Судья Томского областного суда Антонов С.М., рассмотрев дело по жалобе Муслимова Р. Х. на решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 11 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Томской области об административных правонарушениях (КТОоАП),
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии Ленинского района г.Томска N4/6 от 05.02.2013 должностное лицо - председатель ТСЖ "Алмаз" Муслимов Р.Х. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КТОоАП, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что 10.01.2013 в 10 час. 20 мин. по /__/ Муслимов Р.Х., являясь должностным лицом - председателем ТСЖ "Алмаз", не организовал сбор и вывоз твердых бытовых отходов, что привело к скоплению мусора вне мест, определенных в соответствии с действующим законодательством, чем нарушил п.3.1, 3.3 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного постановлением администрации г.Томска от 11.11.2009 N1110.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 11.03.2013 указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением и решением судьи, Муслимов Р.Х. обратился с жалобой в областной суд, в которой просит решение отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что им исполнена обязанность, связанная с вывозом отходов, путем заключения соответствующего договора со специализированной организацией, что допускается п.5.8 Регламента. Полагает, что ответственность за несвоевременный вывоз возложена на специализированную организацию. Ему не ясно, в чем выражено нарушение п.3.12 Регламента, устанавливающего, что сроки вывоза отходов должны обеспечивать умеренное заполнение бункеров и контейнеров сбора отходов и не могут превышать сроки вывоза отходов, предусмотренных действующим законодательством. Считает, что доказательства его вины в нарушении порядка вывоза мусора не установлены. Доводы, изложенные в жалобе на постановление, не получили должной оценки.
Представитель административной комиссии Ленинского района г.Томска, защитник Фурсин В.Ю., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем судья, руководствуясь ст. 30.6 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Муслимов Р.Х. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что неоднократно пытался решить вопрос о переносе контейнерной площадки по /__/. Скопление мусора обусловлено новогодними праздничными днями. График не предусматривает время вывоза мусора. Считает, что ЗАО " /__/" оказывает услуги по вывозу мусора ненадлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Муслимова Р.Х., проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о том, что постановление административной комиссии Ленинского района г.Томска N4/6 от 05.02.2013 и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 11.03.2013 подлежат изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.8.14 КТОоАП нарушение установленного порядка вывоза бытового мусора, утилизации отходов, очистки выгребных ям, если вышеперечисленные действия не охватываются составами правонарушений, предусмотренных федеральным законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Часть 2 ст. 161 ЖК РФ допускает управление многоквартирными домами следующими способами: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В качестве способа управления многоквартирным домом по адресу /__/, создано ТСЖ "Алмаз", председателем которого является Муслимов Р.Х.
Данные обстоятельства подтверждаются приказом о приеме работника на работу N24 от 17.11.2006, протоколом собрания правления ТСЖ "Алмаз" от 01.12.2011, протоколом N1 очередного собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: /__/, /__/ от 11.01.2010, Уставом ТСЖ "Алмаз".
01.01.2010 ТСЖ "Алмаз" и ЗАО " /__/" заключили договор на вывоз твердых бытовых отходов N2335.
В силу п.2.1.1 данного договора ЗАО " /__/" обязуется вывозить ТБО из контейнеров, бункеров, установленных в местах для сбора отходов.
Контейнерная площадка (место сбора отходов) по /__/ является одним из обслуживаемых объектов.
Как указано выше, Муслимовым Р.Х. нарушены п.3.1, 3.3 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного постановлением администрации г.Томска от 11.11.2009 N1110.
В соответствии с п.3.3 Регламента запрещается временное хранение отходов вне мест, определенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Данный пункт подлежит исключению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет, в числе прочего, правовые основы обращения с отходами производства и потребления, которое, как следует из статьи 1, представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Сбор отходов - это прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Как видно на представленной в материалы дела фотографии, отходы находятся вне бункеров контейнерной площадки (место сбора отходов) по /__/.
Понятие "хранение отходов" определено указанным выше законом от 24.06.1998 N89-ФЗ, а также Регламентом и представляет собой содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.
