Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.
судей:
Лаврентьева А.А. и Михеенко К.М.
при секретаре:
с участием прокурора:
Тайшиной Ю.Г.
Сипиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Гуля М.М. на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 26 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Балиной Ю.С., " ... " года рождения, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Обязать Администрацию г. Тобольска принять решение о предоставлении Балиной Ю.С., " ... " года рождения, вне очереди по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории г. Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, заключить договор социального найма жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Тобольска обратился в суд с иском в интересах Балиной Ю.С. к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тобольска о предоставлении обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области вне очереди, по договору социального найма благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям общей жилой площадью не менее 18 кв.м.
Требования мотивированы тем, что Балина Ю.С., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закреплённого за ней жилого помещения, состоит в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под N192. В " ... " году истица окончила обучение в МОУ " " ... "" г. Тобольска, в " ... " году окончила обучение в ГАОУ СПО ТО " " ... " " ... "". Балина Ю.С. не имеет закреплённого за ней жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Логинова М.В. на требованиях настаивала по изложенным в исковом заявлении доводам.
Истица Балина Ю.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации г. Тобольска Южакова Г.В. в судебном заседании против удовлетворения требований к Администрации г. Тобольска о заключении договора социального найма не возражала, возражала относительно требований к Правительству Тюменской области, так как полагала, что обеспечение выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан является Главное управление строительства Тюменской области.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещён надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель ответчика Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещён.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя Гуля М.М.
В апелляционной жалобе она просит решение Тобольского городского суда Тюменской области от 6 декабря 2012 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применён закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность по обеспечению предоставления истице жилого помещения, не учёл, что в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области от 5 июля 2000 года N197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходные обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательство по обеспечению предоставления Балиной Ю.С. жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истице вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц, ранее вставших на учёт.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из обстоятельств дела следует, что истица родилась " ... " года в " ... ", что следует из свидетельства о её рождении, при этом она является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку её мать " ... " и отец " ... " решением " ... " городского народного суда Тюменской области от " ... " года были лишены родительских прав. Из решения комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Тобольска от " ... " года следует, что Балина С.Ю. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени истица жильем не обеспечена. В " ... " году Балина Ю.С. окончила ГАОУ СПО ТО " " ... "" г. Тюмени.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года, в силу ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Балиной Ю.С., как нуждающейся в жилом помещении, по окончанию в " ... " году обучения в ГАОУ СПО ТО " " ... "" г. Тюмени, возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области N 137 от 07 октября 1999 года "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции) нуждающиеся в улучшении жилищных условий дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа при прекращении опеки (попечительства) имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области. Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Статьей 27 Закона Тюменской области от 9 ноября 2011 года N71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый 2012 и 2014 годов", действовавшего в период разрешения спора судом, органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
В соответствии со ст.43 указанного закона для осуществления полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из областного бюджета предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Учитывая положения указанных выше правовых норм, судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции о возложении на Администрацию г. Тобольска обязанности предоставить Балиной Ю.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения с заключением договора социального найма, а на Правительство Тюменской области - обеспечить такое предоставление.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности возложения на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления истице жилого помещения не основан на законе.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Как следует из содержания части 2 статьи 5 Закона Тюменской области от 5 июля 2000 года N197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области", органы исполнительной власти Тюменской области обеспечивают исполнение федеральных и областных законов, регулирующих жилищные отношения, и принимают на их основе соответствующие нормативные правовые и правовые акты.
В ч.3 данной статьи предусмотрено, что полномочия, предусмотренные частью 2, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.
В силу частей 1, 7 статьи 41 Устава Тюменской области, Правительство Тюменской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. При этом, в компетенцию Правительства области входит управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Тюменской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п."и" ч.1 ст.3, ч.1 ст.15 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года N426 "О бюджетном процессе Тюменской области", исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством области, при этом последнее осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса, устанавливает и исполняет расходные обязательства областного бюджета.
Регламентом Правительства Тюменской области (Постановление Правительства Тюменской области от 20 сентября 2007 года N 220-п), предусмотрено, что Правительство Тюменской области организует исполнение законодательства Российской Федерации, осуществляет систематический контроль над выполнением органами исполнительной власти области, формируемыми Правительством, их полномочий (п.1.5).
Обстоятельство того, что Положением о главном управлении строительства Тюменской области (утверждено Постановлением Правительством Тюменской области от 1 июня 2009 года N146-п), Управление наделено полномочиями по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, не свидетельствует об освобождении ответчика от полномочий, возложенных на него вышеуказанными нормами закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит вывод суда о возложении обязанности по обеспечению предоставления жилого помещения на Правительство Тюменской области правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учёт нуждающихся ранее истицы, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку истица в силу закона имеет право на обеспечение жильём без учёта какой-либо очерёдности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ним статус.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учётом изложенного выше судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.