Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Кориковой Н.И.,
судей:
Журавлёвой Г.М., Кучинской Е.Н.,
с участием прокурора:
Макаровой Н.Т.,
при секретаре:
Сафоновой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 05 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Ковалевской Н.А. благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска, Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее " ... " квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Ковалевской Н.А. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее " ... " квадратных метров, заключить с Ковалевской Н.А. договор социального найма на предоставленное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Журавлёвой Г.М., выслушав прокурора Макарову Н.Т., полагавшую, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тобольского района в интересах Ковалевской Н.А. обратился в суд с иском к ответчикам Правительству Тюменской области, администрации Тобольского муниципального района о возложении обязанности обеспечить предоставление благоустроенного жилого помещения на территории г.Тобольска Тюменской области.
В обоснование иска, указал, что Ковалевская Н.А., родившаяся " ... ", является лицом, из числа детей сирот оставшихся без попечения родителей. Поскольку её мать Ковалевская О.И., отец Ковалевский А.А. лишены родительских прав на основании решения Тобольского районного суда от " ... ".
На основании распоряжения главы администрации Тобольского района от " ... " несовершеннолетняя Ковалевская Н.А. была помещена в учреждение интернатного типа. Указанным распоряжением за Ковалевской Н.А. было закреплено жилое помещение по адресу: " ... ". На основании решения Тобольского районного суда от " ... " указанное распоряжение было отменено.
В " ... " году Ковалевская Н.А. окончила ГОУ "Байкаловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В " ... " году окончил ГОУ ВПО " Тюменский государственный университет" по специальности "инженер".
В настоящее время Ковалевская Н.А. вынуждена проживать с малолетним ребенком в съемном жилье, своего жилья не имеет.
В соответствии с распоряжением главы Тобольского района " ... " от " ... " "Об утверждении списка детей сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях" Ковалевская Н.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и на день рассмотрения дела состоит на учете под номером " ... ", дата постановки учет " ... ". До настоящего время Ковалевская Н.А. состоит на учете на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, решение о снятии её с этого учета органом местного самоуправления не принималось.
В судебном заседании в суде первой инстанции прокурор иск поддержал полностью по основаниям указанным в заявлении.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание в суд первой инстанции не явился просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве, представитель просил в иске отказать, т.к удовлетворение исковых требований Ковалевской Н.А. повлечет нарушение прав других лиц, ранее вставших на учет.
Представитель ответчика администрации Тобольского муниципального района в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и решить вопрос в пользу истца при условии предоставления денежных средств Правительством Тюменской области.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Правительство Тюменской области.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагают, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению, неправильно применены нормы материального права.
Указывают, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить истцу предоставление жилого помещения не учел, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, а не субъекта федерации.
В то время как ответчик - Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области " ... " "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области.
Так же считает, что судом были неправильно истолкованы статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающей, что обеспечение детей - сирот по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом, ответчик полагает в жалобе, что поскольку согласно Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, то закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства только к исключительной компетенции Правительства Тюменской области.
Поэтому, по мнению ответчика, обязательство по обеспечению предоставления истцу жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Обязав Правительство Тюменской области обеспечить предоставление истцу жилого помещения, суд не принял во внимание, что этот орган государственной власти не уполномочен на предоставление жилья детям-сиротам. Кроме того, в апелляционной жалобе указывается, что принятое решение о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения может нарушить права других лиц ранее вставших на учет для обеспечения вне очереди жилой площадью, при этом ссылаются на положения ст. 17 Конституции РФ.
На апелляционную жалобу ответчика поступили возражения прокурора, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На основании ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность обоснованность решения суда первой и инстанции судебная коллегия проверяет в пределах доводов апелляционной жалобы и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации указано, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие названных конституционных положений частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случае.
Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 вышеназванного Федерального закона N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Содержание приведенной нормы в системном единстве с другими положениями данного Федерального закона позволяет сделать вывод, что законодатель в целях реализации конституционного права каждого на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), учитывая особый статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), гарантировав получение жилой площади вне очереди при наличии указанных в законе условий, не прописывает в названном Законе конкретный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ)
Согласно свидетельства о рождения " ... " от " ... ", мать Ковалевской Н.А. - Ковалевская О.И., отец - Ковалевский А.А..
Судом установлено, что Ковалевская Н.А., родившаяся " ... " года рождения, имеет статус ребенка сироты.
Решением Тобольского районного суда от " ... " подтверждается, что мать Ковалевской М.А.- Ковалевская О.И. и отец - Ковалевский С.Л. лишены родительских прав.
