Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Селищева В.В., Гавриловой Е.В.,
при секретаре Лукьяненко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Копанева В.Т. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 23.10.2012 года по делу по иску Копанева В.Т. к Военному комиссариату Тульской области о признании отказа в перерасчете пенсии незаконным, понуждении произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученную сумму пенсии с учетом индексации.
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Копанев В.Т. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о понуждении произвести перерасчет пенсии за период с 01.01.1995г. по 28.02.1998г. и выплатить недополученную сумму пенсии с учетом индексации.
В обоснование заявленных требований указал, что он является пенсионером Министерства обороны РФ с 17.05.1986 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации N1349 от 07.12.1994 г. "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск и органов внутренних дел" Министру обороны РФ было предоставлено право увеличить военнослужащим должностные оклады на %. Указанное право Министр обороны РФ реализовал приказом N20 от 10.01.1995г., которым были повышены на % должностные оклады военнослужащим с 1 января 1995 года.
Военным пенсионерам пенсия не повышалась, чем были нарушены положения ст.ст. 43, 49, 55, 58 Федерального Закона РФ N4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей". Вышеназванные статьи Закона определяют, что при повышении военнослужащим должностного оклада, входящего им в денежное довольствие, одновременно производится перерасчет пенсий с учетом повышения должностных окладов лицам, ранее уволенным в запас или отставку и получившим право на получение пенсии от Министерства обороны РФ. При этом сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичный порядок перерасчета пенсий определен постановлением Правительства РФ N941 от 22.09.1993 г. и приказом МО РФ N350 от 08.10.1994 г.
Из этого следует, что ещё до выхода постановления Правительства N1349 от 07.12.1994 г. и приказа МО РФ N20 от 10.01.1995 г., постановление Правительства N 941 от 22.09.1993 г. и приказ МО РФ N350 от 08.10.1994 г. были действующими и остаются действующими по настоящее время. Доводы о том, что % повышение должностных окладов с 1995г., согласно "Инструкции о порядке выплаты военнослужащим ВС РФ окладов по воинским должностям с увеличением на % за службу, надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии, установленных постановлением N1349 от 07.12.1994 г. относится к разряду оплат только действующим военнослужащим и не входят в их денежное довольствие (учитываемое при исчислении пенсии), - не соответствуют действительности, исходя из требований вышеприведенных правовых актов, и независимо от того, по какому документу (ведомости) выплачивалось % повышение должностного оклада.
Неправомерность этих доводов в части их квалификации и трактовки увеличения должностных окладов на % как доплат к этим окладам, проистекает из самого постановления N1349 от 07.12.1994г. и приказа МО РФ N20 от 10.01.1995г., где прямо указано, что на % повышаются именно должностные оклады военнослужащих и других лиц, а не надбавки. Более того, этими же Постановлением и приказами МО РФ действительно, кроме увеличения на % окладов по воинским должностям, были введены альтернативные непостоянные индивидуальные надбавки: ежемесячные надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до % оклада по воинской должности; премирование военнослужащих в размере до 3-х окладов денежного содержания в год (оклад по должности плюс за звания); материальной помощи в размере 2-х окладов месячного денежного содержания в год. В соответствии с требованием ст. 43 Закона РФ N4468-1 от 12.02.1993г., эти надбавки не входят в денежное довольствие, из которого назначается пенсия. Вышеуказанные надбавки устанавливаются соответствующими командирами и начальниками подчиненным строго индивидуально, и размер их может меняться в течение года в зависимости от служебного вклада военнослужащего.
Повышение же окладов произведено путем их увеличения на единую для всех военнослужащих величину - %, которая не может быть изменена никем из воинских командиров и начальников, что в корне отличает это увеличение от прочих надбавок.
Повышение должностных окладов военнослужащим на % с 01.01.1995г. нашло свое полное подтверждение в приказе МО РФ N61 от 04.02.1998г., изданном во исполнение того же постановления Правительства РФ N1349 от 07.12.1994г. Пунктом 5 приказа МО РФ N61 от 04.02.1998г. предписано обеспечить перерасчет пенсий пенсионерам в соответствии с абзацем "б" пункта 14 постановления Правительства РФ N941 от 22.09.1993г.
С 01.03.1998г. пенсия военным пенсионерам была увеличена с учетом повышения на % должностных окладов, но сумму недополученной пенсии за период с 1 января 1995 года по 1 марта 1998 года ему не выплатили.
Просил обязать ответчика, в соответствии с п. "б" ст. 49 Закона РФ N4468-1 от 12 февраля 1993 года, произвести перерасчет пенсии за период с 1 января 1995 года по 1 марта 1998 года, исходя из должностного оклада, увеличенного на % с 1 января 1995 года для должности его категории военнослужащих; обязать Военный комиссариат Тульской области в соответствии со ст. 58 Федерального Закона N4468-1 от 12 февраля 1993 года выплатить суммы недополученной им пенсии с учетом индексации потребительских цен с 01.01.1995г. по 01.03.1998 г., возместив при этом причиненные ему убытки в соответствии со ст.ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ.
