Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Лаврентьева А.А.
судей:
Михеенко К.М. и Жегуновой Е.Е.
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Тайшиной Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности от " ... " года, на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 23 октября 2012 года, которым постановлено:
"Иск исполняющего обязанности прокурора Упоровского района Тюменской области Шапенова Б.К. в защиту прав, свобод и законных интересов Ланшаковой Г.Л. удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Ланшаковой Г.Л. благоустроенное жилое помещение на территории с. Упорово Упоровского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не 18 кв.м., из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Упоровского муниципального района Тюменской области принять решение о предоставлении Ланшаковой Г.Л. благоустроенное жилое помещение из государственного жилищного фонда Тюменской области на территории с. Упорово, Упоровского района, Тюменской области, по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м., а также заключить с Ланшаковой Г.Л. договор социального найма на такое жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Упоровского района Тюменской области в порядке ст.45 ГПК Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов Ланшаковой Г.Л. с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Упоровского муниципального района об обязании Правительства Тюменской области обеспечить предоставление Ланшаковой Г.Л. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории с. Упорово Упоровского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., и возложении обязанности на Администрацию Упоровского муниципального района принять решение о предоставлении Ланшаковой Г.Л. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории с. Упорово Упоровского района Тюменской области общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также о заключении с Ланшаковой Г.Л. договора социального найма на данное жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что Ланшакова Г.Л., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку её родители лишены родительских прав. Постановлением главы Администрации Упоровского муниципального района N " ... " от " ... " года Ланшакова Г.Л. была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, и принята на учёт. Во внеочередном списке на получение жилья состоит под N27. В июне " ... " года закончила обучение в ГОУ ВПО " " ... "", однако до настоящего времени Ланшакова Г.Л. жильём не обеспечена.
Помощник прокурора Упоровского района Тюменской области Ковалева Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Ланшакова Г.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Представители ответчиков Правительства Тюменской области, Администрации Упоровского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области, привлечённого к участию в деле в порядке ст.43 ГПК Российской Федерации на основании ходатайства ответчика Правительства Тюменской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица Гуля М.М. направила письменный отзыв, в котором просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Главного управления строительства Тюменской области, в удовлетворении иска отказать, ввиду отсутствия доказательств, что Ланшакова Г.Л. не утратила статус лица, нуждающейся в жилом помещении, поскольку справки об отсутствии у истицы закреплённых жилых помещений на территории Упоровского района Тюменской области выданы в 2008 года. Кроме того, просила рассмотреть возможность предоставления истице жилого помещения в ином населённом пункте, так как в селе Упорово отсутствуют жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, что в последующем сделает невозможным исполнение решения суда (л.д.53-54).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года.
В апелляционной жалобе она просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применён закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление истице жилого помещения, не учёл, что в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о Главном управлении строительства Тюменской области Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан, на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счёт средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительства Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления истице жилого помещения, должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истице вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц, ранее вставших на учёт.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Ланшакова Г.Л., " ... " года рождения (л.д.13), является лицом из числа детей-сирот, поскольку её родители " ... ", " ... " решением " ... " суда Тюменской области от " ... " года лишены родительских прав (л.д.20-22).
Постановлением главы Администрации Упоровского муниципального района от " ... " года N " ... " на основании решения комиссии по жилищным вопросам Ланшакова Г.Л. принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д.17-18,19). " ... " года истица получила свидетельство об окончании Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования " " ... "" с присвоением квалификации " " ... "" (л.д.14). Однако, до настоящего времени жильём она не обеспечена, не имеет закреплённого за ней жилого помещения на условиях социального найма, собственником либо иным владельцем объекта недвижимости она не является, как и не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения (л.д. 23, 24, 26, 28, 30).
По состоянию на 1 февраля 2012 года Ланшакова Г.Л. в списке лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, у которых возникло право на получение жилья, стоит под N27 (л.д.10).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года, в силу ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставлен& #0; 0;
?
#0;????????????? ? ??????????????? 0;???????????????????????????????????????? ???????"? Следовательно, у Ланшаковой Г.Л., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания в " ... " году обучения в образовательном учреждении возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение (применительно к условиям муниципального района) на условиях социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Ланшаковой Г.Л. о предоставлении ей благоустроенного (применительно к условиям Упоровского муниципального района) жилого помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истица, являясь сиротой, относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Ланшаковой Г.Л., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, но и на нормы п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.