Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей Фоминой Е.А., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Сутягиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске по апелляционной жалобе Администрации г.Томска на решение Советского районного суда г.Томска от 14 февраля 2013 года
дело по заявлению Елуфимовой Л. В., Мацкевича М. Г., Мутницкой Л. М. о признании незаконным бездействия Администрации г.Томска, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка по /__/.
Заслушав доклад судьи Ячменевой А.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елуфимова Л.В., Мацкевич М.Г., Мутницкая Л.М. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г.Томска, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка по /__/, кадастровый номер /__/, возложении на Администрацию г.Томска обязанности принять решение по заявлению вх.N1355/14 (765) от 23.07.2012 о предоставлении указанного земельного участка в собственность для эксплуатации жилого дома.
В обоснование требований указали, что Елуфимова Л.В., Мацкевич М.Г., Мутницкая Л.М. являются собственниками индивидуального жилого дома по /__/ дивизии, 16. Елуфимовой Л.В. принадлежит 6/16 долей в праве собственности на указанный дом, а Мацкевичу М.Г. и Мутницкой Л.М. по 3/16 долей. 23.07.2012 заявители обратились в Департамент архитектуры и градостроительства г.Томска с заявлением о предоставлении им в общую долевую собственность земельного участка по вышеуказанному адресу для эксплуатации индивидуального жилого дома с приложением всех необходимых документов, в том числе кадастрового паспорта земельного участка. Указанный земельный участок был образован постановлением Администрации г.Томска от 14.03.2011 N216-з по заявлению Елуфимовой Л.В. и Злобиной М.И., право собственности которой на долю в доме впоследствии в соответствии со свидетельством о праве на наследство перешло Мутницкой Л.М. и Мацкевичу М.Г. До настоящего времени решение по заявлению о предоставлении спорного земельного участка в собственность не принято, что нарушает права и законные интересы заявителей.
В судебное заседание заявитель Мацкевич М.Г. не явился.
Заявители Елуфимова Л.В. и Мутницкая Л.М. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Осипов А.О. требования не признал, пояснил, что противоправности в бездействии Администрации г.Томска не усматривается, поскольку 17.10.2012 администрация сообщила заявителям, что согласование проекта будет продолжено после регистрации за муниципалитетом права собственности.
Обжалуемым решением на основании ст.12, 46 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.264, ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда от 01.07.1996 N6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", ч.1 ст.254, ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бездействие Администрации г.Томска, выразившееся в непринятии решения (постановления) в месячный срок о предоставлении (непредставлении) в собственность Елуфимовой Л.В., Мацкевича М.Г., Мутницкой Л.М. земельного участка по /__/, кадастровый номер /__/, признано незаконным; на Администрацию г.Томска возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение по заявлению вх.N1355/14 (765) от 23.07.2012 с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность для эксплуатации жилого дома по /__/.
В апелляционной жалобе Администрация г.Томска просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявления.
Полагает, что администрация не вправе предоставить испрашиваемый земельный участок по причине наличия на нем жилого дома, одна из долей в праве собственности на который принадлежит муниципалитету.
Считает, что в силу абз.1 п.10 ст.3, п.3 ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение спорным земельным участком возможно только после регистрации права муниципальной собственности на соответствующую долю в земельном участке.
Указывает, что письмом от 17.10.2012 до заявителей доведена информация о сдаче документов на регистрацию 4/16 долей в праве собственности на земельный участок.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся заявителей, представителя Администрации г. Томска.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.11, 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления.
Согласно п.1.3 ст.25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475) (ред. от 02.10.2012) Администрация города Томска является органом местного самоуправления.
Согласно п.38 Устава г. Томска Администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска.
В соответствии с пп.1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска Администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Как видно из дела, Елуфимов Л.В., Мацкевич М.Г., Мутницкая Л.М. являются собственниками индивидуального жилого дома (инв. N /__/), расположенного по адресу: /__/.
Елуфимовой Л.В. принадлежит 6/16 долей в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом на основании постановления Главы Администрации г. Томска от 03.08.1993 N 774-3 и договора купли-продажи жилого дома от 11.09.1995, удостоверенного нотариусом г. Томска К., реестровый номер 3-3745, и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 70АБ 349728 от 16.07.2009.
