Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Ф.М.,
судей Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца Ф., третьего лица Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 на решение Центрального районного суда города Тюмени от 18 декабря 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ф. к администрации г. Тюмени о признании права пользования жилым помещением комнатой " ... " по " ... " "а" г. Тюмени общей площадью 13,5 кв.м., и возложении обязанности заключить договор социального найма, - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения истца Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ф. обратился в суд с иском к Администрации города Тюмени о признании права пользования жилым помещением " ... " в " ... " в городе Тюмени, обязательстве заключить договор социального найма.
В обоснование иска указал, что с 26 июля 2006 года состоит в трудовых отношениях с Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N 3 (далее по тексту ИФНС России по г. Тюмени N 3). 17 июня 2008 года профсоюзным комитетом ИФНС России по г. Тюмени N 3 ему была предоставлена комната в общежитии по адресу: г. Тюмень, " ... ", которая в настоящее время имеет номер 712. Он проживает в данной комнате, регистрации по месту жительства по указанному адресу не имеет, расходы по содержанию комнаты не несет, поскольку лицевой счет на его имя не открывался. В настоящее время " ... " в городе Тюмени, ранее относящийся к федеральной казне, передан в муниципальную собственность городского округа города Тюмени, вследствие чего утратил статус общежития, и к отношениям по пользованию жилыми помещениями в нем должны применяться положения о договоре социального найма. Таким образом, он в силу прямого указания закона является нанимателем жилого помещения " ... " по договору социального найма. Однако, в заключении такого договора ответчиком ему было отказано.
В судебном заседании истец Ф., его представитель по устному ходатайству Р. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации города Тюмени в судебное заседание не явился, о его времени и месте был извещен.
Представитель третьего лица ИФНС России по г. Тюмени N 3 А., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснил, что здание по " ... " в городе Тюмени ранее являлось административным, впоследствии было переведено в общежитие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласны истец Ф., третье лицо ИФНС России по г. Тюмени N 3.
В апелляционной жалобе Ф. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Выражая несогласие с выводом суда о том, что не нес расходов по содержанию жилого помещения, ссылается на то, что за свой счет ремонтировал жилое помещение и места общего пользования. Считает, что законность его вселения подтверждена выпиской из протокола профсоюзного комитета ИМНС России по городу Тюмени N 3 от 17 июня 2008 года, трудовой книжкой, свидетельскими показаниями, ходатайством третьего лица, на балансе которого находилось общежитие, представленным после принятия судом решения по делу. Ссылается на предоставление ему не койко-места в комнате общежития, а всего жилого помещения, а также на фактическое проживание в нем и вселение при отсутствии прав на него у иных лиц. Вновь указывает, что в связи с утратой домом статуса общежития вследствие передачи его в муниципальную собственность с ним должен быть заключен договор социального найма. Также, ссылается на удовлетворение судами аналогичных исков в отношении других сотрудников налоговых органов, проживающих по адресу: г. Тюмень, " ... ".
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тюмени N 3 в лице представителя по доверенности Ж. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что истцу 17 июня 2008 года было предоставлено спорное жилое помещение в общежитии, как нуждающемуся в жилье сотруднику ИФНС России по г. Тюмени N 3. Ссылается на то, что на момент предоставления комнаты истцу общежитие находилось на балансе инспекции. Считает, что указание в протоколе профкома о предоставлении истцу "койко-места", должно расцениваться, как предоставление комнаты в общежитии. Ссылается на то, что на момент вселения истца в предоставленной ему комнате никто не проживал, и впоследствии комната никому не распределялась. В связи с изложенным, полагает, что законные основания для отказа истцу в иске у суда отсутствовали.
Также, третьим лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу Ф., в котором вновь излагаются доводы апелляционной жалобы ИФНС России по г. Тюмени N 3 со ссылкой на новые доказательства, не представленные суду первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что жилое помещение, о праве на которое в рамках настоящего дела заявил истец, является муниципальной собственностью, включено в реестр муниципальной собственности города Тюмени.
Между тем, оснований для признания за истцом права пользования данным жилым помещением и для заключения с ним договора социального найма суд не нашел, посчитав недоказанными законность вселения истца в комнату " ... " в " ... " в городе Тюмени и приобретение права пользования ею.
Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, судебная коллегия соглашается с ними.
