской области, ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" на решение Советского районного суда г.Тамбова от 03 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Панферов А.Н. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Тамбовской области о признании решения незаконным, указав, что он служил в государственной противопожарной службе МЧС России с 13.08.1991 года по 30.04.2010 года. Выслуга составила 21 год 10 месяцев 16 дней.
На основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области 18.05.2009 года Панферов А.Н. признан нуждающимся в жилых помещениях и был принят в очередь с составом семьи из 4-х человек на улучшение жилищных условий. Приказом ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области от 30.04.2010 года он был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по Тамбовской области.
На основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области от 18.11.2011 года Панферов А.Н. был снят с учёта и исключён из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий при ГУ МЧС России по Тамбовской области в связи со своим увольнением и с тем обстоятельством, что он был принят на жилищный учёт после 01.03.2005 года, то есть после вступления в силу Жилищного кодекса РФ.
Панферов А.Н. считает, что ГУ МЧС России по Тамбовской области нарушило его право на получение государственного жилищного сертификата и просил признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области от 18.11.2011 года *** о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях; обязать ГУ МЧС России по Тамбовской области восстановить Панферова А.Н. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и признать его право на получение государственного жилищного сертификата.
В ходе рассмотрения дела Панферов А.Н. неоднократно уточнял исковые требования, привлек в качестве соответчика ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", окончательно просил признать решение жилищной комиссии *** от 18.11.2011 года незаконным; обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий; признать его право на получение Государственного жилищного сертификата; обязать ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" выдать ему государственный жилищный сертификат; обязать ГУ МЧС по Тамбовской области передать учётное дело в ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
Решением Советского районного суда г.Тамбова от 03 декабря 2013 года иск Панферова А.Н. удовлетворен.
Решение жилищной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области от 18.11.2011 года *** в части снятия Панферова А.Н. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий признано незаконным.
Панферов А.Н. восстановлен в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области с 18.05.2009 года.
За Панферовым А.Н. признано с составом семьи на одного человека право на получение государственного жилищного сертификата.
Федеральное казённое учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" обязано выдать Панферову А.Н. государственный жилищный сертификат с составом семьи из одного человека.
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области обязано передать учетное дело Панферова А.Н. в ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" для получения социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по Тамбовской области просит данное решение отменить.
Указывает, что после 01.03.2005 года - после вступления в силу Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. ГУ МЧС России по Тамбовской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Сотрудники Государственной противопожарной службы, имеющие специальные звания внутренней службы, не относятся к категориям граждан, определенным федеральными законами, указами Президента РФ или законами субъектов РФ, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по месту прохождения службы после вступления в силу Жилищного кодекса РФ.
П.6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий закреплен список категорий таких граждан. Ни к одной из перечисленных в п.6 Правил учета сотрудники Государственной противопожарной службы не относятся.
В апелляционной жалобе ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" просит решение суда отменить и принять по делу новое судебное постановление.
Указывает, что закон, предусматривающий принятие на учет сотрудников Федеральной противопожарной службы в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти - Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий - до настоящего времени не принят. При таких обстоятельствах законных оснований для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудников федеральной противопожарной службы у МЧС России не имеется.
ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" занимается учетом в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, принятых на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Однако в их функции не входят полномочия по признанию граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Требования по признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены решением Верховного суда РФ от 05.09.2008 года N ВКПИ 08-53, в соответствии с которым решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан и не имеющих права на внеочередное обеспечение жильем на основе их заявлений об этом в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, принимают органы местного самоуправления. Иной порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан жилищным законодательством не установлен.
При вынесении решения суд не учел, что предоставление служебных жилых помещений осуществляется исключительно на период прохождения службы сотрудника в федеральном органе исполнительной власти. Увольнение со службы является основанием для расторжения договора найма служебного жилого помещения, а также основанием для снятия сотрудника с учета подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями без предоставления жилого помещения, как утратившим связь с федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того суд вышел за рамки предоставленных ему полномочий и заявленных в исковом заявлении требований и включил Панферова А.Н. в состав участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата ранее даты его постановки на учет лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Для участия в подпрограмме на получение социальной выплаты необходимо признание нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых исключительно по договору социального найма. Однако решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области Панферов А.Н.был принят в очередь на получение служебного жилого помещения.
