Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Лаврентьева А.А.,
судей
Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.,
при секретаре
Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчиков Администрации города Тобольска, главного управления строительства Тюменской области на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 12 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Иск Х. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х. удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение Администрации г.Тобольска N 1102 от 11 мая 2012 г. в части исключения молодой семьи в составе: Х. Э., Х. из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей " федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Тюменской области.
Признать за Х. и Х. право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей " федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 г.г.
Обязать Администрацию г. Тобольска восстановить Х., Х. в списке участников подпрограммы молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по Уватскому муниципальному району на 2012 год".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя ответчика главного управления строительства Тюменской области - Г., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Х., возражавшей против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Х., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х., обратилась в суд с иском к Администрации города Тобольска, главному управлению строительства Тюменской области, с учетом уточнения исковых требований в окончательном варианте просила признать право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; признать незаконным распоряжение Администрации города Тобольска N 1102 от 11 мая 2012 года в части исключения молодой семьи в составе: Х., Х. из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Тюменской области; обязать Администрацию города Тобольска восстановить Х., Х. в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В обоснование иска указала, что распоряжением Администрации города Тобольска N 359-р от 14 июля 2011 года ее семья была поставлена на учет для предоставления социальной выплаты в 2012 году. В мае 2012 года было получено уведомление о том, что распоряжением Администрации города Тобольска N 1102 от 11 мая 2012 года семья исключена из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Тюменской области. Однако, поскольку на день подачи заявления о включении в число участников подпрограммы ее возраст не превышал 35 лет, у Администрации города Тобольска не имелось оснований для исключения семьи из сводного списка участников
В судебном заседании истец, ее представитель П., действовавшая на основании доверенности, иск поддержали.
Представитель Администрации города Тобольска Б. действовавший на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что молодая семья истца была исключена из сводного списка в связи с достижением Х. возраста 36 лет.
Представитель ответчика главного управления строительства Тюменской области Г., действовавшая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении иска отказать, указав, что список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году и молодых семей, включенных в резервный список на получение социальной выплаты, главным управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области был утвержден 12 мая 2012 года. Приказом главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области от 12 мая 2012 года семьи, в которых супруги или один из супругов достигли возраста 36 лет, из сводного списка участников подпрограммы были исключены, поскольку достижение указанного возраста, является обстоятельством, исключающим возможность дальнейшего участия семьи в данной подпрограмме и предоставления ей социальной выплаты.
Представитель Министерства регионального развития Российской Федерации, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны ответчики Администрация города Тобольска в лице представителя по доверенности Б., главное управление строительства Тюменской области в лице представителя по доверенности Г.
В апелляционной жалобе Администрация города Тобольска просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что решение вынесено судом с существенным нарушением норм материального права и неправильной оценкой обстоятельств дела. В обоснование жалобы указывает, что постановка на учет в качестве молодой семьи не влечет безусловное признание такой семьи претендентом на получение выплаты и как следствие - предоставление социальной выплаты. Полагает, что орган местного самоуправления в рамках своих полномочий и в целях соблюдения законодательства при наступлении событий, исключающих возможность молодой семьи участвовать в подпрограмме, вправе исключить семью из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Считате, что поскольку 19 июня 2011 года Х. исполнилось 36 лет, у ее семьи в 2012 году не имелось оснований участвовать в подпрограмме.
В апелляционной жалобе главное управление строительства Тюменской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Ссылаясь на подпункт "а" пункта 1.4, пункт 6.4.1 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденное постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п, в редакции, действующей с февраля 2012 года, считает, что исключение семьи истца из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году, являлось обоснованным, поскольку достижение родителем в неполной семье возраста 36 лет исключает дальнейшее участие семьи в подпрограмме и получение семьей социальной выплаты. Считает, что молодые семьи, планирующие улучшить жилищные условия путем получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, осознанно и добровольно вступают в правовые отношения, которые носят длящийся характер и в случае изменения жилищного законодательства должны регулироваться новыми правовыми нормами. Указывает, что включение молодой семьи органами местного самоуправления в список участников подпрограммы не гарантирует получение социальной выплаты, поскольку для этого необходимы включение молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты, получение свидетельства. Полагает, что права молодой семьи истца, включенной в список участников подпрограммы на основании Положения в предыдущей редакции, устанавливающей ограничение по возрасту на дату подачи заявления, не нарушены, поскольку семья не была признана претендентом на получение социальной выплаты. Кроме того, утверждает, что суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, поскольку к участию в деле не было привлечено Министерство регионального развития Российской Федерации, права и интересы которого затрагиваются вынесенным решением.
