Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Марисова А.М.,
судей
Кущ Н.Г., Величко М.Б.,
при секретаре Биляк Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Валентович С. Ю. к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди
по апелляционной жалобе Администрации Колпашевского городского поселения на решение Колпашевского городского суда Томской области от 11 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Кущ Н.Г., пояснения представителя Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. (доверенность от 01.04.2013), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Дашевскую О.С., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Валентович С.Ю. к Администрации Колпашевского городского поселения, в котором просил обязать ответчика обеспечить Валентович С.Ю. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
В обоснование заявленных требований указал, что Валентович С.Ю., /__/ года рождения, имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, /__/. В настоящее время ей исполнилось 18 лет, и попечительство над ней прекратилась. Жилое помещение за Валентович С.Ю. не закреплялось. Валентович С.Ю. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в Администрации Колпашевского городского поселения. До настоящего времени Валентович С.Ю. жильем не обеспечена. Поскольку органы местного самоуправления не выполнили перед Валентович С.Ю. обязанности по предоставлению жилого помещения, у нее есть право на его получение.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Администрации Колпашевского городского поселения и третьего лица Администрации Томской области.
В судебном заседании помощник прокурора Рыбалова Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Решением Колпашевского городского суда Томской области от 11 января 2013 года на основании ст. 40 Конституции Российской Федерации, п. 2 ч. 2 ст. 57, ч.1ст.109-1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 6, абз.2ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года N 28-03 в редакции от 12 марта 2008 года "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3, ч. 1, 2 ст. 6 Закона Томской области от 11 сентября 2007 года N 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения", ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09 октября 2003 года N 131-03 "О жилищном фонде социального использования в Томской области", ст.1, абз. 5 ч. 1 ст. 85, ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации ч.1ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования Колпашевского городского прокурора удовлетворены в полном объеме. На Администрацию Колпашевского городского поселения возложена обязанность предоставить Валентович С.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм, то есть не ниже 17 квадратных метров.
В апелляционной жалобе Администрация Колпашевского городского поселения в лице представителя Смыченко А.М. просит решение Колпашевского городского суда Томской области от 11 января 2013 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Указывает, что Администрация Колпашевского городского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу. Суд не установил наличия у Администрации Колпашевского городского поселения собственных финансовых и материальных ресурсов на исполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Колпашевскому городскому поселению в 2013 году не представлены субвенции из бюджета Томской области на цели обеспечения жильем лиц, относящихся к категории "детей сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья".
Также судом не учтены изменения законодательства, а именно Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ и Закона Томской области от 17 декабря 2012 года N 224-ОЗ, в которых указывается, что с 01 января 2013 года органы местного самоуправления предоставляют сиротам жилые помещения из специализированного фонда, в то время как суд пришел к выводу о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. просит решение Колпашевского городского суда Томской области от 11 января 2013 года отменить и принять новое решение, полагая обоснованными доводы апелляционной жалобы в части необходимости учета изменений в законодательстве.
В соответствии с ч.1 ст.327, ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в суд истца Валентович С.Ю., представителя ответчика Администрации Колпашевского городского поселения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 31.12.2012) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 31.12.2012) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, Валентович С.Ю. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, /__/. Также установлено, что Валентович С.Ю. с 10.02.2004 состоит на жилищном учете, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, не имеет закрепленного за ней жилья, а также иного жилья, принадлежащего ей на праве собственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Валентович С.Ю. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, так как иного жилья на праве собственности либо праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, в нарушение действующего законодательства по достижении ею 18 лет жилым помещением по договору социального найма обеспечена не была.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд, разрешая заявленные требования, не учел изменения федерального законодательства на день вынесения решения суда, по мнению судебной коллегии, не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Действительно, Федеральным законом от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно новой редакции ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии условий, установленных законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч. 1 ст.8). Часть 6 ст.8 указанного закона предусматривает, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Учитывая, что у Валентович С.Ю. возникло право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, исковое заявление в суд подано 17 декабря 2012 года, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
В соответствии со ст. 4, 5 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом Томской области от 11.09.2007 N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 1 ст
. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.
В силу приведенных норм дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению жилья относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем это не исключает возможности реализации ответчиком переданных государственных полномочий в указанной части.Суд верно указал на то, что жилое помещение должно предоставляться истцу Администрацией Колпашевского городского поселения.
Довод апелляционной жалобы о том, что при отсутствии фактического финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возлагает на орган местного самоуправления независимо от наличия или отсутствия в бюджете Томской области на это денежных средств.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит фактов, которые могли бы повлиять на существо постановленного по делу решения. Судом правильно определены и оценены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, соблюдены нормы процессуального законодательства. Решение суда является законным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 11 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Колпашевского городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.