Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.
судей:
Михеенко К.М., Жегуновой Е.Е.,
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Тайшиной Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, на решение Казанского районного суда Тюменской области от 27 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Казанского района в интересах Корнильцевой В.А. удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Корнильцевой В.А., " ... " года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям Казанского района) жилого помещения на территории с.Казанское Казанского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям из государственного жилого фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Казанского муниципального района принять решение о предоставлении Корнильцевой В.А., " ... " года рождения, обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Казанского района) жилого помещения на территории с.Казанское Казанского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Корнильцевой В.А. договор социального найма на данное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения прокурора Сипиной С.Ю., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Казанского района Тюменской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов Корнильцевой В.А., с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Казанского муниципального района и просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Корнильцевой В.А., вне очереди по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям Казанского муниципального района) жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории с.Казанское Казанского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м., и возложить на Администрацию Казанского муниципального района принять решение о предоставлении Корнильцевой В.А., обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Казанского района) жилого помещения на территории с.Казанское Казанского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Корнильцевой В.А. договор социального найма на данное жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что Корнильцева В.А., " ... " года рождения, с " ... " года является лицом из числа детей-сирот, поскольку её родители умерли. Постановлением главы местного самоуправления с.Казанское от " ... " года N " ... ", за Корнильцевой В.А. закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", которое 08 апреля 2003 года согласно акта проверки было признано ветхим и нецелесообразным для ремонта. Приказом главы Казанской сельской администрации от 24 ноября 2005 года N " ... " Корнильцева В.А. была поставлена в первоочередной список детей-сирот по предоставлению жилых помещений, в котором состоит под номером 10. В 2007 году истица закончила обучение в Карасульской специальной (коррекционной) школе Ишимского района Тюменской области. В 2009 году прошла обучение в " ... ". До настоящего времени Корнильцева В.А. жильём не обеспечена, проживает в арендованном жилом помещении с двумя малолетними детьми. С учетом изложенного прокурор просил о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление благоустроенного (применительно к условиям Казанского муниципального района) жилого помещения на территории с.Казанское Казанского района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области, и возложении на администрацию Казанского муниципального района обязанности принять решение о предоставлении Корнильцевой В.А. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Казанского муниципального района) жилого помещения на территории с.Казанское Казанского муниципального района Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров.
Заместитель прокурора Казанского района Тюменской области Толстопят П.В. и истица Корнильцева В.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - администрации Казанского муниципального района Тюменской области - Чварова О.В., в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица сектора по опеке попечительству и охране прав детства Казанского района, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, суду доверяет (л.д.76).
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя ответчика Сергеенковой Л.Ю., действовавшей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.58) поступило заявление о рассмотрении искового заявление в отсутствие представителя ответчика.(л.д.54). Также представитель Правительства Тюменской области направила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении иска отказать, так как в материалах дела отсутствуют доказательства непригодности проживания в закрепленном за истицей жилом помещении. (л.д.52-53).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик - Правительство Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность, обеспечить истице предоставление жилого помещения не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления Корнильцевой В.А. жилого помещения, должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истице вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учёт.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Казанского района Тюменской области П.В. Толстопят, полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика, не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Корнильцева В.А., " ... " года рождения (л.д.14), является лицом из числа детей-сирот. Мать истицы - " ... " умерла " ... " года (л.д.15), отец - " ... " " ... " года был осужден к восьми годам лишения свободы, умер " ... " года. (л.д.10, 16).
Постановлением главы администрации местного самоуправления села Казанское от " ... " года N " ... " за Корнильцевой В.А. было сохранено право на жилое помещение по улице " ... " (л.д.10).
Актом проверки технического состояния строительных конструкций здания жилого дома по улице " ... " Тюменской области установлено, что жилой дом находится в крайне ветхом состоянии, ремонт данного дома, ввиду значительного износа всех без исключения строительных конструкций - не целесообразен. (л.д.24).
Приказом Казанской сельской администрации от 24 ноября 2005 года N " ... " на основании решения комиссии по жилищным вопросам от 24 ноября 2005 года, Корнильцева В.А. была поставлена на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в первоочередной список детей-сирот (л.д.19).
18 июня 2007 года Корнильцева В.А. окончила обучение в муниципальном образовательном учреждении " ... " школе Ишимского района Тюменской области (л.д.17).
При этом, Корнильцева В.А. до настоящего времени жильём не обеспечена, не имеет закреплённого за ней жилого помещения на условиях социального найма, собственником либо иным владельцем объекта недвижимости она не является, как и не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения (л.д.28, 29, 30, 31, 32, 33).
По состоянию на 27 июля 2012 года Корнильцева В.А. в списке лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, у которых возникло право на получение жилья в 2012 году, со??& #0;?????????
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года - "в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Корнильцевой В.А., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания обучения в образовательном учреждении возникло в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение (применительно к условиям муниципального района) на условиях социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Корнильцевой В.А. о предоставлении ей благоустроенного (применительно к условиям Казанского муниципального района) жилого помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истица, являясь сиротой, относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Корнильцевой В.А., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, но и на нормы п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.