В возражениях относительно апелляционных жалоб истец Х. в лице представителя П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Из материалов дела следует, что Х., " ... " года рождения, обратилась с заявлением о включении ее семьи в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (л.д. 17, 18).
Распоряжением Администрации города Тобольска от 14 июля 2012 года N 359р неполная семья Х. поставлена на учет на предоставление социальной выплаты на 2012 год (л,д. 19).
Распоряжением Администрации города Тобольска N 1102 от 11 мая 2012 года семья Х. с составом семьи 2 человека была исключена из списка молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (л.д. 20).
Сведений о включении семьи Х. в число претендентов на получение социальной выплаты в 2012 году либо ранее в деле нет. О таком обстоятельства истец в суде не заявляла.
Признавая незаконным исключение семьи истца из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия решения о включении молодой семьи истца в список участников подпрограммы, семья Х. соответствовала всем требованиям, предъявляемым к молодым семьям для включения в такой список, в связи с чем, достижение впоследствии родителем в неполной семьи возраста 36 лет не может повлиять на права молодой семьи. Учитывая положения ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что изменения, внесенные в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, и Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденное постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-п, относительно ограничения возраста претендентов на получение социальной выплаты достижением 36 лет, не имеют обратной силы, поэтому в отношении истца применяться не могут.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они сделаны в результате неправильного применения и толкования норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильём молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постановленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, для признания граждан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно подпункта "а" пункта 6 Правил (в редакции, действовавшей на день рассмотрения дела) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Пункт 21 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального дома, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года N 78-П, установлен порядок формирования органами местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, в том числе порядок включения в список (пункты 4.1, 4.5, 4.6) и исключения из списка (пункт 6.4.1).
Учитывая, что федеральное законодательство (пункт 6 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы) предусматривает в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме наличие определенного возраста (не более 35 лет для каждого из супругов) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году; порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при этом норма, предусматривающая исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае, если будет установлено отсутствие у неё оснований для участия в подпрограмме, не противоречит федеральному законодательству.
Решение об исключении молодой семьи из списка участников подпрограммы принимается органом местного самоуправления, то есть тем органом, который в соответствии с федеральным законодательством (пункт 17 Правил) принимает решение о признании молодой семьи участницей подпрограммы. Далее решение в течение 10 дней со дня принятия направляется в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области для внесения изменения в сводный список и (или) список претендентов, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 22 и 23 Правил).
В соответствии с пунктом 18 указанных Правил несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Согласно федеральному законодательству утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год (пункт 23 Правил).
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у неё оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Поскольку решение о включении семьи Х. в список претендентов на получение социальной выплаты органом исполнительной власти Тюменской области не принималось и на момент утверждения списка претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации названной подпрограммы в 2012 году Х., " ... " года рождения, исполнилось 36 лет, семья истцов не соответствовала указанным выше требованиям и утратила право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным распоряжения Администрации города Тобольска Тюменской области от 11 мая 2012 года N 1102 об исключении семьи Х. из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и удовлетворения иных требований истца.
На основании изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тобольского городского суда Тюменской области от 12 декабря 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым Х., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Х., отказать в удовлетворении требований к Администрации города Тобольска, главному управлению строительства Тюменской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, признании незаконным распоряжения Администрации города Тобольска N 1102 от 11 мая 2012 года в части исключения молодой семьи в составе: Х., Х. из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году по Тюменской области, возложении на Администрацию города Тобольска обязанности восстановить Х., Х. в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.