Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кориковой Н.И.,
судей Журавлевой Г.И. и Малининой Л.Б.
с участием прокурора Макаровой Н.Т.
при секретаре Сафоновой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области
на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 18 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Правительство Тюменской области обеспечить Евстафеевой О.Н. предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Обязать администрацию г. Тобольска принять решение о предоставлении Евстафеевой О.Н. вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров и заключить с ней договор социального найма жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кориковой Н.И., заключение прокурора, полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Тобольска обратился в суд с иском в интересах Евстафеевой О.Н. к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тобольска о предоставлении истцу, как сироте, вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м., ссылаясь на то, что Евстафеева О.Н. в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, находилась в учреждении интернатного типа на полном государственном обеспечении, с 16.11.2005 года она состоит в льготной очереди детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, закрепленного жилого помещения не имеет, в 2010г. окончила профессиональное училище, до настоящего времени жильем не обеспечена. \
В судебном заседании в суде первой инстанции участвовавший в деле прокурор поддержал исковые требования.
Истица Евстафеева О.Н. просила об удовлетворении иска.
Представитель ответчика - администрации г. Тобольска Беспятов В.А. возражений по иску не высказал.
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя по доверенности от 06.11. 2012 года N 30 Сергеенкова Л.Ю.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению.
По мнению ответчика, суд не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации; Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области обязанность по реализации жилищной политики, в том числе отдельным категориям граждан, возложена на Главное управление строительства " ... ", которое является получателем бюджетных средств на приобретение жилья эконом-класса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Считает, что суд неверно истолковал статью 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку данной нормой установлено, что обеспечение детей-сирот жилой площадью осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, но реализация данного расходного обязательства законом не отнесена к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагает, что обязательство по обеспечению предоставления истцу жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Обязав Правительство Тюменской области обеспечить предоставление истцу жилого помещения, суд не принял во внимание, что этот орган государственной власти не уполномочен на предоставление жилья детям-сиротам. Полагает также, что решение суда о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц, ранее вставших на учёт, и положения ст. 17 Конституции РФ.
На основании ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность обоснованность решения суда первой и инстанции судебная коллегия проверяет в пределах доводов апелляционной жалобы и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается в жалобе, Евстафеева О.Н., " ... " года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что оба родителя лишены родительских прав, с 26.10.2005 года находилась в учреждении интернатного типа на полном государственном обеспечении, с 16.11.2005 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении под N 339, закрепленного жилого помещения не имеет, 25.06.2010 окончила образовательное учреждение- " ... " "Профессиональное училище " ... "" г. Тюмени, до настоящего времени жильем не обеспечена.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года, в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области N 137 от 07 октября 1999 года "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" нуждающиеся в улучшении жилищных условий дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа при прекращении опеки (попечительства) имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области. Согласно ст. 1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции о возложении на администрацию г. Тобольска обязанности предоставить истцу вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения с заключением договора социального найма, а на Правительство Тюменской области - обеспечить такое предоставление.
С доводами апелляционной жалобы о несогласии с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться.
Так, довод апелляционной жалобы о неправомерности возложения на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления истцу жилого помещения необоснован, так как частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Правительство Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года N 146-п утвердило Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства.
Постановлением Правительства Тюменской области от 24 апреля 2006 года N 101-п "О реализации полномочий в области жилищных отношений" определено, что главное управление строительства Тюменской области в целях реализации вышеуказанных законов и областных целевых программ осуществляет: принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования) с указанием категории граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда Тюменской области.
Пунктом 5 этого же постановления определено, что полномочия по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению от имени Тюменской области договоров социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области реализуются органами местного самоуправления в порядке, определенном Законом Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями", или иными уполномоченными лицами, право заключения договоров социального найма, которым предоставлено соглашением или доверенностью.
Правильным является и вывод суда о том, что Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области осуществляет принятие решения об утверждении номенклатуры жилых помещений (количество, площадь и наименование муниципального образования) с указанием категории граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда Тюменской области без персонифицирования граждан в отношении которых необходимо органу муниципального образования принять решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поэтому требования к Правительству Тюменской области об обеспечении предоставления жилья истцу заявлены правомерно.
Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учет нуждающихся ранее истца, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку истец в силу закона имеет право на обеспечение жильем без учета какой-либо очередности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ней статус.
Поскольку доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат сведений о фактах, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тобольского городского суда Тюменской области от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ПОДПИСИ:
Председательствующий Корикова Н.И.
Судьи коллегии Журавлева Г.М.
Малинина Л.Б.
КОПИЯ ВЕРНА-
Судья Тюменского областного суда Корикова Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.