Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.
судей:
Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Тайшиной Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, на решение Армизонского районного суда Тюменской области от 22 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые заявление прокурора Армизонского района Тюменской области удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Логиновой М.В. вне очереди, по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям Армизонского района) жилого помещения на территории с.Армизонское Армизонского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям из государственного жилого фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Армизонского муниципального района принять решение о предоставлении Логиновой М.В. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Армизонского района) жилого помещения на территории с.Армизонское Армизонского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Логиновой М.В. договор социального найма на данное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения истицы Логиновой М.В. и её представителя Удальцовой Н.Н., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от " ... "., просивших в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, объяснения прокурора Сипиной С.Ю., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Армизонского района Тюменской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов Логиновой М.В., с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Армизонского муниципального района и просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Логиновой М.В., вне очереди по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям Армизонского муниципального района) жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории с.Армизонское Армизонского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м., и возложить на Администрацию Армизонского муниципального района принять решение о предоставлении Логиновой М.В., обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Армизонского района) жилого помещения на территории с.Армизонское Армизонского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Логиновой М.В. договор социального найма на данное жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что Логинова М.В., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку её мать умерла, отец юридически отсутствует, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях в администрации Армизонского района, до настоящего времени Логинова М.В. жильём не обеспечена. С учетом изложенного, прокурор просил о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление благоустроенного (применительно к условиям Армизонского муниципального района) жилого помещения на территории с.Армизонское Армизонского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, и возложении на администрацию Армизонского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении Логиновой М.В. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Армизонского муниципального района) жилого помещения на территории с.Армизонское Армизонского муниципального района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров.
Заместитель прокурора Армизонского района Тюменской области Лазарев С.В. и истица Логинова М.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - администрации Армизонского муниципального района Тюменской области - Швецов В.Н., действовавший на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.43), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Армизонского района - Рязанова И.В., действовавшая на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.42), в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.37, 36). От представителя ответчика Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.30), поступили письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора. Указывает, что истицей не представлены доказательства, подтверждающие нуждаемость Логиновой М.В. в жилом помещении. Кроме того направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. (л.д.31-32, 26)
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик - Правительство Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность, обеспечить истице предоставление жилого помещения не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления Логиновой М.В. жилого помещения, должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истице вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учёт.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Армизонского района Тюменской области, и представитель истицы Логиновой М.В. - Удальцова Н.Н., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от 21 февраля 2013 года, полагают, что оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика, не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, истица Логинова М.В., " ... " года рождения (л.д.15), является лицом из числа детей-сирот, поскольку её мать " ... ", умерла " ... " года (л.д.10), сведения об отце " ... " внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д.15). приказом Главы администрации Армизонского муниципального образования от " ... " года N " ... " над истицей установлена опека, опекуном назначена " ... " (л.д.14).
14 августа 2009 года истица Логинова М.В. была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях в администрации Армизонского муниципального района. По состоянию на 01 октября 2012 года номер очереди - 7. (л.д.18).
28 июня 2012 года Логинова М.В. закончила обучение в Государственном автономном образовательном учреждении начального профессионального образования Тюменской области " " ... "" по профессии " " ... "", с получением среднего (полного) образования (л.д.11, 12). Однако, до настоящего времени жильём не обеспечена, не имеет закреплённого за ней жилого помещения на условиях социального найма, собственником либо иным владельцем объекта недвижимости она не является, как и не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения (л.д.19, 20, 21).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года - "в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Логиновой М.В. как нуждающейся в жилом помещении, после окончания в 2012 году обучения в образовательном учреждении возникло в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение (применительно к условиям муниципального района) на условиях социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Логиновой М.В. о предоставлении ей благоустроенного (применительно к условиям Армизонского муниципального района) жилого помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истица, являясь сиротой, относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Логиновой М.В., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, но и на нормы п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Статьей 27 Закона Тюменской области от 06 ноября 2012 года N 90 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 20 к настоящему Закону, наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
В соответствии со ст. 43 указанного закона для осуществления полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из областного бюджета предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В Перечне, изложенном в Приложении 20 к Закону Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" указан Казанский муниципальный район.
Правительством Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года N 146-п утверждено Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства. Главное управление строительства исполняет обязанности в пределах утвержденного бюджета Тюменской области, формирование которого относится к полномочиям Правительства Тюменской области.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия и термины, применяемые в этом Кодексе, отражено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма Логиновой М.В., и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию Армизонского муниципального района Тюменской области, за счет средств субъекта Российской Федерации, а именно - областного бюджета.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Тюменской области о том, что обязанность по обеспечению предоставления жилого помещения должна быть возложена на Главное управление строительства Тюменской области, являются не обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав других лиц, принятых на учет для предоставления жилого помещения ранее, чем истица является необоснованным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Армизонского районного суда Тюменской области от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.