Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Ходаковой Л.А., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Салицкой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Водопьянова А.Г. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 19 сентября 2012 года по иску Водопьянова А.Г. к администрации г. Тулы о признании отказа в постановке на очередь на получение жилья незаконным, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании обеспечить жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Ходаковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Водопьянов А.Г. обратился в суд с иском к администрации г. Тулы о признании отказа в постановке на очередь на получение жилья незаконным, признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании обеспечить жилым помещением.
В обоснование заявленных требований указал, что после окончания в 1973 году Тульского высшего артиллерийского командного училища проходил военную службу в качестве офицера в различных воинских частях.
Приказом Командующего войсками Приволжского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, и приказом командира в/ч N от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава части и направлен на воинский учет в Советский райвоенкомат города Тулы. На момент увольнения имел выслугу более 20 лет военной службы.
По прибытию в город Тула встал на воинский учет в Советском райвоенкомате, оформил пенсию, по договору поднайма зарегистрировался с семьей на жилой площади тети его жены А. в кв. "адрес"
Поскольку по всем местам прохождения военной службы жилые помещения им были сданы, командиром в/части N перед увольнением ему выдана справка на льготное обеспечение жильем по избранному месту службы.
В мае 1997 года обратился в администрацию г. Тулы с заявлением о включении его в список очередников по списку военнослужащих, уволенных с военной службы. Все основания для обеспечения жильем у него имелись, а потому в соответствии с действующим в тот период Законом РФ "О статусе военнослужащих", администрация обязана была в 3-х месячный срок обеспечить его жильем.
Однако письмом N от ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала ему в постановке на очередь, ссылаясь на то, что нормы жилой площади квартиры позволяют ему беспрепятственно проживать со своей семьей по месту регистрации. Полагал, что администрация не учла того обстоятельства, что указанный Закон предоставляет ему право на получение жилья в собственность, что на жилое помещение тети он не имел никакого права.
Полагал, что своим отказом администрация гор. Тулы нарушила его права, предоставленные ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст.40 Конституции РФ, ст. 49 ЖК РФ.
После увольнения со службы и избрания гор. Тулы постоянным местом жительства он, истец, жильем не обеспечивался, иного жилья в собственности по договору найма не имеет. Сразу после увольнения был зарегистрирован по договору найма у тети его жены А., которая не являлась им близким родственником, после смерти тети квартира была приватизирована единолично его дочерью Ф.
Он со своей супругой зарегистрированы и проживают в квартире Ф. по договору безвозмездного пользования от 2007 г.
Считал, что поданное им ДД.ММ.ГГГГ заявление о постановке на жилищный учет в администрацию г.Тулы является основанием для реализации законного права на обеспечение положенным жильем и поэтому подлежит удовлетворению.
Просил суд признать отказ администрации г. Тулы в обеспечении его жильем незаконным, признать за ним, Водопьяновым А.Г., право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку военнослужащих, уволенных с военной службы; обязать администрацию гор. Тулы обеспечить его жилым помещением по списку военнослужащих, уволенных с военной службы, с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать судебные расходы, понесенные им в ходе судебного разбирательства.
В судебном заседании истец Водопьянов А.Г. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, дополнил, что в своем заявлении в администрацию г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ он просил поставить его на очередь для получения квартиры в собственность как военнослужащего, уволенного с военной службы, но не просил улучшать его жилищные условия. Поскольку по праву собственности у него никакого жилья не имеется, считал, что он имеет право быть поставленным на очередь на получения жилья. Именно в этом заключается необоснованность отказа администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ В суд с заявлением об оспаривании отказа в признании за ним права на постановку на учет в качестве военнослужащего, уволенного с военной службы, нуждающегося в получении жилья, он обратился ДД.ММ.ГГГГ Каких-либо уважительных причин, не позволявших ему обратиться с данным иском ранее, не имеется.
Полагал, что в ответе администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ неверно указаны параметры квартиры, в которой он зарегистрирован, в связи с чем неправильно была определена его нуждаемость в получении жилья: жилая площадь квартиры в действительности составляет 32,1 кв.м, а не 38,1 кв.м, что подтверждается техническим паспортом на квартиру по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права. В 2005г. он отказался от приватизации квартиры в пользу своей дочери В. Его сын М., "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ также был зарегистрирован по данному адресу и был временно выписан ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением в учебное заведение в "адрес" - сельскохозяйственную Академию. В дальнейшем в спорной квартире он не проживал, т.к. имеет другое место жительства. Просил суд восстановить пропущенный им срок давности для обжалования отказа администрации г. Тулы в постановке на очередь для получения жилья.
Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Суд решил в удовлетворении исковых требований Водопьянова А.Г. отказать.
В апелляционной жалобе Водопьянов А.Г. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, указал, что срок на обжалование постановления был пропущен им по уважительной причине, в связи с тяжелым материальным положением и ухудшением состояния здоровья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Водопьянова А.Г., судебная коллегия приходит к следующему.
При разрешении спорных правоотношений суд правильно руководствовался положениями ст.6 Закона РФ "О статусе военнослужащих" N 4338-1 от 22.01.1993 года, Постановлением Правительства РФ от 6.09.1998 года N 1054, которым утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, ст.29 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, ч.1 ст.256 ГПК РФ, ст.199 ГК РФ.
