Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Григорьевой Ф.М.,
судей
Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.,
при секретаре
Т.
с участием прокурора Сипиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 27 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Иск Заводоуковского межрайонного прокурора в интересах К. к Правительству Тюменской области и администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление вне очереди по договору социального найма К., родившейся " ... " в с. " ... ", по месту ее жительства на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области благоустроенного жилого помещения площадью не менее 18 кв. м., отвечающего установленным требованиям.
Обязать администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области, после обеспечения Правительством Тюменской области предоставления К. по месту ее жительства на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области благоустроенного жилого помещения площадью не менее 18 кв. м., отвечающего установленным требованиям принять решение о предоставлении данного жилого помещения вне очереди по договору социального найма К.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., мнение прокурора Сипиной С.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заводоуковский межрайонный прокурор М ... обратился в защиту прав, свобод и законных интересов К ... в суд с иском к Правительству Тюменской области, администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области о возложении на Правительство Тюменской области обязанности обеспечить предоставление благоустроенного жилого помещения вне очереди по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв.м. на территории Заводоуковского городского округа Тюменской области, на администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области - обязанности принять решение о предоставлении такого жилого помещения.
В обоснование иска указал, что К. " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители были лишены родительских прав решением Заводоуковоского районного суда от 13 ноября 2001 года. Собственником или нанимателем жилых помещений К. не является, закрепленного за ней жилья нет. Постановлением Главы Новозаимской сельской администрации Заводоуковского городского округа от 24 мая 2006 года N 22 К. была поставлена на учет для получения жилья вне очереди, однако, имея право на внеочередное обеспечение жилой площадью, после окончания МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" жильем обеспечена не была.
В судебном заседании старший помощник Заводоуковского межрайонного прокурора М.., истец К. исковые требования поддержали.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
В письменных возражениях относительно иска Правительство Тюменской области просило в удовлетворении иска отказать, полагая, что права К.., состоящей на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не нарушены. Обеспечение же истца жильем может нарушить права других лиц, вставших на такой учет ранее нее. Также, в возражениях выражено сомнения в сохранении истцом статуса лица, нуждающегося в обеспечении жильем.
В письменных возражениях против иска администрация Заводоуковского городского округа Тюменской области указала на отсутствие нарушений прав истца с ее стороны, просила в иске отказать.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя по доверенности С.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что, обязывая Правительство Тюменской области обеспечить истцу предоставление жилого помещения, суд не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Выражая несогласие с возложением обязанности по обеспечению истца жильем на высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области, указывает, что суд не принял во внимание, что Правительство Тюменской области Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области обязанности по реализации жилищной политики, в том числе отдельным категориям граждан, возложило на главное управление строительства Тюменской области, которое является получателем бюджетных средств на приобретение жилья эконом-класса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Считает, что суд неверно истолковал статью 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку данной нормой установлено, что обеспечение детей-сирот жилой площадью осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, но реализация данного расходного обязательства законом не отнесена к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагает, что обязательство по обеспечению предоставления истцу жилого помещения должно быть возложено на главное управление строительства Тюменской области. Обязав Правительство Тюменской области обеспечить предоставление истцу жилого помещения, суд не принял во внимание, что этот орган государственной власти не уполномочен на предоставление жилья детям-сиротам. Также, полагает, что принятое решение суда о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц, ранее вставших на учёт.
Прокурор, участвовавший в деле, М. представила возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, К.., " ... " года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители К. К. вступившим в законную силу решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 13 ноября 2001 года были лишены родительских прав (л.д. 9 - 11).
Приказом Главы Новозаимкинской сельской администрации Заводоуковского городского округа от 24 мая 2006 года N 22 несовершеннолетняя К. была поставлена на учет для получения внеочередного жилья (л.д. 15).
К. не имеет жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности, занимаемого по договору социального найма и закрепленного за ней жилого помещения ( л.д. 14, 16, 19, 22).
В 2008 году К. закончила обучение в учебно-консультационном пункте МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3 (л.д. 13).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года, в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у К., как нуждающейся в жилом помещении, в настоящее время в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции) дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области N 137 от 07 октября 1999 года "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции) нуждающиеся в улучшении жилищных условий дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа при прекращении опеки (попечительства) имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области. Согласно ст. 1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Статьей 27 Закона Тюменской области от 09 ноября 2011 года N 71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый 2013 и 2014 годов" действовавшего на момент разрешения спора судом первой инстанции, органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
В соответствии со ст. 43 указанного закона для осуществления полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из областного бюджета предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В Перечне, изложенном в Приложении 19 к Закону Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" указан Заводоуковский городской округ.
Учитывая положения указанных выше правовых норм, судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции о возложении на администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области обязанности принять решение о предоставлении К. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, а на Правительство Тюменской области - обеспечить такое предоставление.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, основаниями к отмене судебного решения не являются.
Так, довод апелляционной жалобы о неправомерности возложения на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления К. жилого помещения не основан на законе.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Как следует из содержания части 2 статьи 5 Закона Тюменской области от 05 июля 2000 года N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области", органы исполнительной власти Тюменской области обеспечивают исполнение федеральных и областных законов, регулирующих жилищные отношения, и принимают на их основе соответствующие нормативные правовые и правовые акты.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что полномочия, предусмотренные частью 2, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.
В силу частей 1, 7 статьи 41 Устава Тюменской области, Правительство Тюменской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. При этом, в компетенцию Правительства области входит управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Тюменской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года N 426 "О бюджетном процессе Тюменской области", исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством области, при этом последнее осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса, устанавливает и исполняет расходные обязательства областного бюджета.
Регламентом Правительства Тюменской области (постановление Правительства Тюменской области от 20 сентября 2007 года N 220-п), предусмотрено, что Правительство Тюменской области организует исполнение законодательства Российской Федерации, осуществляет систематический контроль над выполнением органами исполнительной власти области, формируемыми Правительством, их полномочий (п.1.5).
То обстоятельство, что Положением о главном управлении строительства Тюменской области (утв. Постановлением Правительством Тюменской области от 01 июня 2009 года N 146-п), Управление наделено полномочиями по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, не свидетельствует об освобождении ответчика от полномочий, возложенных на него вышеуказанными нормами закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия Тюменского областного суда находит вывод суда о возложении обязанности по обеспечению предоставления К. жилого помещения на Правительство Тюменской области правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учет нуждающихся ранее истца, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку К ... в силу закона имеет право на обеспечение жильем без учета какой-либо очередности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ней статус.
Поскольку иных доводов в апелляционной жалобе не приведено, она удовлетворению не подлежит.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.