Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Кочергиной Н.А.
Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
При секретаре: Чильманкиной А.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании 13 мая 2013 года гражданское дело по иску Трунтова В.Д. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области о назначении досрочной трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области на решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 19 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,
УСТАНОВИЛА:
27 ноября 2012 года Трунтов В.Д. обратился в ГУ УПФ РФ в Мордовском районе Тамбовской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, руководствуясь пп.2 п.1 ст.27 N173-ФЗ от 17 декабря 2001 года ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением ГУ УПФ РФ в Мордовском районе Тамбовской области от 06 декабря 2012 года N 1385 в досрочном назначении трудовой пенсии Трунтову В.Д. было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стаж работы. на основании того, что им выработан установленный законом стаж на соответствующих видах работ продолжительностью не менее 12 лет 6 месяцев.
Считает данный отказ необоснованным, в связи с чем обратился в суд с иском о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды работы:
с 17.02.1976 года по 17.04.1976 года и с 20.04.1976 года по 13.06.1976 года (3 месяца 26 дней), в качестве ***,
с 14.02.1979 года по 01.07.1979 года (4 месяца 18 дней) в качестве ***
с 26.10.1979 года по 30.04.1981 года (1 год 6 месяцев 5 дней) в качестве ***
с 18.03.1985 года по 23.06.1989 года (4 года 3 месяца 6 дней) в качестве ***
с 03.11.1992 года по 15.02.1994 года (1 год 3 месяца 13 дней), в качестве ***
с 04.04.1994 года по 01.08.1994 года (3 месяца 27 дней), в качестве ***
с 05.01.1995 года по 31.08.1998 года (3 года 7 месяцев 26 дней) в качестве ***
с 01.05.2000 года по 23.12.2000 года (7 месяцев 22 дня) в качестве ***
с 03.03.2005 года по 08.09.2005 года и с 10.03.2006 года по 19.10.2006 года (1 год 1 месяцев 14 дней), в качестве ***
с 11.04. 2011 года по 30.07.2011 года (3 месяца 19 дней) в качестве ***
Всего 15 лет 2 месяца 8 дней.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в Мордовском районе Тамбовской области уплаченную государственную пошлину в размере ***.
05 февраля 2013 года Трунтов В.Д. увеличил свои исковые требования и просил включить в льготный стаж для назначения пенсии периоды службы в армии с 09.11.1976 по 21.11.1978 г. и милиции в период с 07.12.1981 по 01.11.1984 г.
Решением Мордовского районного суда Тамбовской области от 09 февраля 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
ГУ УПФ РФ в Мордовском районе Тамбовской области обязано включить в страховой стаж Трунтова В.Д. периоды работы и службы в армии
Службы в Советской армии с 09.11.1976 года по 21.12.1978 года (2 года 1 месяц 12 дней),
с 14.02.1979 года по 01.07.1979 года (4 месяца 18 дней),
с 26.10.1979 года по 30.04.1981 года (1 год 6 месяцев 5 дней),
службы в МВД СССР с 07.12.1981 года по 01.11.1984 года (2 года 10 месяцев 24 дня),
с 18.03.1985 года по 23.06.1989 года (4 года 3 месяца 6 дней),
с 03.11.1992 года по 15.02.1994 года (1 год 3 месяца 13 дней),
с 04.04.1994 года по 01.08.1994 года (3 месяца 27 дней).
Всего 12 лет 9 месяца 10 дней, без учета стажа принятого ГУ УПФ РФ в Мордовском районе Тамбовской области по решению от 06.12.2012 года ***.
Трунтову В.Д. назначена досрочная трудовая пенсия по старости со дня обращения за назначением пенсии - с 27.11.2012 г.
Взыскано с ГУ УПФ РФ в Мордовском районе Тамбовской области в пользу Трунтова В.Д. судебные расходы в размере ***.
В остальной части иска Трунтову В.Д. отказано.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Мордовском районе Тамбовской области просит данное решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Указывает, что списком N 2 утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 предусмотрены должности ***, ***.
При определении права на зачет в стаж на соответствующих видах работ периодов работы до 01.01.1992 года могут применяться Списки N 1 и N 2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173.
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на досрочное назначение пенсии, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N1173 предусмотрены должности ***, ***.
Письмом от 23.03.2004 года N 710-1.5 Департамент по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России сообщил, что при рассмотрении вопроса досрочного пенсионного обеспечения электросварщиков за период до 1992 года необходимо подтвердить их занятость на ручной сварке.
Постоянная и непосредственная занятость истца на резке и ручной сварке является основным и единственным условием назначения пенсии в связи с особыми условиями труда.
Для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда необходимо установить на основании соответствующих документов полное соответствие между фактически выполняемой или выполнявшейся работой конкретным работником и работой, предусмотренной Списком.
Кроме того включить периоды, которые указаны в решении суда в стаж Трунтову В.Д. на соответствующих видах работ для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с абз.1 пп.2 п.2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" не представляется возможным.
Суд также обязал включить в стаж на соответствующих видах работ периоды службы в Советской армии с 09.11.1976 года по 21.12.1978 года, службы в органах МВД СССР с 07.12.1981 года по 01.11.1984 года.