Согласно п.6 ст.15 Законом РФ "О статусе военнослужащих" N 4338-1 от 22 января 1993г. в редакции закона от 24.11.1995г. N 178 граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в 3-месячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте постоянного проживания.
Право безвозмездно получать в собственность занимаемые жилые помещения в домах государственного, муниципального и ведомственного жилого фондов при общей продолжительности военной службы 20 лет и более закреплено за указанной категорией лиц в п.10 данного Закона.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Данными Правилами установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.7 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями;
Основаниями признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей.
Статьей ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тульской области, утвержденных решением исполнительного комитета Тульского областного совета народных депутатов от 26 сентября 1984г. N11-503, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более 6,5 кв. м.
Как следует из материалов дела и установлено судом приказом Командующего войсками Приволжского военного округа N от ДД.ММ.ГГГГ подполковник Водопьянов А.Г. уволен с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями, календарная выслуга в Вооруженных Силах РФ составила - 24 года 3 месяца.
Приказом командира в/части N от ДД.ММ.ГГГГ N с ДД.ММ.ГГГГ подполковник Водопьянов А.Г. исключен из списков личного состава в/части N с направлением на воинский учет в Советский РВК г. Тулы.
Сведений о предоставлении истцу жилищного сертификата в Центральном архиве МО РФ и базе данных Департамента жилищного обеспечения МО РФ не имеется, в списках военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений, истец не состоял.
Согласно выписки из домовой книги и лицевого счета N от ДД.ММ.ГГГГ по прибытии в г. Тулу Водопьянов А.Г. и его дочь Ф. были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес". Супруга истца - О. по данному адресу была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ внучка истца - И. также зарегистрирована по этому адресу. На момент регистрации Водопьянова А.Г. в квартире была зарегистрирована и проживала родственница А.
После смерти А. в 2005 году право собственности на данную квартиру было зарегистрировано за В. (после брака Ф.) на основании договора передачи N от ДД.ММ.ГГГГ, остальные члены семьи, в том числе истец, отказались от участия в приватизации квартиры в пользу дочери.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию г. Тулы с заявлением о постановке его на очередь для получения квартиры в г. Туле, который он избрал местом постоянного жительства после окончания военной службы.
Рассмотрев данное заявление, администрация г. Тулы не усмотрела оснований для включения истца в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Туле, т.к. на каждого члена семьи истца приходится по 7,62 кв. м жилой площади, что превышает норму (не более 6,5 кв. м на человека) для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N за подписью начальника управления жилищного фонда администрации г. Тулы С. в постановке на очередь для получения жилья истцу было отказано.
Проверяя доводы и возражения сторон относительно заявленных требований, суд установил, что на момент обращения Водопьянова А.Г. с заявлением о включении в список военнослужащих, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец и члены его семьи имели регистрацию и проживали совместно с тетей жены - А. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес".
На момент обращения по данным инвентарного дела жилая площадь квартиры составляла 38,1 кв.м, общая-53,4 кв. м, общая площадь с учетом холодных помещений 55,6 кв. м. Впоследствии, в связи с перепланировкой, узаконенной постановлением главы администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, жилая площадь квартиры стала составлять 32,1 кв. м, общая-53, 1 кв. м., общая площадь с учетом холодных помещений-55, 3 кв. м.
Доказательств того, что перепланировка квартиры имела место по состоянию на 1997г., истец суду в соответствии с положениями ст.56 ГПК РФ не предоставил.
С учетом того, что в спорной квартире были зарегистрированы 5 человек: истец, супруга истца, дочь истца, сын истца, тетя жены - А., на каждого из вышеперечисленных лиц приходилось по 7,62 кв. м жилой площади (38,1кв.м : 5 чел.).
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого отказа администрацией г. Тулы нарушений прав истца не допущено.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, письменными доказательствами по делу.
Учитывая изложенное, правильно руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд обоснованно признал оспариваемый отказ администрации г. Тулы в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий правомерным.
В соответствии с ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в судебном порядке решение органа местного самоуправления и муниципальных служащих, в результате которого нарушены его права, в течение трех месяцев.
В силу ч.2 ст. 199 ГПК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку представителем администрации г. Тулы в соответствии с ч.2 ст.199 ГПК РФ заявлено о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности, суд, установив, что данный срок пропущен истцом без уважительных причин, правильно, сославшись на вышеприведенную норму закона, отказал в иске Водопьянову А.Г. по основанию истечения срока исковой давности по заявленному требованию.
Апелляционная инстанция соглашается с указанными выводами суда как основанными на анализе совокупности собранных по делу доказательств и правовой оценке установленных обстоятельств, при правильном применении норм материального права.
Таким образом, проведенная судебной коллегией проверка законности решения суда свидетельствует о том, что судом при рассмотрении дела правильно установлены юридически значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка, закон применен правильно, процессуальных нарушений, ведущих к безусловной отмене решения, судом не допущено. Правовых оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, ничем объективно по делу не подтверждены, выводы суда не опровергают.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Тулы от 19 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Водопьянова А.Г.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.