Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Кориковой Н.И.,
судей:
Журавлёвой Г.М., Кучинской Е.Н.
с участием прокурора:
Макаровой Н.Т.,
при секретаре:
Сафоновой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 21 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Бадт Е.К. благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее " ... " квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Бадт Е.К. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска, Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее " ... " квадратных метров, заключить с Бадт Е.К. договор социального найма на предоставленное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Журавлёвой Г.М., выслушав истца Бадт Е.К., прокурора Макарову, полагавших, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тобольского района в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов Бадт Е.К. с иском к Правительству Тюменской области, администрации Тобольского муниципального района и просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Бадт Е.К. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее " ... " кв. м., и возложить на администрацию Тобольского муниципального района обязанность предоставить Бадт Е.К., вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее " ... " кв.м.
Требования мотивированы тем, что Бадт Е.К., 14 июня 1991 года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители: мать - Сатруева И.Л. умерла, отец Сатруев К.И. в свидетельстве записан со слов матери. Закрепленного жилого помещения на территории Тобольского района Тюменской области Бадт Е.К. не имеет. На основании распоряжения главы администрации Тобольского района от " ... " " ... " несовершеннолетний Сатруев Е.К.(фамилия изменена на основании приказа администрации Тобольского района Тюменской области " ... " " ... ") передан под опеку бабушке Бадт И.К ... До настоящего времени Бадт Е.К. проживает по " ... ", в доме опекуна и обучается в Политехническом колледже ТюмГНГУ. В соответствии с распоряжением главы Тобольского района " ... " от " ... " Бадт Е.К. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях под номером " ... " решение о снятии его с этого учета органом местного самоуправления не принималось, жилое помещение по договору социального найма на территории г. Тобольска, Тобольского района не предоставлялось, решение о снятии его с этого учета органом местного самоуправления не принималось.
В судебном заседании прокурор иск поддержал полностью по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве просил в иске отказать, т.к. истец мог стать собственником жилого помещения, стать членом семьи собственника жилого помещения, предоставление ему жилого помещения по решению суда в соответствии со ст. 17 ч.3 Конституции Российской Федерации, повлечет нарушение прав других лиц, вставших на учет ранее Бадт Е.К.
Представитель ответчика администрации Тобольского муниципального района в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, в установленном законом порядке, имеется уведомление. В отзыве на исковое заявление указал, что считает возможной реализацию ответчиком полномочий по предоставлению жилья в случае выделения для этого целевых денежных средств - Правительством Тюменской области не в Тобольском районе, а в других населенных пунктах Тюменской области.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Правительство Тюменской области.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность, обеспечить истцу, предоставление жилого помещения не учел, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи, с чем обязательства по обеспечению предоставления Бадт Е.К. жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учет.
На апелляционную жалобу ответчика поступили возражения прокурора, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Бадт Е.К., родившийся " ... " года рождения, имеет статус ребенка сироты.
Согласно свидетельства о рождения " ... " от " ... " и справки о рождении от " ... ", мать Бадт Е.К. - Сатруева И.Л., отец - Сатруев К.И. указан со слов матери.
Из свидетельства о смерти " ... " от " ... " следует, что мать Бадт Е.К. - Сатруева И.Л. умерла " ... ".
На основании распоряжения главы администрации Тобольского района от " ... " " ... " над несовершеннолетним Сатруевым Е.К. установлена опека, опекуном назначена Бадт Е.К..
Приказом администрации Тобольского района Тюменской области N 312 от 19 августа 1999 года подтверждается изменение фамилии Сатруев, " ... " года рождения на фамилию опекуна Бадт.
В соответствии с распоряжением администрации Тобольского муниципального района от 05 июня 2012 года N 773 "Об утверждении списка также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из приведенной нормы следует, что законодатель определил категории граждан, которым предоставляется жилое помещение вне очереди, и Бадт Е.К. относится к такой категории граждан.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или рдении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Архивной справкой отдела образования администрации Тобольского района от 13 ноября 2012 года подтверждается, что Бадт Е.К. окончил Байкаловскую школу - интернат в " ... " году, после чего был призван и армию.
Согласно записи в военном билете с " ... " года по " ... " года Бадт находился на службе в РА.
Согласно справки ТюмГНГУ от " ... ", Бадт Е.К. является студентом 1 курса государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный нефтегазовый университет", очной формы обучения, среднего профессионального уровня образования, специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", нормативный период обучения с " ... " по " ... ".
Судом установлено, что Бадт Е.К. был принят на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, как сирота, по договору социального найма жилье Бадт Е.К. не предоставлялось.
Справкой администрации Байкаловского сельского поселения Тобольского муниципального района от " ... " " ... " подтверждается, что на территории Байкаловского сельского поселения жилые помещения за Бадт Е.К. не закреплялись, по договору социального найма жилье Бадт Е.К. не предоставлялось.
Согласно информации Администрации Тобольского муниципального района от " ... " " ... " Бадт Е.К. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на " ... " состоит на учете под номером " ... " дата постановки на учет " ... ", с указанного учета Бадт не снимался, жилье по договору социального найма ему не предоставлялось.
Справками администрации Байкаловского сельского поселения Тобольского муниципального района от " ... " " ... " и " ... " подтверждается, что Бадт Е.К., " ... " года зарегистрирован по адресу: " ... " проживает с дедушкой Бадт И.А. и бабушкой И.К.
Согласно выписки из домовой книги, Бадт Е.К. прописан по адресу: " ... ". Собственником жилья является опекун Бадт Е.К..
Свидетельством о государственной регистрации права от " ... " подтверждается, что собственником " ... " является Бадт Е.К..
Справкой сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Тобольского района от " ... " " ... ", подтверждается, что Бадт Е.К. действительно является лицом из числа детей, оставшихся без закрепленного за ним жилья на территории " ... " не имеет.
Справками ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" " ... " от " ... ", от " ... " " ... " и уведомлениями Росреестра от " ... ", от " ... " и от " ... " подтверждается, что жилых помещений у Бадт Е.К. нет.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещение по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года - в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Бадт Е.К. как нуждающегося в жилом помещении, после окончания Байкаловской школы-интернат в 2009 году возникло в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение на условиях социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее " ... " кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Бадт Е.К. о предоставлении ему жилого благоустроенного помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истец, являясь сиротой, относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Бадт Е.К., прокурор в обоснование иска, ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, но и на нормы п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Статьей 27 Закона Тюменской области от 09 ноября 2011 года N 71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый 2012 и 2014 годов" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
В соответствии со ст. 43 указанного закона для осуществления полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из областного бюджета предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В Перечне, изложенном в Приложении 19 к Закону Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" указан городской округ город Тюмень
Правительством Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года N 146-п утверждено Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства. Главное управление строительства исполняет обязанности в пределах утвержденного бюджета Тюменской области, формирование которого относится к полномочиям Правительства Тюменской области.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия и термины, применяемые в этом Кодексе, отражено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма Бадт Е.К. и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования - администрацию города Тобольска, за счет средств субъекта Российской Федерации, а именно - бюджета Тюменской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Тюменской области о том, что обязанность по обеспечению предоставления жилого помещения должна быть возложена на Главное управление строительства Тюменской области, являются не обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав других лиц, принятых на учет для предоставления жилого помещения ранее, чем истец является необоснованным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тобольского районного суда Тюменской области от 21 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.