Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Емельяновой Ю.С., Залевской Е.А.,
при секретаре Сутягиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске
дело по исковому заявлению Гудкова Александра Алексеевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконными назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, решения N 3188 от 26.11.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения,
по апелляционной жалобе Гудкова Александра Алексеевича на решение Северского городского суда Томской области от 30 января 2013 года.
Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., пояснения истца Гудкова А.А., представителя истца Новиковой М.Е., действующей по устному ходатайству, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гудков А.А. (далее - истец, апеллянт) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ, ответчик), просил суд:
- признать незаконным назначение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 N 1563 ( далее по тексту -ДМО), без учёта его общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса 24 года 06 месяцев;
-признать незаконным решение ГУ УПФ РФ от 26.11.2012 N 3188 об отказе в перерасчете размера ДМО ;
-обязать ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить ему ДМО с учетом страхового стажа работы 24 года 06 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет его размера с учетом страхового стажа работы 24 года 06 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса с даты назначения - с 16.10.2012.
В обоснование требований в письменном заявлении в пояснениях суду первой инстанции лично и в лице представителя Новиковой М.Е. указал, что проработал на Сибирском химическом комбинате, относящемся к организациям ядерного оружейного комплекса, 24 года 06 месяцев.
С 16.10..2012 ему выплачивается ДМО, при назначении которого ответчиком был учтен только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (далее - Указ) - 05 лет 00 месяцев. Общий страховой стаж его работы в организации ядерного оружейного комплекса не принят во внимание, что противоречит подпункту "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 N 1563.
20.11.2012 он обратился в ГУ - УПФ РФ с заявлением о перерасчете размера ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 26.11.2012 N 3188 в перерасчете ДМО ему было отказано.
Ответчик ГУ - УПФ РФ исковые требования не признал, пояснив в лице представителя Куриневской Н.Б., что ДМО, предусмотренное Указом, не относится к обязательным видам социального обеспечения, применяется к определённой категории специалистов, осуществляющих свою деятельность в ядерном оружейном комплексе. Основанием для назначения ДМО является специальный стаж в организациях ядерного оружейного комплекса, в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утверждённым Указом.
Суд на основании подпунктов 1, 2, 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса" в удовлетворении исковых требований Гудкову А.А. отказал.
В апелляционной жалобе Гудков А.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым его исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что его общий стаж работы в ОАО "СХК", относящимся к организациям ядерного оружейного комплекса, составил 24 года 06 месяцев, и именно его следует учитывать при исчислении размера ДМО, поскольку он в период трудоустройства на данном предприятии обеспечивал работу основных технологических процессов с делящимися материалами. Полагает, что такая позиция соответствует действующему законодательству, которое позволяет назначить ему ДМО с учётом соответствующего стажа 24 года 06 месяцев.
Также указывает на то, что ранее была сформирована позиция Томского областного суда, в соответствии с которой подобные иски удовлетворялись.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании при рассмотрении дела судебной коллегией Гудков А.А., его представитель Новикова М.Е. жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Ответчик - ГУ УПФ РФ извещён о месте и времени проведения судебного заседания надлежавшим образом, своего представителя для участия в нём не направили. Судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нашла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив и изучив материалы дела, заслушав объяснения участвовавшего в апелляционном производстве лица, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены судебного решения.
Материалами дела установлено и не оспаривается участвующими в нём лицами, что Гудкову А.А. с 16.10.2010 была назначена государственная пенсия по старости по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с работой истца во вредных условиях (Список N1).
Страховой стаж работы истца на Сибирском химическом комбинате, относящемся к организации, осуществляющей виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составил 24 года 06 месяцев, из них страховой стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем, утверждённым Указом президента Российской Федерации от 23.08.2000 N 1563, - 05 лет 00 месяцев.
Решением ГУ - УПФ РФ от 19.11.2012 N 143757/12 Гудкову А.А. назначено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение как работнику ядерного оружейного комплекса с 16.10.2012, размер которого определен исходя из периода осуществления им видов деятельности, предусмотренных Перечнем (05 лет 00 месяцев).
Решением ГУ - УПФ РФ от 26.11.2012 N 3188 Гудкову А.А. было отказано в удовлетворении заявления о перерасчете ДМО с учетом общего стажа его работы в организации ядерного оружейного комплекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости Гудкову А.А. произведен ответчиком правильно, страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса в 24 года 06 месяцев не может быть учтен при исчислении ему указанной доплаты, поскольку для категории граждан, которым дополнительное обеспечение установлено в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 N 549 (к указанной категории относится истец), суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии подлежит увеличению, если страховой стаж при осуществлении предусмотренных Перечнем видов деятельности превышает необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости страховой стаж, предусмотренный подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия поддерживает данный вывод.
Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на социальную поддержку (пункт 1 Указа).
Названным Указом и Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09. 2005 N 549 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2010 N 328) (далее - Положение), гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при осуществлении ими указанных в Перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса при выходе на пенсию и при условии прекращения трудовой деятельности в организации ядерного оружейного комплекса установлено право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (абзац 3 пункта 2 Указа, подпункт "б" пункта 2 Положения).
Пунктом 9 Положения установлено, что минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах.
В соответствии с пунктом 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается:
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения;
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:
сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;
сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В соответствии с Указом и Положением, регулирующими спорные правоотношения, основным критерием при определении права на дополнительное обеспечение является требование о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.
В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции правильно учел, что согласно абзацу 2 подпункта "б" пункта 2 Положения в стаж, дающий право на установление дополнительного обеспечения указанным в данном подпункте гражданам, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных Перечнем.
Как видно из материалов дела, стаж продолжительностью 05 лет 09 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, учтен при исчислении размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии Гудкова А.А., относящемуся к категории граждан, указанных в абзаце 3 пункта 2 Указа и подпункте "б" пункта 2 Положения.
Ссылка апеллянта на необходимость учёта при назначении ДМО общего трудового стажа в организации ядерного оружейного комплекса основана на неверном толковании приведённых правовых норм.
Учет общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса при назначении дополнительного обеспечения предусмотрен только тем гражданам, которые перечислены в абзаце 2 пункта 2 Указа, подпункте "а" пункта 2 Положения - граждане, награжденные орденами Российской Федерации и (или) СССР, удостоенные звания лауреата Ленинской премии, лауреата государственных премий СССР, лауреата государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреата премии Президента Российской Федерации, лауреата премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреата премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими предусмотренных перечнем видов деятельности, имеющие страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет, к которым истец не относится.
Все доводы апеллянта были предметом исследования суда первой инстанции и получили соответствующую оценку, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не имеет. Ссылки на новые обстоятельства и доказательства, не исследованные судом, доводы, которые могли бы повлиять на результат рассмотрения дела, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 (пункт 1), 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 31 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гудкова Александра Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.