14.09.2012 г. Копанев В.Т. исковые требования уточнил, дополнительно указав на то, что отказ ответчика в перерасчете ему пенсии ввиду увеличения окладов по воинским должностям на %, изложенный в ответе N11/2644 от 19.07.2012г., является незаконным, поскольку Военным комиссариатом Тульской области не выполнены требования Указа Президента Российской Федерации от 18.10.2007 г. N 1373с "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров", Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2001г. N46-О, статьи 1 Закона N4468-1 от 21.02.1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей".
Просил признать незаконными действия ответчика, изложенные в его ответе от ДД.ММ.ГГ. N, выразившиеся в прямом неисполнении Указа Президента Российской Федерации от 18.10.2007 года N1373с "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров", нарушении прав, гарантированных ему Постановлением Конституционного Суда РФ от 1.03.2001г. N46-О, статьей 1 Закона N4468-1 от 21.02.1993г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу ... "; обязать ответчика в соответствии с п. "б" ст. 49 Закона РФ N4468-1 от 12.02.1993 года произвести перерасчет пенсии за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года исходя из должностного оклада, увеличенного на % с 1 января 1995 года для должности его категории военнослужащих в соответствии с действующим пенсионным законодательством РФ; обязать ответчика в соответствии со ст. 58 Федерального Закона N4468-1 от 12.02.1993 года выплатить суммы недополученной им пенсии с учетом индексации потребительских цен с 01.01.1995г. по 28.02.1998г., возместив при этом причиненные ему убытки в соответствии со ст.ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ.
Истец Копанев В.Т. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика, Военного комиссариата Тульской области, по доверенности Образцова Н.В., в судебном заседании исковые требования Копанева В.Т. не признала по тем основаниям, что на дату вступления в действие Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1373с "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров" истец проживал в Республике Украина, где и получал пенсию по законодательству данного государства, в связи с чем не приобрел право на получение доплаты к пенсии в соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца Копанева В.Т.
Суд постановил решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований Копанева В.Т. к Военному комиссариату Тульской области о признании отказа в перерасчете пенсии незаконным, понуждении произвести перерасчет пенсии и выплатить недополученную сумму пенсии с учетом индексации.
В апелляционной жалобе Копанев В.Т. просит отменить решение Центрального районного суда г. Тулы как незаконное и необоснованное.
Истец Копанев В.Т. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности Образцова Н.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы Копанева В.Т., находя решение Центрального районного суда г. Тулы от 23 октября 2012 года законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение представителя ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности образцовой Н.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Копанев В.Т. является пенсионером Министерства обороны РФ с 17.05.1986 года.
Пенсия Копанёву В.Т. была назначена военным комиссариатом города Тирасполя с 07 июня 1986 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1982 года N986 "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей".
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", постановлением Правительства от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" Военным комиссариатом Тульской области Копанёву В.Т. была назначена пенсия с 01.02.1994 года, в связи с переменой места жительства.
В период с 01.02.1994 года по 31.08.2006 года Копанев В.Т. состоял на учете в Военном комиссариате Тульской области и получал пенсию в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1, а с 01.09.2006 года по 31.12.2010 года состоял на учете и получал пенсию в Республике Украина в соответствии с пенсионным законодательством этого государства.
С 01.01.2011г. по настоящее время Копанев В.Т. состоит на учете в Военном комиссариате Тульской области и получает пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 49 вышеназванного Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года N1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних войск и органов внутренних дел" Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право устанавливать военнослужащим оклады по воинским должностям с увеличением на % процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Указанное право было реализовано Министром обороны Российской Федерации, издавшим 04.02.1998 года приказ N61, предусмотревший выплату с 1 марта 1998г. военнослужащим месячных окладов по воинским должностям с увеличением на % процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Одновременно тем же приказом предусматривалось обеспечение с 1 марта 1998г. перерасчета пенсий пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с подп. "б" пункта 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941, исходя из окладов по воинским должностям с увеличением на % процентов за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года N1349 утратило в силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.10.2009 г. N 774.
В соответствии со ст.7 Гражданского кодекса Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
15 мая 1992 года странами-участниками СНГ, включая Республику Украина, подписано Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (далее Соглашение).
В статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
В период проживания истца на территории иностранного государства - в Украине, Президентом Российской Федерации издан Указ от 18.10.2007 года N1373с "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров", которым Министру обороны Российской Федерации было предписано обеспечить выплату единовременной доплаты к пенсиям лицам, проходившим военную службу за период с 1 января 1995г. по 28 февраля 1998г., исходя из % процентов оклада по воинской должности (должностного оклада), из процентной надбавки за выслугу лет и из размера пенсии, из которых она исчислена по состоянию на 1 января 2008 года.
Данная выплата носит разовый и компенсационный характер и согласно Указу подлежит выплате в 2008 году.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, а также принимая во внимание, что требования Копанева В.Т. с учетом их уточнения от 14.09.2012 года основаны именно на признании незаконными действий Военного комиссариата Тульской области по неисполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N1373 с "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров", суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, обоснованно указав, что проживая в 2008 году в Республике Украина, и являясь субъектом пенсионных отношений, регулируемых законодательством данного государства, истец не приобрел права на получение доплаты к пенсии согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N1373с.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда по делу законным и обоснованным, так как оно соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 23.10.2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Копанева В.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.