Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Хатмуллина Р.Р. - Алексеевой О.М. в вышестоящий суд на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 08 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Хатмуллина Р.Р.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением командира СБ ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Тюменской области Ноговицина Д.В. от 16 ноября 2012 года, Хатмуллин Р.Р. привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 08 февраля 2013 года постановление командира СБ ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Тюменской области от 16 ноября 2012 года оставлено без изменения, жалоба защитника Хатмуллина Р.Р. - Алексеевой О.М. оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласен защитник Хатмуллина Р.Р. - Алексеева О.М., которая в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 08 февраля 2013 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что Хамитуллиным Р.Р., как водителем транспортного средства, перевозящего опасные грузы, соблюдены все относящиеся к нему требования и не допущено каких либо противоправных виновных действий, влекущих привлечение его к административной ответственности по части 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В то же время, судья районного суда, рассмотревший жалобу Хатмуллина Р.Р., необоснованно, по мнению заявителя жалобы, при вынесении решения исходил из того, что водитель транспортного средства, перевозящего опасные грузы, отвечает за, в том числе, его окраску и маркировку, что противоречит нормативному регулированию в указанной области, поскольку за указанные вопросы, на что указано и судьёй в обжалуемом решении, отвечает автотранспортная организация. Заявитель жалобы полагает, что судья районного суда неправомерно не учёл, что Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утверждённые приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. N 73, подлежали применению, как это следует из пункта 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272, только до 26.04.2012 года, а с указанной даты к спорному отношению подлежат применению требования приложений А и В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 г. (ДОПОГ), которые цвет цистерны, перевозящей опасные грузы, не регламентируют. Заявитель жалобы полагает, что судья неправомерно не дал оценки доводам заявителя о различии правового регулирования при перевозке опасного груза для собственных нужд и при оказании услуг третьим лицам. Заявитель жалобы полагает ошибочным вывод судьи районного суда о не применении к спорному правоотношению Федерального закона от 27.12.2002 года N 720-ФЗ "О техническом регулировании" и Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. N 720, поскольку он устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их эксплуатации, независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, в частности, Приложение N6 указанного Технического регламента содержит дополнительные требования к специальным и специализированным транспортным средствам, в том числе, требования к транспортным средствам для перевозки нефтепродуктов. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что судья районного суда не дал оценки всем документам, имеющимся в материалах дела и изученным в ходе рассмотрения дела, в частности, письму начальника УГИБДД УМВД РФ по Тюменской области и свидетельствам ДОПОГ на автомобиль и полуприцеп к нему, выданным УГИБДД УМВД РФ по Тюменской области, с использованием которых осуществлялась перевозка.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении Хатмуллина Р.Р. к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав защитника Хатмуллина Р.Р. - Алексееву О.М., просившую об удовлетворении своей жалобы, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 16.11.2012 года, и решение судьи районного суда от 08 февраля 2013 года, подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела об административном правонарушении предусмотренном частью 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Хатмуллина Р.Р. следует, что возбуждая в отношении указанного лица дело об административном правонарушении, инспектор ДПС СБ ДПС ГИБДД ОР У МВД РФ по Тюменской области Утяшев Р.Н. исходил из того, что Хатмуллин P.P., который 08 ноября 2012 года в 17-00 часов на 19 километре автодороги "Тюмень-Богандинский", управляя транспортным средством Вольво, имеющим государственный регистрационный знак О938МУ72, с полуприцепом 96231-0000011-05, имеющим государственный регистрационный знак АХ1410, перевозил, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, порожнюю полуприцеп цистерну, окрашенную в белый цвет, неочищенную после транспортировки опасного груза 3 класса по списку ООН 1203 бензин, чем нарушил правила перевозки опасных грузов, поскольку за территорию Российской Федерации Хатмуллин Р.Р. при осуществлении указанной перевозки не выезжал.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 08.11.2012 года 72 АР N 751818 и рапортом инспектора ДПС СБ ДПС ГИБДД ОР У МВД РФ по Тюменской области Утяшева Р.Н. от 08.11.2012 года (л.д. 32).