Согласно военному билету, выданного 05.11.1976 года Трунтов В.Д. призван был на действительную военную службу и направлен в часть 09.11.1976 года, а уволен в запас 18.12.1978 года, а не 21.12.1978 года как указано в решении суда. Из смысла постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 следует, что на льготных условиях мужчины при достижении 55 лет имели право на пенсию лишь при стаже работы не менее 25 лет именно на работах с тяжелыми условиями труда (как в случае с истцом), при этом служба в составе Вооруженных Сил СССР и органах Министерства внутренних дел СССР засчитывалась в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости по Списку N 2, поскольку приравнивалась по выбору лица к работе которая предшествовала службе, либо к работе которая следовала за окончанием этих периодов, следовательно истец не приобрел право на пенсию по ранее действующему Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, поскольку специальный стаж истца на работе с тяжелыми условиями труда с учетом периодов работы засчитанных судом (7 лет 9 месяцев 10 дней), службы в Советской Армии (2 года 1 месяц 10 дней), службы в МВД СССР (2 года 10 месяцев 25 дней) и с учетом: засчитанного Управлением ПФР стажа на соответствующих видах работ (4 года 5 месяцев 9 дней) составляет лишь 17 лет 2 месяца 24 дня, от требуемого не менее 25 лет стажа, тем самым истец не выработал специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Подпунктом "б" п.1 постановления Правительства РФ N537 от 18.07.2002г. "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжёлыми условиями труда, применяется Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР N10 от 26.01.1991г.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992г. работ, предусмотренных Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым постановлением Совета Министров СССР N1173 от 22.08.1956г., засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N2 от 26.01.1991г. N10.
Списком N2, утверждённым постановлением Совета Министров СССР N1173 от 22.08.1956г., были предусмотрены профессии ***, ***.
Списком N2, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР N10 от 26.01.1991г. предусмотрена профессия ***, а также профессия ***.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР N10 от 26.01.1991г. Списки производств, работ, профессий, должности показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах.
Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку N2, утверждённому постановлением Кабинета Министров СССР N10 от 26.01.1991г., а работа в период до 1 января 1992г. может также засчитываться в специальный стаж по Списку N2, утверждённому постановлением Совета Министров СССР N1173 от 22.08.1956г.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Трунтова В.Д. в части и включения в стаж на соответствующих видах работ периоды деятельности до 01.01.1992г. в качестве *** в различных организациях, обоснованно пришёл к выводу о включении названных периодов в льготный стаж истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в трудовой книжке истца и архивных документах имеются разночтения в наименовании должности истца, отсутствуют записи о виде сварки, не выработаны полные часы рабочего времени, выводов суда не опровергают и не свидетельствуют о незаконности решения суда, т.к. работа и в должности ***, и в должности *** предусматривала право на пенсию на льготных условиях, при этом без учёта вида сварки. Название профессии истца в указанный период ***, *** фактически объединяет две профессии, каждая из которых предусмотрена вышеназванным списком для назначения пенсии на льготных условиях.
Неправильное или ненадлежащее оформление соответствующими должностными лицами тех или иных документов, свидетельствующих о фактически выполняемых в данный период работы трудовых функциях, как и частичное отсутствие необходимых документов, не может являться основанием для ущемления права Трунтова В.Д. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжёлыми условиями труда.
Действительно согласно п.5 разъяснений Министерства труда РФ N5 от 22.05.1996г., утверждённых постановлением Министерства труда РФ N29 от 22.05.1996г., право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда РФ N1 от 08.01.1992г., утверждённых приказом Министерства труда и занятости РСФСР N3, Министерства социальной защиты населения РСФСР N325 от 08.01.1992г.
Между тем, ответчиком не учтено, что данные разъяснения были утверждены после 1 января 1992 года, а вышеуказанные периоды работы имели место до 01.01.1992г.
Также обоснованно суд первой инстанции удовлетворил требования Трунтова В.Д. о включении в льготный стаж периодов работы, имевших место после 01.01.1992г., в качестве ***, поскольку записи в трудовой книжке истца подтверждают занятость на данных видах работ, а основным документом, подтверждающим стаж работы и периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка, что закреплено в п.1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утверждённого приказом Минсоцобеспечения РСФСР N190 от 04.10.1991г., п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ N555 от 24.07.2002г.
Доводы жалобы о том, что периоды работы в названных должностях не могут быть включены в льготный стаж в связи с отсутствием справок, уточняющих особые условия труда, сами по себе без опровержения со стороны ответчика данного обстоятельства, а также того, что истец не имел отвлечений от работы, был занят полное рабочее время не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N590, действовавшим в период прохождения истцом военной службы по призыву, служба в составе Вооруженных Сил СССР, МВД засчитывалась в стаж работы.
Данным Положением было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, период службы в составе Вооруженных Сил СССР, МВД приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку период работы истца в должности электросварщика, непосредственно предшествовавшие службе в армии, и службе в МВД были включены судом в специальный стаж истца, доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованном зачете в стаж работы в особых условиях труда периода службы Трунтова В.Д. в составе Вооруженных Сил СССР МВД, подлежат отклонению, как не основанные на приведенном выше нормативно-правовом акте.
Доводы апелляционной жалобы ответчика являются аналогичными основаниям отказа в назначении пенсии и возражениям на иск, были предметом судебного разбирательства и не опровергают правильность выводов суда, с которыми соглашается судебная коллегия, они не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда, а потому не могут являться основанием к его отмене.
Руководствуясь ст.ст.328 - 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мордовского районного суда Тамбовской области от 19 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Мордовском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.