Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Небера Ю.А., Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Зизюк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске делопо иску Вегерс Т. А. к Областному государственному бюджетному учреждению "Центр социальной поддержки населения Зырянского района" о взыскании компенсации за электроэнергию
поапелляционной жалобе Вегерс Т. А. на решение Зырянского районного суда Томской области от 05 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Худиной М.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вегерс Т.А. обратилась в суд с иском к ОГБУ "Центр социальной поддержки населения Зырянского района", в котором с учетом уточнения требований просила взыскать с ответчика компенсацию за электроэнергию за период с 01.01.2011 по 01.01.2012 в размере /__/ рубль, обязать ответчика оплачивать компенсацию за электроэнергию в полном объеме по мере предоставления квитанций.
В обоснование заявленных требований указала, что является пенсионером-педагогом и в порядке ст. 55 Закона РФ "Об образовании" пользуется правом на компенсацию расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения. В силу федерального законодательства данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение в полном объеме независимо от размера жилого помещения и нормативов потребления. Проживая в квартире /__/ в /__/, она оплачивает по квитанциям услуги электроснабжения ОАО "Томскэнергосбыт", однако данные расходы Центр социальной поддержки населения ей не компенсирует в полном объеме. В результате за период с 01.01.2011 по 01.01.2012 задолженность ответчика перед ней составляет /__/ рубль /__/ копеек.
В судебном заседании истец Вегерс Т.А. отказалась от иска в части понуждения ответчика к компенсации расходов за электроэнергию в полном объеме по мере предоставления квитанций, в остальной части требования поддержала. Отказ от части иска принят судом, о чем вынесено определение. Истец считала, что ответчик обязан предоставлять ей компенсацию расходов по оплате жилья, отопления и освещения в полном объеме, без каких-либо ограничений. Закон Томской области N 59-ОЗ, ограничивающий размер компенсации, по ее мнению, противоречит Конституции РФ как ухудшающий положение педагогов, проживающих в сельской местности.
Представитель ответчика - ОГБУ "Центр социальной поддержки населения Зырянского района" Князева О.А., действующая на основании доверенности от 22.01.2013, в судебном заседании иск не признала, пояснив, что предусмотренные законодательством меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялись истцу в виде ежемесячной денежной выплаты 100% части регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного Администрацией Томской области, приходящегося на стоимость жилищных услуг, отопления и освещения.
Обжалуемым решением на основании пп. "е, ж, к" ч.1 ст. 72 Конституции РФ, абз. 3 п.5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", ст. 157, 160 Жилищного кодекса РФ, ст.1, 2 Закона Томской области от 30.04.2009 N 59-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области", п. 27 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", приказа Региональной энергетической комиссии Томской области N 58/448 от 23.12.2010, приказа Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 22.12.2011 N 73/693 иск Вегерс Т.А. удовлетворен в части, с ОГБУ "Центр социальной поддержки населения Зырянского района" в пользу Вегерс Т.А. взыскана денежная компенсация за освещение в размере /__/ рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Вегерс Т.А. просит решение суда отменить, её исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что в соответствии со ст. 2 Закона Томской области N 59-ОЗ размер денежной компенсации составляет 100 % фактических расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения; о каком-либо ограничении права на предоставление компенсации, её размера речь в законе не идёт. Полагает, что удовлетворение требований о компенсации только в части расходов на освещение снижает уровень социальных гарантий, предусмотренный федеральным законодательством для педагогических работников. Суд не учёл отсутствие в деле данных об использовании ею электроэнергии для иных целей, кроме освещения, а потому удовлетворение иска только в этой части существенно умаляет её права.
В возражениях на апелляционную жалобу директор ОГБУ "Центр социальной поддержки населения Зырянского района" Жогина В.А. полагает жалобу не подлежащей удовлетворению, решение суда просит оставить без изменения.
В соответствии с ч.1 ст. 327, ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Удовлетворяя требования истца частично, суд первой инстанции исходил из того, что как педагогический работник Вегерс Т.А. имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, которая рассчитывается в соответствии с Законом Томской области от 30.04.2009 N 59-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области".
Данный вывод судебная коллегия находит правильным, основанным на фактических обстоятельствах и материальном законе.
