Судья Томского областного суда Шефер И.А., рассмотрев дело по жалобе Журавлева Ю. Б. на постановление старшего государственного инспектора отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Томской области от 31 января 2013 года и решение судьи Кожевниковского районного суда Томской области от 12 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 10.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего госинспектора отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Томской области от 31 января 2013 года начальник ОГБУ "Кожевниковское районное ветеринарное управление" Журавлев Ю.Б. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что вопреки распоряжению начальника Управления ветеринарии Томской области от 05.05.2012 N 3 Журавлев Ю.Б. не провел мероприятия по оздоровлению неблагополучных по инфекционной анемии хозяйств /__/, а именно: ЗАО " /__/", ЗАО " /__/", ООО " /__/", СПК (колхоз) " /__/", ООО " /__/" и СПК " /__/". В нарушение пп. 3.5, 3.6 "Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной анемии лошадей", утв. Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 20.12.1982, не подвергнуты убою лошади, положительно реагирующие серологически на ИНАН и не имеющие клинических признаков заболевания, содержащиеся в хозяйствах. Не соблюдены сроки и интервалы исследований лошадей неблагополучных хозяйств, отрицательно реагировавших при исследовании методом РЖП на инфекционную анемию.
Решением судьи Кожевниковского районного суда Томской области от 12 марта 2013 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба Журавлева Ю.Б. - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными актами, Журавлев Ю.Б. обратился в областной суд, просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что он не является субъектом данного правонарушения, поскольку считает, что ответственным за здоровье животных, проведение всех профилактических и оздоровительных мероприятий Законом возложена на владельцев животных. Решением судьи Кожевниковского районного суда Томской области оценка указанным доводам не дана. Кроме того, считает, что суд неверно сослался в решении на Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", поскольку данный закон не регулирует правоотношения в области ветеринарии.
Журавлев Ю.Б., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не подавал. Судья, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитники Журавлева Ю.Б. Севостьянова Н.Г. и Мельников Д.П. жалобу поддержали в полном объеме по доводам в ней изложенным.
Представитель Управления Россельхознадзора по Томской области Прохоров Д.А. и Федулов В.А. возражали против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников производства по делу, прихожу к выводу о том, что постановление старшего госинспектора отдела внутреннего государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Томской области от 31 января 2013 года и решение судьи Кожевниковского районного суда Томской области от 12 марта 2013 года подлежат отмене.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление, решение по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 10.6 КоАП РФ нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения заключается в действиях или бездействии, например: несвоевременное проведение мер по ликвидации очагов заболевания; совершение запрещенных правилами действий по перевозке, содержанию и использованию животных и продуктов животноводства; непроведение вакцинации животных или ежеквартальных клинических осмотров крупного рогатого скота в порядке контроля за благополучием по лейкозу; реализация молока и молочных продуктов больных животных в свободной продаже; непроведение дезинфекционных работ в помещениях, где содержатся заболевшие животные, или на перевозивших их транспортных средствах и т.п.
Субъектами правонарушения могут быть граждане - владельцы животных, водители транспортных средств, работники и должностные лица животноводческих ферм, птицефабрик, мясокомбинатов и других предприятий по переработке продуктов животноводства, производству и хранению кормов и кормовых добавок, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица органов ветеринарного надзора.
При рассмотрении дела должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о том, что, что вопреки распоряжению начальника Управления ветеринарии Томской области от 05.05.2012 N 3 Журавлев Ю.Б. не провел мероприятия по оздоровлению неблагополучных по инфекционной анемии хозяйств /__/, а именно ЗАО " /__/", ЗАО " /__/", ООО " /__/", СПК (колхоз) " /__/", ООО " /__/" и СПК " /__/". В нарушение пп. 3.5, 3.6 "Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной анемии лошадей", утв. Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 20.12.1982, не были подвергнуты убою лошади, положительно реагирующие серологически на ИНАН и не имеющие клинических признаков заболевания, содержащиеся в хозяйствах. Не соблюдены сроки и интервалы исследований лошадей неблагополучных хозяйств, отрицательно реагировавших при исследовании методом РЖП на инфекционную анемию.
С такими выводами должностного лица и судьи Кожевниковского районного суда Томской области согласиться нельзя.
Распоряжением Администрации Томской области от 16 июня 2011 года N 558-ра Журавлев Ю.Б. назначен на должность начальника областного государственного учреждения "Кожевниковское районное ветеринарное управление".