Кроме того, из материалов дела следует, что осуществляя перевозку опасных грузов Хатмуллин P.P. имел при себе необходимые разрешительные и сопроводительные документы, включая свидетельство о допущении к перевозке транспортных средств, перевозящих некоторые опасные грузы, утверждённое УГИБДД УМВД РФ по Тюменской области и подтверждающее что транспортное средство, имеющее регистрационный номер АХ141072 прошло проверку, предусмотренную в маргинальных номерах 10 282/10 283 приложения В к ДОПОГ и отвечает предъявляемым требованиям для допущения к международной дорожной перевозке опасных грузов, предусмотренных 3 классом код по ООН 1202, 1203.
Из письма командира СБ ДПС ГИБДД ОР УМВД РФ по Тюменской области Ноговицина Д.В. от 05.12.2012 года (л.д. 19) следует, что должностное лицо административного органа, привлекая Хатмуллина Р.Р. к административной ответственности, учло, что в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272, с 25 апреля 2012 года, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом. Разработанные во исполнение этого Федерального закона Правила перевозок грузов автомобильным транспортом имеют такую же область применения. Аналогичная позиция содержится в письме начальника УГИБДД по Тюменской области заместителю генерального директора ОАО "Газпромнефть-Тюмень" от 15.06.2012 года.
В связи с вышеуказанным должностное лицо ГИБДД, вынося постановление о привлечении Хатмуллина Р.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходило из того, что перевозки опасных грузов, не связанные с оказанием услуг, в том числе, осуществляемые для собственных нужд, по - прежнему являются областью применения Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 08 августа 1995 года N 73. При этом, в данном случае, окраска цистерны автомобиля Вольво, требованиям Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом не соответствовала.
Таким образом, известная суду позиция административного органа по данному вопросу сводится к тому, что необходимость окраски в оранжевый цвет автомобильной цистерны, перевозящей, в данном случае, нефтепродукты, в пределах Российской Федерации определяется тем обстоятельством перевозятся ли нефтепродукты для собственных нужд, либо для стороннего заказчика.
Полагаю, что указанный подход не соответствует принципу единства экономического пространства на всей территории Российской Федерации.
Указанный вывод подтверждается также и тем обстоятельством, что, как это следует из имеющихся в материалах дела товарно-транспортных накладных, а также пояснений защитника Хатмуллина Р.Р. в судебном заседании вышестоящего суда, Хатмуллин Р.Р. на автомобиле Вольво с полуприцепом - цистерной, перевозил одновременно нефтепродукты, как для внутренних нужд ОАО "Газпромнефть-Тюмень", так и для сторонних заказчиков, в частности, ООО "Т-Ойл".
В то же время, протокол об административном правонарушении в отношении Хатмуллина Р.Р. от 08.11.2012 года, составленный ИДПС Утяшевым Р.Н., описания состава административного правонарушения, совершённого Хатмуллиным Р.Р., исходя из вышеуказанной позиции должностного лица, вынесшего в отношении Хатмуллина Р.Р. оспариваемое им постановление, фактически не содержит, поскольку не содержит указания на то, для каких нужд предназначались перевозимые Хатмуллиным Р.Р. нефтепродукты.
Не содержит указания на то, что перевозка нефтепродуктов управляемым Хатмуллиным Р.Р. автомобилем с полуприцепом - цистерной, принадлежащим ОАО "Газпромнефть-Тюмень" осуществлялась для собственных нужд указанного общества, а следовательно и, исходя из позиции административного органа, состава административного правонарушения, и обжалуемое постановление от 16.11.2012 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. N 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, пунктом 3 которых установлено, что перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами. При этом, в силу пункта 3 указанного Постановления до вступления в силу пункта 3 указанных Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, то есть, до 26.04.2012 года, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с указанными Правилами, а также правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372.
Из преамбулы к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённым Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. N 73 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", следует, что они разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 и определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов. При разработке Правил учтены положения и нормы действующих законодательных и нормативно - правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспортной деятельности и перевозку опасных грузов в Российской Федерации, а также требования международных конвенций и соглашений, участником которых является Россия, в частности, Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась, как это следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76, с 28 апреля 1994 г.
Таким образом, из изложенного следует, что положения Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) при разработке Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённым Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. N 73 учтены, что также подтверждается их пунктами 1.2.; 1.5.; 2.7.3; 4.2.16. и приложениями 7.12, 7.13, 7.16.
