Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Емельяновой Ю.С., Небера Ю.А.,
при секретаре Зизюк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Шулепова В. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения об отказе в перерасчете дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДМО), возложении обязанности произвести перерасчет ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса с даты назначения ДМО
по апелляционной жалобе Шулепова В. А. на решение Северского городского суда Томской области от 27 декабря 2012 года.
Заслушав доклад председательствующего, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шулепов В.А. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), ссылаясь на то, что с 25.12.1980 по 07.02.2012 он работал на "Сибирском химическом комбинате". Его страховой стаж работы на "Сибирском химическом комбинате" - организации ядерного оружейного комплекса РФ составляет 31 год 01 месяц, из них 09 лет 06 месяцев в видах деятельности, предусмотренных перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563. При исчислении размера ДМО ответчик учел только стаж работы в видах деятельности, предусмотренных перечнем - 09 лет 06 месяцев, и не учел страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса - 31 год 01 месяц. Решением ответчика от 01.03.2012 ему отказано в перерасчете дополнительного материального обеспечения как специалисту ядерного оружейного комплекса РФ. Считает, что при определении размера ДМО необходимо учитывать страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса. Просил суд признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 01.03.2012 N581 об отказе Шулепову В.А. в перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения специалисту ядерного оружейного комплекса РФ, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск произвести перерасчет размера ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса.
Судебное заседание проведено в отсутствие истца и его представителя, а также в отсутствие представителя третьего лица - ОАО "СХК".
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Громовик О.А. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице представителя Федерального Казначейства по Томской области Беляева Е.А. в судебном заседании пояснила, что Министерство финансов выделило все необходимые денежные средства по заявкам Росатома, считала иск не подлежащим удовлетворению.
Обжалуемым решением на основании статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктов 1, 3 Указа Президента РФ "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" в удовлетворении исковых требований Шулепову В.А. отказано.
В апелляционной жалобе Шулепов В.А. просит решение Северского городского суда Томской области от 27.12.2012 отменить, принять новое решение по делу, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что все время работы в ОАО "СХК" был занят в основном технологическом процессе, его специальный страховой стаж составляет 31 год 01 месяц. Полагает, что именно для таких специалистов стаж работы в ОАО "СХК" дает право на увеличение размера ДМО в соответствии с Указом Президента РФ N 1563 от 23.08.2000. Анализируя действующее законодательство, выражает несогласие с выводами суда о том, что право на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости имеют только граждане, награжденные орденами Российской Федерации и (или) СССР, и лауреаты премий.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Шулепов В.А. работал на Сибирском химическом комбинате в период с 25.12.1980 по 07.02.2012.
С 07.08.2008 Шулепову В.А. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д. 15).
Согласно справке N 38/138 от 13.02.2012, выданной ОАО "СХК" (л.д. 8), Шулепов В.А. имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.1 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - 09 лет 06 месяцев на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращения с ними; страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, - 31 год 01 месяц.
Из выписки из пенсионного дела Шулепова В.А. (л.д. 10) следует, что дополнительное материальное обеспечение ему назначено с 09.02.2012, суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составил 55 %.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что расчет размера ДМО произведен верно, во внимание принят страховой стаж работы истца при осуществлении видов деятельности, предусмотренных Перечнем, доказательств, свидетельствующих о наличии иных оснований для перерасчета размера ДМО, истцом не представлено.
Судебная коллегия приведенный вывод суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которых дает право на социальную поддержку (пункт 1 Указа).
Названным Указом и Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 года N 549 (в ред. постановления Правительства РФ от 13 мая 2010 N 328) (далее - Положение), гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при осуществлении ими указанных в Перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса при выходе на пенсию и при условии прекращения трудовой деятельности в организации ядерного оружейного комплекса установлено право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (абзац 3 пункта 2 Указа, подпункт "б" пункта 2 Положения).
Согласно пункту 9 Положения минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах.
В соответствии с пунктом 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается:
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "А" пункта 2 настоящего Положения;
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "Б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:
сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;
сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Из апелляционной жалобы следует, что, по мнению истца, гражданам, указанным в подпункте "б" пункта 2 Положения, размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии подлежит увеличению на 1% за каждый полный год работы сверх 20-летнего общего страхового стажа, требуемого для назначения мужчинам досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Между тем, в соответствии с Указом и Положением, регулирующими спорные правоотношения, основным критерием при определении права на дополнительное обеспечение является требование о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.
В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.
Согласно абзацу 2 подпункта "б" пункта 2 Положения в стаж, дающий право на установление дополнительного обеспечения указанным в данном подпункте гражданам, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных Перечнем. Кроме того, в абзаце 4 пункта 10 Положения также имеется указание на такое условие, как осуществление данными гражданами предусмотренных Перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса.
Как видно из материалов дела, стаж продолжительностью 09 лет 06 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, учтен при исчислении размера дополнительного материального обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии Шулепову В.А., относящемуся к категории граждан, указанных в абзаце 3 пункта 2 Указа, подпункте "б" пункта 2 Положения, при этом размер дополнительного обеспечения установлен в 55 %.
Учет общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса при назначении дополнительного обеспечения предусмотрен только для граждан, которые перечислены в абзаце 2 пункта 2 Указа, подпункте "а" пункта 2 Положения - граждане, награжденные орденами Российской Федерации и (или) СССР, удостоенные звания лауреата Ленинской премии, лауреата государственных премий СССР, лауреата государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреата премии Президента Российской Федерации, лауреата премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреата премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими предусмотренных перечнем видов деятельности, имеющие страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет, к которым истец не относится.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а потому отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шулепова В. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.