Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Лаврентьева А.А.
судей:
Михеенко К.М. и Жегуновой Е.Е.
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Тайшиной Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании доверенности N " ... " от " ... " года, на решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Голышмановского района Тюменской области, в интересах Чернышова С.Г., удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Чернышову С.Г. вне очереди, по договору социального найма, благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения на территории р.п. Голышманово Голышмановского района Тюменской области общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Голышмановского муниципального района принять решение о предоставлении Чернышову С.Г., обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области, благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения на территории р.п. Голышманово Голышмановского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Чернышовым С.Г. договор социального найма на данное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., представителя органа опеки " ... "., полагавшую жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Голышмановского района Тюменской области в порядке ст.45 ГПК Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов Чернышова С.Г. с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Голышмановского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности на Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Чернышову С.Г. вне очереди по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории районного посёлка Голышманово Голышмановского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. и возложении обязанности на Администрацию Голышмановского муниципального района Тюменской области принять решение о предоставлении Чернышову С.Г. после обеспечения Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области, вне очереди, благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории районного посёлка Голышманово Голышмановского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв.м. и заключить с Чернышовым С.Г. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что Чернышов С.Г., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его отец умер, мать лишена родительских прав. С " ... " года до достижения совершеннолетия Чернышов С.Г. находился под попечительством " ... ". Истец закреплённого жилого помещения не имеет, вынужден арендовать жилое помещение. Более пяти лет стоит в льготной очереди нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. По состоянию на 1 ноября 2012 года номер его очереди 62.
В судебном заседании помощник прокурора Голышмановского района Тюменской области Ануфриева И.А. и истец Чернышов С.Г. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Чернышов С.Г. пояснил, что на данный момент он проживает в городе Тюмени, так как там работает, но жить хочет в р.п. Голышманово.
Представитель ответчика Администрации Голышмановского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором считает, что исковые требования подлежат удовлетворению и просил дело рассмотреть без их участия (л.д.31).
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От ответчика поступил письменный отзыв в лице представителя Гуля М.М., действовавшей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.38), в котором указано о не согласии с исковыми требованиями, поскольку Чернышовым С.Г. не представлены доказательства, что у него, либо членов его семьи не имеется в собственности либо по договору социального найма недвижимое имущество, также предоставление истцу вне очереди жилого помещения повлечёт нарушение прав других лиц, ранее вставших на учёт. В случае принятия решения об удовлетворении исковых требований просила рассмотреть возможность предоставления истцу жилого помещения в ином населённом пункте. Также указано о просьбе рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д.35-37).
Представитель третьего лица - Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Голышмановского района Департамента социального развития Тюменской области Лесникова Т.Н., действовавшая на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.42), в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... ".
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить истцу предоставление жилого помещения, не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления Чернышову С.Г. жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учёт.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Голышмановского района Тюменской области Ануфриева И.А., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик Администрации Голышмановского муниципального района в лице Главы района Желтоухова А.В. просит принять решение на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав заключение прокурора, полагавшего жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Чернышов С.Г., " ... " года рождения (л.д.10), является лицом из числа детей-сирот, поскольку его отец " ... " умер " ... " года (л.д.23), мать " ... " решением " ... " от " ... " года лишена родительских прав (л.д.24-25).
Приказом начальника Управления по образованию Администрации города Тюмени от " ... " года N " ... " над Чернышовым С.Г. установлена опека. Опекуном назначена " ... " (л.д.26).
Согласно справке Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Голышмановского района Департамента социального развития Тюменской области за Чернышовым С.Г. закреплённого жилого помещения не имеется (л.д.22).
На основании решения жилищной комиссии сельского поселения Голышманово от " ... " года Чернышов С.Г. поставлен в очередь детей-сирот на жильё (л.д.15). В списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, по Голышмановскому муниципальному району по состоянию на 1 ноября 2012 года Чернышов С.Г. стоит под N62 (л.д.16-17).
" ... " года окончил обучение в автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тюменской области " " ... "" по профессии " " ... "" (с получением среднего (полного) общего образования) (л.д.12).
До настоящего времени Чернышов С.Г. жильём не обеспечен, собственником либо иным владельцем объекта недвижимости он не является, как и не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения (л.д.20,21). Истец временно зарегистрирован по адресу: " ... " (л.д.11).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 года, в силу ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Чернышова С.Г. как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения опеки и окончания пребывания в автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тюменской области " " ... "", возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить истцу во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение на условиях социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Чернышова С.Г., о предоставлении ему благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истец относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Чернышова С.Г., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, но и на нормы п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшие на момент рассмотрения иска).
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с п.п. "ж" и "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Статьей 27 Закона Тюменской области от 06 ноября 2012 года N 90 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 20 к настоящему Закону, наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
Согласно ст.43 указанного закона для осуществления полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из областного бюджета предоставляются субвенции в объёме, устанавливаемом законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В Перечне, содержащемся в Приложении 20 к Закону Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" указан Голышмановский муниципальный район.
Правительством Тюменской области Постановлением от 1 июня 2009 года N146-п утверждено Положение о Главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым Главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства. Главное управление строительства исполняет обязанности в пределах утвержденного бюджета Тюменской области, формирование которого относится к полномочиям Правительства Тюменской области.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия и термины, применяемые в этом Кодексе, отражено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма Чернышову С.Г. и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию Голышмановского муниципального района Тюменской области, за счёт средств субъекта Российской Федерации, а именно, бюджета Тюменской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Тюменской области о том, что обязанность по обеспечению предоставления жилого помещения должна быть возложена на Главное управление строительства Тюменской области, являются не обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав других лиц, принятых на учёт для предоставления жилого помещения ранее, чем истец является необоснованным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы Правительства Тюменской области сводятся к неправильному применению норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.