Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Лаврентьева А.А.
судей:
Михеенко К.М. и Жегуновой Е.Е.
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Тайшиной Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 8 октября 2012 года, которым постановлено:
"Удовлетворить иск Ишимского межрайонного прокурора в интересах Харченко С.С. к Правительству Тюменской области, администрации Ишимского муниципального района Тюменской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения.
Возложить на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить предоставление Харченко С.С. " ... ", года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории Ишимского муниципального района Тюменской области площадью не менее 18,00 кв.м. из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Возложить на Администрацию Ишимского муниципального района Тюменской области обязанность принять решение о предоставлении Харченко С.С., " ... " года рождения, вне очереди на территории Ишимского муниципального района Тюменской области (применительно к условиям данного населённого пункта) площадью не менее 18,0 кв.м.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., представителя органа опеки Гаффарову Е.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ишимской межрайонной прокуратуры Тюменской области в порядке ст.45 ГПК Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов Харченко С.С. с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области об обязании Правительства Тюменской области обеспечить предоставление Харченко С.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Ишимского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров и обязании Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области принять решение о предоставлении Харченко С.С. вне очереди по договору социального найма, благоустроенного (применительно к условиям Ишимского района) жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Ишимского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Требования мотивированы тем, что Харченко С.С., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его мать лишена родительских прав, отец - юридически отсутствует. Закреплённого жилого помещения он не имеет, окончил пребывание в образовательном учреждении, состоит на учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации Ишимского района как относящийся к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей на, основании жилищной комиссии Администрации Ишимского района от 2 августа 2011 года. До настоящего времени Харченко С.С. жильём не обеспечен, вынужден арендовать жилое помещение.
В судебном заседании помощник прокурора Ишимской межрайонной прокуратуры Тюменской области Орехова Т.А. и истец Харченко С.С. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Ишимского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.94).
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.95), причины неявки суду не сообщил. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель третьего лица - сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Ишимского района Департамента социального развития Тюменской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д.96).
Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.54), причины неявки суду не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить истцу предоставление жилого помещения, не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления Харченко С.С. жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учёт.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Ишимского межрайонного прокурора Орехова Т.А., находя решение суда законным, просит оставить его без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Харченко С.С., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его мать " ... " решением " ... " от " ... " года лишена родительских прав (л.д.11-12), отец " ... " согласно справке о рождении записан со слов матери (л.д.9).
Распоряжением Главы объединённого муниципального образования Ишимский район Тюменской области от " ... " года N " ... "-р над Харченко С.С. учреждена опека, опекуном назначена " ... " (л.д.22).
Распоряжением Главы объединённого муниципального образования Ишимский район Тюменской области от " ... " года N " ... "-р Харченко С.С. гарантировано по выпуску из детского воспитательного учреждения внеочередное предоставление жилой площади (л.д.23).
Согласно справке Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Ишимского района Департамента социального развития Тюменской области за Харченко С.С. закреплённого жилого помещения на территории Ишимского района не имеется (л.д.24).
Решением Жилищной комиссии Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области N " ... " от 2 августа 2011 года, Харченко С.С. принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях (л.д.16).
Распоряжением Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области от 08 августа N " ... "-р, Харченко С.С. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из государственного жилищного фонда (л.д.25-26).
" ... " года Харченко С.С. окончил обучение в Государственном автономном образовательном учреждении начального профессионального образования Тюменской области " " ... "" г. Ишим по профессии " " ... "" (с получением среднего (полного) общего образования) (л.д.27).
До настоящего времени Харченко С.С., жильём не обеспечен, собственником либо иным владельцем объекта недвижимости он не является, как и не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения (л.д.19, 20, 21). Временно зарегистрирован по адресу: " ... " (л.д.47).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2011 года, в силу ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Харченко С.С., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения опеки и окончания пребывания в Государственном автономном образовательном учреждении начального профессионального образования Тюменской области " " ... "", возникло в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить истцу во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение на условиях социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции закона от 3 июня 2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Харченко С.С. о предоставлении ему благоустроенного (применительно к условиям Ишимского района) жилого помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истец относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Харченко С.С., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, но и на нормы жилищного законодательства - п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшие на момент рассмотрения иска).
Частью 3 ст.40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с п.п. "ж" и "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очерёдности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учётом возможностей бюджета публично-правового образования.
Согласно ст.27 Закона Тюменской области от 3 ноября 2009 года N78 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" орган местного самоуправления муниципального образования - Ишимский муниципальный район наделен государственными полномочиями по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами. Предоставляется такое жилое помещение за счёт средств субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тюменской области от 1 июня 2009 года N146-п утверждено Положение о Главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым Главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства. Главное управление строительства исполняет обязанности в пределах утверждённого бюджета Тюменской области, формирование которого относится к полномочиям Правительства Тюменской области.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия и термины, применяемые в этом Кодексе, отражено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов обязанность по принятию решения о предоставлении истцу Харченко С.С. вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма и заключению с ним договора социального найма возлагается на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию Ишимского муниципального района Тюменской области, за счёт средств субъекта Российской Федерации, а именно, бюджета Тюменской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что довод апелляционной жалобы Правительства Тюменской области о том, что обязанность по обеспечению предоставления жилого помещения должна быть возложена на Главное управление строительства Тюменской области, является необоснованным.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав других лиц, принятых на учет для предоставления жилого помещения ранее, чем истец является необоснованным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
С учётом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ишимского районного суда Тюменской области от 8 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.