Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кабанова О.Ю.
судей Черенкова А.В., Селищева В.В.
при секретаре Рахаеве Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Колдаевой Т.Б. и Кузнецова М.В. на решение Центрального районного суда г.Тулы от 23 января 2013 года по иску Колдаевой Т.Б., Кузнецова М.В. к Военному комиссариату "адрес" о взыскании денежных средств на погребение, обязании установить памятник, взыскании компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Черенкова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колдаева Т.Б., Кузнецов М.В. обратились в суд с иском к Военному комиссариату Тульской области о взыскании денежных средств на погребение, обязании установить памятник, взыскании компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что К ... являлся бывшим несовершеннолетним узником фашистского концлагеря и был приравнен к ветеранам Великой Отечественной войны. Кроме того, являлся инвалидом 1-ой группы, по закону фактически приравнен к инвалидам ВОВ, поэтому на него распространяются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, предусмотренные ст. 15 Федерального закона "О ветеранах". Однако военкоматом отказано в предоставлении любой помощи в похоронах и установке надгробия. Считая отказ незаконным, просят взыскать с ответчика денежные средств на погребение в сумме "данные изъяты"., обязать установить памятник на могиле К ... , взыскать компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты". в пользу каждого из истцов, взыскать судебные издержки по оплате госпошлины в размере "данные изъяты"
Представитель ответчика Военного комиссариата Тульской области по доверенности Образцова Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Решением Центрального районного суда г.Тулы от 23 января 2013 года в удовлетворении исковых требований Колдаевой Т.Б., Кузнецова М.В. отказано.
Не соглашаясь с постановленным по делу решением, Колдаева Т.Б., Кузнецов М.В. в апелляционной жалобе просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное по неправильно установленным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции на основании объяснений лиц, участвующих в деле, тщательного анализа представленных документов установил, что К ... при жизни имел право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждено удостоверением серии N от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением социальной защиты населения г.Узловая Тульской области.
К ... была установлена первая группа инвалидности по общему заболеванию, бессрочно, что подтверждается справкой серии N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Главным бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области, Филиал бюро N20.
Согласно квитанции - договора N на ритуальные услуги от ДД.ММ.ГГГГ, истцом Колдаевой Т.Б. (супругой умершего К ... , свидетельство о заключении брака серии N от ДД.ММ.ГГГГ) за ритуальные услуги по захоронению умершего К ... было оплачено ООО " К ... " "данные изъяты"
Судом также установлено, что истцы обратились в Военный комиссариат Тульской области с требованием о возмещении расходов на захоронение К ... , как несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Согласно сообщению Военного комиссариата Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ N Колдаевой Т.Б. отказано в возмещении понесенных ею расходов.
Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 Указа от 15 октября 1992 года N 1235). Льготы, указанные в пункте 1 Указа от 15 октября 1992 года N 1235, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (пункт 2 Указа от 15 октября 1992 года N 1235).
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011 г.) "О ветеранах", погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Данными нормативными актами определен порядок погребения погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, а также иных лиц, перечисленных в них.
При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена и действие указанной нормы на эту категорию лиц не распространяется.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для возмещения за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, расходов, связанных с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, в порядке установленном названными Федеральными законами, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, анализ и оценка которым даны в решении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приравнивание несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не является основанием для удовлетворения заявленных требований. Поскольку как правильно указал суд положения Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", положения Федерального закона от 12
января 1996г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", постановления Минтруда Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", а также положения Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривают соответствующих гарантий по увековечению памяти за счет средств государства для данной категории лиц.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было отказано правомерно.
Мотивы, по которым суд пришел к изложенным выводам, подробно со ссылкой на нормы законодательства и конкретные обстоятельства дела изложены в решении, в апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
В этой связи судебная коллегия не находит оснований для того, чтобы считать данные выводы суда ошибочными.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебную практику других судов по схожему спору не может быть принята во внимание, поскольку действующим законодательством судебный прецедент не предусмотрен в качестве источника права и у суда отсутствует обязанность принимать решение по делу в соответствии с состоявшимся решением по другому судебному спору.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны убедительными, поскольку основаны на неправильном толковании закона. Сама по себе иная оценка автором жалобы действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы сторон судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Тулы от 23 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колдаевой Т.Б. и Кузнецова М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.