Так, согласно абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439- ФЗ) "Об образовании", педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Томской области от 30.04.2009 N 59-03 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области" (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 23.04.2009 N 2209) указанные в данном Законе меры социальной поддержки распространяются на пенсионеров из числа педагогических работников, которые проработали в сельской местности в указанной сфере не менее 10 лет и перешли на пенсию с соответствующих должностей.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Вегерс Т.А. является пенсионером из числа педагогических работников, проработавших в сельской местности по данной специальности более 10 лет, следовательно, в соответствии с Законом Томской области от 30.04.2009 N 59-03 ей должны предоставляться предусмотренные в нем меры социальной поддержки.
Согласно ст. 2 Закона Томской области от 30.04.2009 N 59-03 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 1, 2 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, осуществляемой в виде ежемесячных денежных выплат или денежных компенсаций. Размер ежемесячной денежной выплаты для граждан, указанных в пунктах 1, 2 статьи 1 настоящего Закона, составляет 100 процентов части регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого Администрацией Томской области, приходящейся на стоимость жилищных услуг, отопления (центральное, газовое, электрическое, твердое топливо - для проживающих в домах с печным отоплением) и освещения. Размер денежной компенсации для граждан, указанных в пунктах 1, 2 статьи 1 настоящего Закона, составляет 100 процентов фактических расходов на оплату жилого помещения, отопления (центральное, газовое, электрическое) и освещения.
Из заявления Вегерс Т.А. от 25.03.2011 в ОГУ "Центр социальной поддержки населения Зырянского района" следует, что ею выбрана в качестве меры социальной поддержки денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 5 Закона Томской области от 30.04.2009 N 59-03 ежемесячные денежные выплаты и денежные компенсации предоставляются гражданам в порядке, установленном приложением к настоящему Закону.
Согласно п. 2.10 "Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих (работавших) и проживающих в сельской местности и рабочих поселках на территории Томской области", являющегося приложением к Закону Томской области от 30.04.2009 N 59-03, денежная компенсация назначается однократно за временной период, за который гражданином представлены в уполномоченное учреждение счета-квитанции на оплату жилого помещения, отопления и электроснабжения (при наличии отдельного прибора учета на освещение жилого помещения - освещения).
Материалами дела подтверждается, что Вегерс Т.А. несла фактические расходы по электроэнергии в течение спорного периода с 01.01.2011 по 01.11.2012: за 2012 - 9 месяцев (исключая месяц май), за 2011 - 10 месяцев (исключая апрель и июнь), при этом за январь, февраль, март и май 2011 ответчик произвел выплату денежной компенсации за освещение в размере /__/ руб. каждый месяц.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции, применив ст. 157 ЖК РФ и установив, что прибора учета расхода электроэнергии на освещение в жилом помещении истца не имеется, согласился с позицией ответчика о том, что расчет денежной компенсации Вегерс Т.А. должен производиться в соответствии с размером оплаты коммунальных услуг, определяемым исходя из нормативов потребления, установленных в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.
Заявляя о нарушении права на получение мер социальной поддержки в полном объеме, истец в суде первой инстанции, а так же в апелляционной жалобе выражает несогласие с расчетом денежной компенсации, полагая, что ей должны быть полностью компенсированы расходы на оплату электроснабжения, так как отдельных приборов учета для освещения у нее не имеется, не доказано наличие у нее иных электроприборов, увеличивающих расход электроэнергии.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции, указавшим, что Законом Томской области от 30.04.2009 N 59-03 предусмотрено предоставление денежной компенсации не за все коммунальные услуги, потребляемые гражданами, указанными в этом Законе, а только расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (а не электроэнергию в целом).
Учитывая, что отдельных приборов учета электроэнергии, потребляемой на освещение, у истца не имеется, ею не предоставлены подтвержденные доказательствами сведения о том, какой расход электроэнергии приходится в ее жилом помещении на освещение, а также доказательств того, что иные приборы потребления электроэнергии кроме освещения у нее отсутствуют, суд обоснованно произвел расчет денежной компенсации истцу исходя из фактического потребления освещения, определяемого нормативно в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, в размере /__/ руб. /__/ копеек. При расчете судом обоснованно использованы формулы определения нормативов потребления коммунальных услуг (Приложение к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), применен коэффициент для расчета доли на освещение 1,2775, рассчитанный также в соответствии с указанными Правилами.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ст. 328, 329Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зырянского районного суда Томской области от 05 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вегерс Т. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.