Автор жалобы также указывает, что Панферовым А.Н. не представлено, а судом не запрашивались доказательства, свидетельствующие о его содержании за счет средств федерального бюджета в календарном исчислении 10 лет и более, что является обязательным условием для получения государственного жилищного сертификата. То есть его правовой статус не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым для реализации права на получение государственного жилищного сертификата, а потому законных оснований для получения государственного жилищного сертификата не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам жалоб (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что отдельные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия с помощью безвозмездных субсидий на приобретение жилья, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указом Президента РФ N825 от 28.06.1999 года "Вопросы обеспечения жильём увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильём увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счёт средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п.1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
Постановлением Правительства РФ N1095 от 29.09.1999 года "Вопросы обеспечения жильём увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов", изданным во исполнение вышеназванного Указа Президента, установлено, что увольняемые со службы, в том числе сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий содержащиеся за счёт средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством РФ право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путём выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Правительство РФ своим постановлением N675 от 17.09.2001 года утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты".
В настоящее время федеральная целевая программа "Жилище" реализуется с изменениями, внесёнными постановлением Правительства РФ N865 от 31.12.2005 года "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства РФ N153 от 21.03.2006 года утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы", в соответствии с п.5 которого право на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Содержание вышеуказанных норм и иных правовых норм как самой программы в целом, так и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не свидетельствует о том, что обязательство государства по выдаче государственных жилищных сертификатов для данной категории граждан осуществляется только в отношении тех сотрудников, которые были приняты на учёт до 01 марта 2005 года, в связи с чем указанный довод апелляционной жалобы не может свидетельствовать о незаконности постановленного судом решения.
Толкование указанных норм, предложенное ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", противоречит правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в том числе в постановлениях от 24 мая 2001 года N8-П, от 5 апреля 2007 года N5-П, от 3 февраля 2010 года N3-П и от 27 февраля 2012 года N3-П, согласно которым признание права на получение государственного жилищного сертификата только за теми гражданами, уволенными со службы и не обеспеченными жилыми помещениями, которые были приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005года, - при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении тех из них, кто поступил на службу до 1 января 2005года и был принят на такой учёт после этой даты, - порождает дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи19 (часть2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области *** от 18 мая 2011 года Панферов А.Н. был принят с составом семьи 1 человек на учёт из числа сотрудников ГПС ГУ МЧС России по Тамбовской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
30.04.2010 года Панферов А.Н. уволен со службы по ограниченному стоянию здоровья. Выслуга лет составляет 21 год 10 месяцев 16 дней.
18.11.2011г. решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области (протокол *** от 18 ноября 2011г.) Панферов А.Н. в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ снят с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях и исключён из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МЧС России по Тамбовской области.
Из текста решения комиссии следует, что 15 сотрудников службы приняты на жилищный учёт после 01.03.2005 г., ГУ МЧС России по Тамбовской области не является органом местного самоуправления, не предоставляет жилые помещения сотрудникам службы в первоочередном порядке, далее идёт ссылка на ст.93 ЖК РФ и указание на то, что, в частности, Панферов А.Н. уволен из ГПС, в связи с чем утратил основания, дающие право на получение служебного жилья, что влечёт за собой снятие его с жилищного учёта и исключение из списка очередников на получение жилья
Согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учёта в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
О том, что Панферов А.Н. был поставлен на очередь не на служебное жилье, а на улучшение жилищных условий, свидетельствуют пояснения Панферова А.Н. об обращении его с рапортом о постановке на очередь именно на улучшение жилищных условий, протокол заседания жилищной комиссии *** от 18 ноября 2011 г., в котором в повестке дня указан вопрос о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, а не служебных помещений.
Отсутствие подтверждения ознакомления Панферова А.Н. под роспись с результатом решения комиссии о постановке его на очередь на служебное жилье, по мнению судебной коллегии, также свидетельствует о том, что истец был поставлен на учет не на служебное жилое помещение, а в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Панферов А.Н. был признан Главным управлением нуждающимся в улучшении жилищных условий, но не нуждающимся в предоставлении служебного жилья, а решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области *** от 18 ноября 2011 года в отношении Панферова А.Н. противоречащим действующему законодательству.
Доводы ответчиков, что в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы МЧС России решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях после введения в действие Жилищного кодекса РФ принимают органы местного самоуправления, судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Из приведенных выше правовых норм следует, что надлежащим органом, в который должен обратиться сотрудник ФПС с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", является федеральный орган исполнительной власти, где проходит соответствующая служба.
