Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.
судей:
Лаврентьева А.А., Михеенко К.М.
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю,
при секретаре:
Тайшиной Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, на решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 06 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Голышмановского района Тюменской области в интересах Чалковой Я.А. к Правительству Тюменской области, администрации Голышмановского муниципального района Тюменской области о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Чалковой Я.А. вне очереди, по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района), жилого помещения на территории р.п.Голышманово Голышмановского района Тюменской области общей жилой площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Администрации Голышмановского муниципального района принять решение о предоставлении Чалковой Я.А. после обеспечения Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения на территории р.п.Голышманово Голышмановского района Тюменской области общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Чалковой a22 договор социального найма на данное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения прокурора Сипиной С.Ю., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Голышмановского района Тюменской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов Чалковой Я.А. с иском с учётом уточнений, к Правительству Тюменской области, Администрации Голышмановского муниципального района Тюменской области и просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Чалковой Я.А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Голышмановского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м. Также прокурор просил возложить на Администрацию Голышмановского муниципального района Тюменской области обязанность предоставить Чалковой Я.А., вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Голышмановского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. и заключить с Чалковой Я.А., на предоставленное жилое помещение, договор социального найма.
Требования мотивированы тем, что Чалкова Я.А., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку её мать лишена родительских прав, отец с " ... " года находился в местах лишения свободы, а " ... " года признан безвестно отсутствующим. Истица с " ... " года находилась под опекой, жилого помещения за истицей не закреплено. В 2003 году истица окончила муниципальное общеобразовательное учреждение " " ... "". В данное время проживает у мужа по адресу: " ... " состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении, в списке очередности - N11.
В судебном заседании помощник прокурора Голышмановского района Тюменской области Григорьева А.Ю. и истица Чалкова Я.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Голышмановского муниципального района Тюменской области Конышева Л.С., действующая на основании письменной доверенности от " ... " года (л.д.57), в судебном заседании с исковыми требованиями, с учётом уточнений, согласилась.
Представитель третьего лица - сектор по опеке, попечительству и охране прав детства Голышмановского района Департамента социального развития Тюменской области, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен (л.д.56).
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие. Ответчик направил в суд письменный отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении иска, так как Чалкова Я.А. проживает в доме супруга, следовательно обеспечена жилой площадью и предоставление истице вне очереди жилого помещения повлечёт нарушение прав других лиц ранее вставших на учёт. Полагала, что Правительство Тюменской области, является ненадлежащим ответчиком (л.д.51-52, 58-60).
Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик - Правительство Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции возлагая на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить истице предоставление жилого помещения не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления Чалковой Я.А. жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истице вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учёт.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Голышмановского района Тюменской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Чалкова Я.А., (до вступления в брак " ... ") " ... " года рождения (л.д.12, 14), является лицом из числа детей-сирот. Мать истицы - " ... ", решением " ... " районного суда Тюменской области от " ... " года лишена родительских прав.(л.д.28-29). Отец истицы - " ... ". решением " ... " районного суда Тюменской области от " ... " года признан безвестно отсутствующим с " ... " года.(л.д.30-31). Распоряжением Главы администрации муниципального образования " ... " сельсовета Голышмановского района Тюменской области от " ... " года N " ... " над " ... " (Чалковой) Я.А. была учреждена опека, опекуном назначена " ... " (л.д.32). Жилого помещения за истицей не закреплено. Приказом " ... " сельской администрации объединённого муниципального образования Голышмановский район от 15 ноября 2002 года N 87 истица принята в очередь на получение жилья (л.д.23). Согласно информации Администрации Голышмановского муниципального района Чалкова Я.А. состоит в списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, нуждающихся в жилых помещениях по Голышмановскому району под номером 11 (л.д.18, 19). 23 июня 2003 года Чалкова Я.А. окончила муниципальное образовательное учреждение - " ... " Голышмановского района Тюменской области (л.д.13).
" ... " года истица заключила брак с " ... "., истице присвоена фамилия Чалкова (л.д.14). " ... " году у Чалковых родился сын " ... " (л.д.16), " ... " года родился сын " ... " (л.д.15).
Как видно из материалов дела, истица Чалкова Я.А. состоит на регистрационном учете в жилом доме по адресу: " ... " Указанный дом принадлежит на праве собственности супругу истицы - " ... " (л.д.10 оборот, 17).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2011г. - "в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Чалковой Я.А. как нуждающейся в жилом помещении, после окончания в 2003 году общеобразовательного учреждения и по достижении 18-летнего возраста, возникло в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение на условиях социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Чалковой Я.А., о предоставлении ей благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истица относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Чалковой Я.А., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, но и на нормы п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшие на момент рассмотрения иска).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Правительством Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года N 146-п утверждено Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства. Главное управление строительства исполняет обязанности в пределах утвержденного бюджета Тюменской области, формирование которого относится к полномочиям Правительства Тюменской области.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия и термины, применяемые в этом Кодексе, отражено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению истице жилого помещения должна быть возложена на Главное управление строительства Тюменской области, является необоснованным, поскольку в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма Чалковой Я.А. и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию Голышмановского муниципального района, за счет средств субъекта Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав других лиц, принятых на учет для предоставления жилого помещения ранее, чем истец является необоснованным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 06 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.