Государственный контроль и надзор в сфере борьбы с болезнями животных, внесение представлений в органы государственной власти об установлении карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов массовых заразных заболеваний животных, а также охрану территории России от проникновения возбудителей болезней животных осуществляют Россельхознадзор и Роспотребнадзор
. Государственного учреждение "Кожевниковское районное ветеринарное управление", начальником которого является Журавлев Ю.Б. не относится к органам, наделенным контрольно-надзорными полномочиями в области ветеринарии, тем самым Журавлев Ю.Б.
должностным лицом органов ветеринарного надзора не является, следовательно, не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.6 КоАП РФ.
Статьей 18 Закона РФ от 14 мая 1993 N 4979-1 "О ветеринарии" регламентированы обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства.
В соответствии с указанной нормой ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а именно владельцы животных обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Таким образом, ответственность за здоровье животных, проведение всех профилактических и оздоровительных мероприятий законом возложена на владельцев животных.
Пунктом 4 Плана мероприятий по предотвращению распространения и ликвидации инфекционной анемии лошадей в животноводческих организациях: ЗАО " /__/", ЗАО " /__/", ООО " /__/", СПК (колхоз) " /__/", ООО " /__/", СПК " /__/", утвержденного распоряжением начальника Управления ветеринарии Томской области от 05.05.2012 N3, определено, что лошади должны направляться на убой постоянно при установлении диагноза, а пунктом 7 указанного Плана определено ежемесячно проводить серологические исследования всего поголовья лошадей с 6-ти месячного возраста до получения двукратного отрицательного результата.
Ответственными за исполнение пункта 4 плана назначены начальник ОГБУ "Кожевниковское райветуправление" и руководители животноводческих организаций, пункта 7 - ОГБУ "Кожевниковское райветуправление" и руководители животноводческих организаций.
Назначение ответственным за реализацию указанного плана мероприятий начальника ОГБУ "Кожевниковское райветуправление" не свидетельствует о том, что он является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
Положения Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации инфекционной анемии лошадей, утв. Минсельхозом СССР от 20 декабря 1982 года, неисполнение которых вменено Журавлеву Ю.Б. предусматривают:
п. 3.5 животных, давших при серологическом исследовании на инфекционную анемию положительные или дважды с интервалом в 7-10 дней сомнительные результаты и не имеющих клинических признаков болезни (повышенную температуру тела, отеки, истощение), убивают на санитарной бойне. Мясо, признанное годным в пищу, направляют на обезвреживание проваркой согласно действующим Правилам ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов.
Пункт 3.6 Инструкции остальных однокопытных животных неблагополучного хозяйства, отрицательно реагировавших при исследовании методом РДП на инфекционную анемию, вновь исследуют этим методом с интервалом в 30 дней до получения 2-кратного отрицательного результата по группе. До оздоровления хозяйства отрицательно реагирующие при исследовании на инфекционную анемию животные могут быть использованы на работах в пределах неблагополучного пункта.
Право ОГБУ "Кожевниковское райветуправление" самостоятельно подвергнуть убою лошадей, принадлежащих иным лицам законом не предусмотрено.
Проведение серологических исследований Учреждением может быть осуществлено в данном случае, только после того, как животных предоставит владелец, поскольку указанная обязанность следует из положений ст. 18 Закона "О ветеринарии" - владельцы животных и производители животноводства обязаны предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Поскольку ОГБУ "Кожевниковское райветуправление", как указано выше, не наделено контрольно-надзорными полномочиями, следовательно, прав понудить владельца к выполнению указанных действий не имеет.
Цели и виды деятельности областного государственного бюджетного учреждения "Кожевниковское районное ветеринарное управление" регламентированы разделом 2 Устава.
Учреждение имеет право осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в уставе, в том числе по проведению предубойного осмотра, послеубойной ветеренарно-санитарной экспертизы, оформлению и выдаче ветеринарных сопроводительных документов.
Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу о том, что начальник ОГБУ "Кожевниковское районное ветеринарное управление" Журавлев Ю.Б. субъектом по настоящему делу об административном правонарушении не является, а следовательно постановление старшего госинспектора отдела внутреннего государственного надзора Управления Россельхознадзора по Томской области от 31 января 2013 года и решение судьи Кожевниковского районного суда Томской области от 12 марта 2013 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях начальника ОГБУ "Кожевниковское районное ветеринарное управление" Журавлева Ю.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 10.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу Журавлева Ю. Б. удовлетворить.
Постановление старшего госинспектора отдела внутреннего государственного надзора Управления Россельхознадзора по Томской области от 31 января 2013 года и решение судьи Кожевниковского районного суда Томской области от 13 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 10.6 КоАП РФ, в отношении начальника ОГБУ "Кожевниковское районное ветеринарное управление" Журавлева Ю.Б. отменить, производство по делу прекратить.
Судья Томского областного суда И.А. Шефер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.