Распоряжением главы администрации Тобольского района от " ... " " ... ", несовершеннолетняя Ковалевская Н.А. была помещена в учреждение интернатного типа. Указанным распоряжением за Ковалевской Н.А. Было закреплено жилое помещение по адресу: " ... ".
Согласно решения Тобольского районного суда от " ... ", п.2 распоряжения главы " ... " " ... " от " ... " о закреплении за Ковалевской Н.А. жилого помещения по адресу: " ... " был отменен.
Согласно распоряжения администрации Тобольского муниципального района от " ... " " ... " "Об утверждении списка детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях" и приложения к нему, Ковалевская Н.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях под " ... "
Справкой сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Тобольского района от " ... " " ... ", подтверждается, что Ковалевская Н.А. действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Из справки администрации Сетовского сельского поселения от " ... " " ... " следует, что жилое помещение за Ковалевской Н.А., " ... " года рождения на территории Сетовского сельского поселения закреплялось по адресу: " ... ". Решением суда пункт распоряжения о закреплении жилого помещения отменен. Жилое помещение по договору социального найма на территории Сетовского сельского поселении не предоставлялось.
Из справки администрации Байкаловского сельского поселения от " ... " " ... " следует, что Ковалевская Н.А., " ... " года рождения была зарегистрирована по месту пребывания с " ... " по " ... " на территории Байкаловского сельского поселения по адресу: " ... ". В настоящее время Ковалевская Н.А. проживает без регистрации по адресу: " ... ".
Из справки администрации Байкаловского сельского поселения от " ... " " ... " следует, что согласно записи похозяйственной книги " ... " Байкаловского сельского совета народных депутатов, жилой дом, расположенный по адресу: " ... " принадлежит Бронникову С.Л., умершему " ... ". Инвентаризация дома ранее не проводилась. Запрещений, арестов по данному жилому дому не зарегистрировано.
Свидетельством о рождении 1-ФР " ... " от " ... " подтверждается, что Ковалевская Н.А. имеет сына Красноглазова Н.А., " ... " года рождения, его отец - Красноглазов А.В..
Из справки администрации Байкаловского сельского поселения сентября 2012 года " ... " следует, что Красноглазов А.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: " ... ".
Справкой администрации Байкаловского сельского поселения муниципального района от " ... " " ... " подтверждается, что Ковалевская Н.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Номер в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на " ... " постановки на учет " ... " - " ... " По договору социального найма жилье Ковалевской Н.А. не предоставлялось.
Согласно справки ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" " ... " от " ... ", сведения о наличии (отсутствии) недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Ковалевской Н.А.отсутствуют.
Сообщениями Росреестра от " ... " подтверждается, что на имя Ковалевской Н.А. и ее несовершеннолетнего ребенка жилых помещений в собственности не имеется.
Аттестатом о среднем (полном) образовании подтверждается, что Ковалевская Н.А. окончила " ... " ГОУ "Байкаловская школа-интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от " ... " N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ Ковалевская Н.А., как относящаяся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Учитывая положения указанных выше правовых норм, судебная коллегия находит верными указанные выводы суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Так, довод апелляционной жалобы о неправомерности возложения на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления истцу жилого помещения не основан на законе.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставление жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Как следует из содержания части 2 статьи 5 Закона Тюменской области от 05 июля 2000 года N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области", органы исполнительной власти Тюменской области обеспечивают исполнение федеральных и областных законов, регулирующих жилищные отношения, и принимают на их основе соответствующие нормативные правовые и правовые акты.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что полномочия, предусмотренные частью 2, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.
В силу частей 1, 7 статьи 41 Устава Тюменской области, Правительство Тюменской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. При этом в компетенцию Правительства области входит управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Тюменской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года N 426 "О бюджетном процессе Тюменской области", исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством области, при этом последнее осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса, устанавливает и исполняет расходные обязательства областного бюджета.
Регламентом Правительства Тюменской области (постановление Правительства Тюменской области от 20 сентября 2007 года N 220-п), предусмотрено, что Правительство Тюменской области организует исполнение законодательства Российской Федерации, осуществляет систематический контроль над выполнением органами исполнительной власти области, формируемыми Правительством, их полномочий (п.1.5).
То обстоятельство, что Положением о главном управлении строительства Тюменской области (утв. Постановлением Правительством Тюменской области от 01 июня 2009 года N 146-п), Управление наделено полномочиями по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, не свидетельствует об освобождении ответчика от полномочий, возложенных на него вышеуказанными нормами закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит вывод суда "о возложении обязанности по обеспечению предоставления жилого помещения на Правительство Тюменской области правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учет нуждающихся ранее истца, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку истец в силу закона имеет право на обеспечение жильем без учета какой-либо очередности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ним статус.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тобольского районного суда Тюменской области от 05 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области оставить - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.