В силу части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В настоящее время, Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённые Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. N 73 в установленном порядке противоречащими закону полностью или в части о не признаны, в связи с чем, они подлежат применению на территории Российской Федерации в части, не противоречащей нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с Общими положениями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённым Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. N 73, следует, что указанные Правила устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей (пункт 1.1) Действия Правил не распространяются на, в частности, технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования (абзацы 1 и 2 пункта 1.2);
В то же время, статьёй 1. Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", определена сфера применения указанного Федерального закона, в частности, установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при, в том числе, разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (абзац 2 пункта 1).
Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. N 720, принятый в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (пункт 1).
Дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам определяются Приложением N 6 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, которое содержит, в том числе, подраздел 1.18, предусматривающий требования к транспортным средствам, для перевозки нефтепродуктов. Пунктом 1.18.10. указанного подраздела предусмотрено, что на боковых сторонах и сзади автоцистерна должна иметь надпись "Огнеопасно". Цвет надписи должен обеспечивать ее четкую видимость. Требований к цвету самой цистерны подраздел 1.18 Приложения N6 не содержит.
В то же время, подпунктом 2.6.2. Приложения N 6 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств предусмотрено, что должны выполняться требования к конструкции и оборудованию транспортного средства, а также к маркировке опасного груза, предусмотренные Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), совершенным в г. Женеве 30 сентября 1957 г.
Требования к сигнальным цветам, знакам безопасности и разметке сигнальной содержит подраздел 2.3. Приложения N 6 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. В частности пунктом 2.3.1. указанного подраздела предусмотрено, что сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальная разметка применяется для обеспечения однозначного понимания определенных требований, касающихся безопасности, сохранения жизни и здоровья людей, снижения материального ущерба, без применения слов или с их минимальным количеством. Подпунктом 2.3.2. в частности, предусмотрено, что для предотвращения опасных ситуаций необходимо обозначать виды опасности, опасные места и возможные опасные ситуации сигнальными цветами, знаками безопасности и сигнальной разметкой (подпункт 2.3.2.1.). А подпунктом 2.3.4. определено, что необходимо применять следующие сигнальные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Для усиления зрительного восприятия цветографических изображений знаков безопасности и сигнальной разметки сигнальные цвета следует применять в сочетании с контрастными цветами - белым или черным. Контрастные цвета необходимо использовать для выполнения графических символов и поясняющих надписей.
Из изложенного следует, что Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. N 720 подлежит применению на всей территории Российской Федерации, в том числе, при эксплуатации транспортных средств, и предусматривающий необходимость сигнальной окраски транспортных средств, их конструктивных элементов, перевозящих опасные грузы, предусматривает применяемые цвета, но, в то же время, в части, касающейся автомобильных цистерн, перевозящих опасные грузы, в том числе, нефтепродукты, не определяет порядок их окраски.
Такой порядок окраски содержится в пункте 2.8.5. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённым Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. N 73, согласно которому кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы - цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи, в том числе, при перевозке легковоспламеняющихся веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись "Огнеопасно".
Однако, из изложенного следует, что, в то время, как Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённые Приказом Минтранса РФ от 08.08.1995 г. N 73 предусматривают для цистерн, в которых перевозятся легковоспламеняющиеся вещества, оранжевый цвет окраски, Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 г. N 720 и имеющий большую юридическую силу, оранжевый цвет, в качестве цвета сигнальной окраски, в частности, транспортных средств, перевозящих опасные грузы, не предусматривает.
В соответствии с положениями ст. 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
При таких обстоятельствах полагаю, что вынесенные в отношении Хатмуллина Р.Р. постановление должностного лица ГИБДД и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении указанного лица - прекращению по пункту 2 части 1 ст. 24.5, пункту 3 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление командира СБ ДПС ГИБДД ОР УМВД России по Тюменской области от 16 ноября 2012 года и решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 08 февраля 2013 года в отношении Хатмуллина Р.Р. отменить,. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в действиях Хатмуллина Р.Р. состава административного правонарушения.
Судья Тюменского областного суда
А.Р. Глушко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.