Мацкевичу М.Г. принадлежит 3/16 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13.02.2008, выданного нотариусом г. Томска С., реестровый номер 2513. Его право собственности зарегистрировано на основании данного документа и акта приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию после завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 24.11.2008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 70АБ 296522 от 10.02.2009.
Право собственности на 3/16 долей жилого дома, находящегося по адресу: /__/, принадлежавшее Злобиной М.И. на основании постановления Главы Администрации г. Томска от 03.08.1993 N 774-з, акта приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию после завершения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 24.11.2008 (регистрация права не проводилась), перешло в порядке наследования Мутницкой Л.М., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию, выданным нотариусом г. Томска С. 15.03-2012, реестровый номер 1124, и зарегистрировано за заявителем 04.04.2012, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 70-АВ 261479.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 70-АВ 055040 от 02.11.2010 собственником 4/16 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: /__/, является Муниципальное образование г. Томск. Основанием регистрации права явилось свидетельство о праве на наследство по закону, выданное нотариусом г. Томска К. 13.10.2010, реестровый номер 4347. Земельный участок по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м (учетный номер /__/), на котором расположен данный жилой дом, образован из земель населенных пунктов для эксплуатации индивидуального жилого дома постановлением Администрации г. Томска от 14.03.2011 N 216-3, поставлен на кадастровый учет 15.04.2011 с присвоением кадастрового номера /__/, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка /__/.
Удовлетворяя заявление Елуфимовой Л.В., Мацкевича М.Г., Мутницкой Л.М. о незаконности бездействия Администрации г. Томска, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией г. Томска в нарушение положений земельного законодательства в установленный срок не принято решение по заявлению о предоставлении земельного участка в собственность.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" предусмотрено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 6 ст.36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления заявления орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
23 июля 2012 года заявители обратились в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска с заявлениями о предоставлении земельного участка площадью /__/ кв.м, кадастровый номер /__/, расположенного по адресу: /__/, в собственность для эксплуатации жилого дома.
Из представленных материалов следует, что 24.08.2012 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска в письме N 01-01-19/8645 сообщил заявителям об инициировании процедур регистрации муниципальной доли в праве собственности на земельный участок по вышеназванному адресу и согласования проекта постановления администрации г. Томска "О передаче Л.М. Мутницкой, М.Г. Мацкевичу и Л.В. Елуфимовой доли в праве собственности на земельный участок, местоположение которого: /__/, для эксплуатации индивидуального жилого дома".
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Томской области от 14.01.2013 N 01/001/2013-352 в отношении земельного участка, кадастровый номер /__/, площадь /__/ кв.м, представлены документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности (доля в праве 4/16).
17.10.2012 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска N 01-01-19/10926 сообщил заявителям о приостановлении процедуры согласования до проведения государственной регистрации муниципальной доли на указанный земельный участок.
Департамент правового обеспечения Администрации г. Томска в адрес Департамента архитектуры и градостроительства сообщил, что представленный проект постановления Томска "О передаче Л.М. Мутницкой, М.Г. Мацкевичу и Л.В. Елуфимовой доли в праве собственности на земельный участок, местоположение которого: /__/, для эксплуатации индивидуального жилого дома" Департаментом правового обеспечения не завизирован, поскольку в соответствии с ч.3 ст.3.1, п. 10 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до осуществления регистрации права собственности на муниципальную долю земельного участка отсутствуют основания для предоставления земельного участка физическим лицам.
Таким образом, в установленный законом срок администрацией не принято решение по заявлению Елуфимовой Л.В., Мацкевича М.Г., Мутницкой Л.М. и не доведено до них.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами. Согласно ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно пункту 3 указанной статьи в целях разграничения государственной собственности на землю к муниципальной собственности относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п. 10 ст. 3 указанного закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Доводы жалобы о наличии законных оснований для бездействия Администрации г. Томска, поскольку распоряжение спорным земельным участком возможно только после регистрации права муниципальной собственности на соответствующую долю в земельном участке, с учетом вышеприведенных норм основаны на неверном толковании закона.
При таких данных доводы жалобы не содержат фактов, которые могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 14.02.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Томска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.