Из материалов дела следует, что с 26 июля 2006 года до 11 января 2010 года Ф. состоял в трудовых отношениях с ИФНС России по г.Тюмени N 3, что подтверждается копией трудовой книжки истца и справкой третьего лица (л.д. 14 - 19, 52).
Решением профсоюзного комитета ИФНС России по г. Тюмени N 3 от 17 июня 2008 года Ф. было выделено койка-место в комнате " ... " в общежитии (л.д. 9).
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 21 мая 2012 года 36,2 % общей площади в здании по " ... " "а" в городе Тюмени, площадью 1 180, 26 кв.м. являлись собственностью Российской Федерации на основании Распоряжения Территориального управления Росимущества по Тюменской области от 06 июля 2006 года N 462/02, акта приема-передачи от 13 июля 2006 года N 1 (л.д. 43).
Решением Администрации города Тюмени от 29 июня 2010 года N 84у в связи с обращением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области нежилые помещения площадью 1 903, 70 кв.м. по адресу: г. Тюмень, " ... " переведены в жилые (л.д. 44, 45).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности г. Тюмени от 08 августа 2012 года жилое помещение " ... " в " ... " на основании акта приема-передачи от 22 мая 2012 года в числе 36,2 % долей в праве общей долевой собственности, ранее принадлежащих Российской Федерации, включено в реестра муниципальной собственности г. Тюмени и передано на баланс Муниципального казенного учреждения "Тюменское городское имущественное казначейство" (л.д. 10).В обоснование законности вселения в комнату " ... " в " ... " в городе Тюмени истец ссылался на ее предоставление ему ИФНС России по г. Тюмени " ... " в качестве жилого помещения в общежитии.
Однако представленное в деле решение комитета ИФНС России по г. Тюмени N 3 от 17 июня 2008 года о предоставлении Ф. койко-места в комнате " ... " общежития законность вселения истца в комнату " ... " " ... " " ... " по " ... " в городе Тюмени не подтверждает и право пользования этой комнатой не порождает в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Частью 2 этой же статьи определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Поскольку материалами дела не подтверждено, что здание " ... " "а" по " ... " в городе Тюмени либо жилые помещения в нем были когда-либо отнесены к специализированному жилищному фонду, а собственником таких помещений либо действующим от его имени уполномоченным лицом истцу по договорам найма специализированного жилого помещения было предоставлено помещение " ... " в данном здании, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не доказаны законность вселения в указанное жилое помещение и приобретение права пользования им.
Более того, судебная коллегия отмечает, что представленными в деле доказательствами не подтверждено и отнесение до июня 2010 года помещений на седьмом этаже " ... " в городе Тюмени, в том числе комнаты " ... ", к жилым помещениям, которые могли быть предоставлены в установленном законом порядке для проживания граждан.
Согласно частям 1, 2 статьи 49, части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда может быть предоставлено малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Поскольку из дела не следует, что истец в силу соответствия указанным критериям вправе претендовать на предоставление ему на условиях социального найма комнаты " ... " в " ... " "А" по " ... " в городе Тюмени, судом первой инстанции обоснованно отказано ему в требовании о понуждении ответчика к заключению такого договора.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционных жалоб не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а по существу повторяют правовую позицию истца и третьего лица, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Ссылки в апелляционной жалобе истца на утрату домом " ... " "а" по " ... " в городе Тюмени статуса общежития в связи с его передачей в муниципальную собственность на правильность принятого по делу решения не влияют и во внимание судебной коллегией не принимаются, поскольку, как указано выше отнесение помещений в данном доме, ранее являвшихся собственностью Российской Федерации, в том числе комнаты " ... ", к жилым помещениям в общежитии материалами дела не подтверждено, равно как не подтверждена и законность вселения истца в данную комнату.
Несостоятельна и ссылка Ф. в апелляционной жалобе на удовлетворение судами исков иных лиц, состоящих в трудовых отношениях с налоговыми органами и проживающими в доме по указанному выше адресу, поскольку сведений о наличии каких-либо решений судов, которыми установлены обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела и в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежащие доказыванию или оспариванию вновь, в деле нет.
Ссылки в апелляционных жалобах на отсутствие иных лиц, имеющих право проживания к комнате, фактическое проживание в ней истца с 2006 года, несение им расходов по ремонту комнаты и мест общего пользования в доме правового значения для разрешения спора не имеют, поэтому также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Иных доводов в апелляционных жалобах не приведено.
Решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 18 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Ф., Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.