Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.
судей:
Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Тайшиной Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Гуля Марии Михайловны, действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, на решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 27 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Нижнетавдинского района Тюменской области удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Бразюлёнис Л.Э., " ... " года вне очереди по договору социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.
Обязать администрацию Нижнетавдинского муниципального района принять решение о предоставлении Бразюлёнис Л.Э., " ... " года рождения вне очереди по договору социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения прокурора Сипиной С.Ю., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нижнетавдинского района Тюменской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов Бразюлёнис Л.Э., с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Нижнетавдинского муниципального района и просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Бразюлёнис Л.Э., вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м., и возложить на Администрацию Нижнетавдинского муниципального района принять решение о предоставлении Бразюлёнис Л.Э., обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории Нижнетавдинского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Требования мотивированы тем, что Бразюлёнис Л.Э., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку её отец умер, мать лишена родительских прав. С января " ... " года истица проходила период реабилитации в центре " " ... "", " ... " годе была переведена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования сельского поселения " " ... "" от " ... " года истица внесена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь для получения жилого помещения. 25 июня 2007 года Бразюлёнис Л.Э. окончила среднюю общеобразовательную школу N " ... " с " ... ". 23 июня 2011 года окончила Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования " " ... "" города " ... " Забайкальского края. Распоряжением главы администрации Нижнетавдинского муниципального района от 29 июня 2012 года истица была включена в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и состоит под номером - 142. До настоящего времени Бразюлёнис Л.Э. жильём не обеспечена. С учетом изложенного, прокурор просил о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление благоустроенного жилого помещения на территории Нижнетавдинского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, и возложении на администрацию Нижнетавдинского муниципального района обязанности предоставить Бразюлёнис Л.Э. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, на территории Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Прокурор Нижнетавдинского района Тюменской области Тырина О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила также возложить на администрацию Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области обязанность заключить с истицей договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Истица Бразюлёнис Л.Э. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть исковое заявление в её отсутствие и удовлетворить исковые требования. (л.д.54).
Представители ответчиков Правительства Тюменской области и администрации Нижнетавдинского муниципального района в судебное заседание не явились, направили письменные отзывы, в которых просили дело рассмотреть без участия представителя ответчика, с исковыми требованиями не согласны. (л.д.47-48, 44-45).
Представитель третьего лица сектора по опеке попечительству и охране прав детства Нижнетавдинского района - Антуфьева К.В., действовавшая на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.55), в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в интересах Бразюлёнис Л.Э.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик - Правительство Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность, обеспечить истице предоставление жилого помещения не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления Бразюлёнис Л.Э. жилого помещения, должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истице вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учёт.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Нижнетавдинского района Тюменской области А.В. Мехонцев полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика, не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела истица Бразюлёнис Л.Э., " ... " года рождения (л.д.11, 12), является лицом из числа детей-сирот, поскольку её родители " ... " и " ... " решением " ... " районного суда Читинской области от " ... " года лишены родительских прав. (л.д.13, 14). Отец истицы - " ... " умер " ... " года (л.д.15).
Распоряжением Главы администрации Муниципального образования " " ... "" от " ... " года N " ... "-р истица устроена в детское государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.23). В период с " ... " года по " ... " года Бразюлёнис Л.Э. воспитывалась в Государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " " ... "" (л.д.20).
Постановлением администрации муниципального образования сельского поселения " " ... "" от " ... " года N " ... " Бразюлёнис Л.Э. внесена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту регистрации родителей: село Бада, Хилокского района, Читинской области, и поставлена на очередь для получения жилого помещения. На октябрь 2008 года N очереди - 13 (л.д.24, 25).
" ... " года Бразюлёнис Л.Э. получила основное общее образование в Муниципальном образовательном учреждении " " ... " района Читинской области (л.д.26). 23 июня 2011 года окончила обучение в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования " " ... "" города " ... " Забайкальского края по профессии " ... " с получением среднего (полного) общего образования (л.д.27-28).
Распоряжением Министра образования, науки и молодежной полити забайкальского края N 57-р, Бразюлёнис Л.Э. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края (л.д.40).
Распоряжением и.о.главы администрации Нижнетавдинского муниципального района от 29 июня 2012 года N 1656-р Бразюлёнис Л.Э. принята на учёт граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.30). Номер очереди - 142 (л.д.31).
Бразюлёнис Л.Э. до настоящего времени жильём не обеспечена, не имеет закреплённого за ней жилого п & #0; 0;
& #0; 0;
& #0;???? 0;???? В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года - "в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Бразюлёнис Л.Э., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания обучения в образовательном учреждении возникло в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение (применительно к условиям муниципального района) на условиях социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Бразюлёнис Л.Э. о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истица, являясь сиротой, относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Бразюлёнис Л.Э., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, но и на нормы п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.