В соответствии с понятием, определенным Регламентом, вывоз отходов - это, в том числе, транспортировка отходов с места сбора на территории, специально отведенные в установленном порядке для этих целей органами местного самоуправления муниципального образования "Город Томск" и отвечающие предусмотренным действующим законодательством требованиям (полигон захоронения отходов, свалки и др.).
В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Согласно п. 13 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ зоны, занятые объектами размещения отходов потребления, включаются в состав зон специального назначения.
Из анализа указанных положений следует, что контейнерная площадка является пунктом (местом) сбора отходов, а не местом их временного хранения, в связи с чем п. 3.3 Регламента в данном случае не применим и подлежит исключению.
Что же касается нарушения п. 3.1 Регламента, полагаю, что оно нашло полное подтверждение.
Так, согласно п. 3.1 Регламента сбор отходов на территории муниципального образования "Город Томск" производится:
- в контейнеры-накопители мусоропроводов;
- в контейнеры (бункеры) для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках, в случае заключения производителями отходов соответствующих договоров со специализированными организациями либо организации вывоза отходов собственными силами;
- в специальный автотранспорт, работающий по установленному графику, в случае заключения производителями отходов соответствующих договоров со специализированными организациями;
- в урны для мусора;
- в контейнеры и бункеры, установленные на территориях ликвидированных несанкционированных свалок отходов и вдоль транспортных магистралей, в соответствии с положениями раздела 11 настоящего Регламента.
Согласно п. 2.3.7 договора N2335 от 01.01.2010 ТСЖ "Алмаз" в лице председателя Муслимова Р.Х. обязано обеспечить сбор и хранение ТБО в контейнерах/бункерах, не допуская их переполнения.
Пункт 2.3.8 данного договора обязывает ТСЖ "Алмаз" в случае систематического переполнения контейнера/бункера, в результате складирования большого объема ТБО, чем предусмотрено в договоре, согласовать с ЗАО " /__/" увеличение количества вывозов отходов.
В силу п. 2.3.14 указанного договора ТСЖ "Алмаз" обязан не допускать переполнения контейнера сверх допустимой линии загрузки.
Из системного анализа п. 3.1 Регламента и положений заключенного договора следует, что они определяют, каким образом организуется деятельность по сбору отходов на территории муниципального образования "Город Томск" с контейнерных площадок.
Суд исходит из того, что ответственность за организацию и контроль сбора и вывоза отходов с территории многоквартирных домов возлагается на лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, а потому предполагается и добросовестное исполнение данной организацией условий заключенных договоров.
Согласно п. 3.7.1 постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в числе прочего, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В судебном заседании Муслимов Р.Х. пояснил, что скопление мусора произошло по причине длительных новогодних праздничных дней. График не предусматривает время вывоза мусора.
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что при любой сложившейся ситуации (произошло ли скопление отходов вне бункеров до их вывоза или после) прилегающая территория должна приводиться организацией по обслуживанию жилищного фонда в соответствие с нормами законодательства РФ, приниматься меры для последующего предотвращения переполнения бункеров и загрязнения территории.
Как видно на представленных фотографиях, а также подтверждается актом осмотра объекта благоустройства от 10.01.2013, отходы находились на контейнерной площадке вне контейнеров, а потому ТСЖ "Алмаз" в лице председателя Муслимова Р.Х. обязано было обеспечивать ее своевременную уборку.
Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая изложенное, судья считает необходимым исключить из постановления административной комиссии Ленинского района г.Томска N4/6 от 05.02.2013 и решения судьи Ленинского районного суда г. Томска от 11.03.2013 п.3.3 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление административной комиссии Ленинского района г.Томска N4/6 от 05 февраля 2013 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 11 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, изменить, исключив указание на нарушение должностным лицом - председателем ТСЖ "Алмаз" Муслимовым Р. Х. п.3.3 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного постановлением администрации г.Томска от 11.11.2009 N1110.
В остальной части постановление административной комиссии Ленинского района г.Томска N4/6 от 05 февраля 2013 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 11 марта 2013 года оставить без изменения.
Судья Томского
областного суда С.М. Антонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.