Учитывая, что обеспечение жильем сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляется в соответствии с федеральным законодательством за счет средств федерального бюджета, и истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма, действия ответчиков по исключению его из списка сотрудников Главного управления МЧС России по Тамбовской области, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречат требованиям закона. Поскольку Панферов А.Н. отвечает требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, представил в ГУ МЧС России по Тамбовской области полный пакет документов, предусмотренных пунктом 19 Правил, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении, сведения о реализации им права на обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета, в материалах дела отсутствуют, у ответчика не было правовых оснований для снятия его с учета в качестве нуждающегося в получении жилья с целью участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
На основании п.п.11 п.12 "Положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ", утвержденного Приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372, п. 12 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ N1054 от 06.09.1998 г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.08.2003 года N 475, от 14.11.2007 года N 778, с изменениями, с внесенными решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 года N 2н-9/09) ГУ МЧС России по Тамбовской области организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
В системе МЧС России в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года N 1536-р создано Федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, (в настоящее время - Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", сокращено наименование - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России"), на которое возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы.
Согласно п. 2.2 Устава ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", указанное учреждение осуществляет следующие виды деятельности (функции): постановка на учет и ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающихся в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; ведение учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
С учетом изложенного, по делу установлено, что в период службы в Государственной противопожарной службе МЧС России истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в сводный список участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата, до настоящего времени жильем не обеспечен, что в силу ст. 51 ЖК РФ свидетельствует о его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Поскольку в настоящее время функции по ведению учета сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных нуждающимися в жилых помещениях, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей, возложены на ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", судебная коллегия считает необходимым обязать указанное учреждение выдать истцу государственный жилищный сертификат.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о том, что суд подменил органы местного самоуправления, признав Панферова А.Н. нуждающимся в жилье, при этом значимые для установления данного факта обстоятельства не исследовал, как и вопрос об использовании Панферовым А.Н. ранее иных социальных выплат, не указывают на незаконность решения, поскольку данный вопрос был разрешён жилищной комиссией ГУ МЧС России по Тамбовской области и учреждение данные обстоятельства ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не опровергло.
Ссылки в жалобах на порядок предоставления жилья по договору социального найма, суд апелляционной инстанции оценивает критически, т.к. как указывалось выше истец не требует от ответчиков предоставления жилья по договору социального найма, а желает реализовать своё право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета путём получения государственного жилищного сертификата.
Учитывая, что обеспечение жильём сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляется в соответствии с федеральным законодательством за счёт средств федерального бюджета, и истец был принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, действия ответчиков по исключению его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречат требованиям закона. Оснований для снятия истца с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных действующим жилищным законодательством, не имеется.
В системе МЧС России было создано федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в настоящее время - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России"), на которое возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы.
Согласно п.2.2 Устава ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", учреждение осуществляет следующие виды деятельности (функции): постановка на учёт и ведение учёта в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, признанных нуждающихся в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке; ведение учёта в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
В период службы в ГПС МЧС России истец жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Тамбовской области признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, включен в состав участников подпрограммы, в т.ч. в список на получение государственного жилищного сертификата в 2011году. До настоящего времени жильём не обеспечен, нуждался и продолжает нуждаться в улучшении жилищных условий.
При таком положении факт того, что в отношении истца решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, принято не органом местного самоуправления по месту жительства истца, а органом государственной власти, само по себе, с учётом вышеизложенного, при условии соблюдения при принятии решения о признании нуждающимся Панферова А.Н. всех требований жилищного законодательства, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" о нарушении порядка рассмотрения требований Панферова А.Н. судебная коллегия считает несостоятельными и также не влекущими отмену обжалуемого решения.
Как видно из характера спорных правоотношений Панферов А.Н. оспаривает решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Тамбовской области, повлекшее для него утрату права на улучшение жилищных условий посредством участия в федеральной целевой программе, следовательно, Панферов А.Н. спорит о своём праве на жильё. Спор о защите субъективного права рассматривается в исковом судопроизводстве (п.9 постановления Пленума ВС РФ N2 от 10.02.2009г.).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и о восстановлении срока на предъявление иска Панферовым А.Н. Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Тамбова от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ГУ МЧС России по Тамбовской области и ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.