Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Кориковой Н.И.,
судей:
Журавлёвой Г.М., Кучинской Е.Н.,
с участием прокурора:
Макаровой Н.Т.,
при секретаре:
Сафоновой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области на решение Тобольского районного суда Тюменской области от 03 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Рябиковой Д.М. благоустроенного жилого помещения на территории г.Тобольска Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее " ... " квадратных метров из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Тобольского муниципального района принять решение о предоставлении Рябиковой Д.М. обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории г. Тобольска Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее " ... " квадратных метров, заключить с Рябиковой Д.М. договор социального найма на предоставленное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Журавлёвой Г.М., выслушав прокурора Макарову Н.Т., полагавшую, что оснований для отмены решения суда не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тобольского района в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов Рябиковой Д.М. с иском к ответчикам Правительству Тюменской области, администрации Тобольского муниципального района и просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Рябиковой Д.М. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее " ... " кв. м., и возложить на Администрацию Тобольского муниципального района обязанность предоставить Рябиковой Д.М. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Тобольска Тюменской области, общей площадью не менее " ... " кв.м.
Требования мотивирует тем, что Рябикова Д.М., родившаяся " ... " года, является лицом из числа детей-сирот, поскольку её мать Кошелева
Р.Ш. умерла " ... ", а отец Рябиков М.А. лишен родительских прав на основании решения Тобольского районного суда от " ... ".
На основании приказа сектора по опеке и попечительству и охране прав детства Тобольского района от " ... " " ... " над несовершеннолетней было установлено попечительство и закреплено жилое помещение в " ... ", пункт о закреплении жилья за Рябиковой Д.М. отменен приказом сектора опеки и попечительства от " ... " " ... ".
" ... " Рябикова Д.М. окончила Санниковскую среднюю школу. В настоящее время Рябикова Д.М. проживает у попечителя в д. Санникова собственного жилья не имеет.
В соответствии с распоряжением главы Тобольского района " ... " от " ... " "Об утверждении списка детей сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях" Рябикова Д.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и на день рассмотрения дела состоит на учете под номером " ... " дата постановки на учет " ... ".
Рябикова Д.М. обращалась в орган местного самоуправления о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения вне очереди, однако в предоставлении жилья ей было отказано, в связи с отсутствием свободных жилых помещений, также было разъяснено, что жилье будет предоставлено в порядке очередности. До настоящего времени Рябикова Д.М. состоит на учете на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, решение о снятии ее с этого учета органом местного самоуправления не принималось, жилое помещение по договору социального найма на территории г.Тобольска Тобольского района не предоставлялось.
В судебном заседании прокурор и истец Рябикова Д.М. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве представитель просил в иске отказать, т.к. удовлетворение требований Рябиковой Д.М. повлечет нарушение прав других лиц, ранее вставших на учет.
Представитель ответчика администрации Тобольского муниципального района в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и решить вопрос в пользу истца при условии предоставления денежных средств Правительством Тюменской области.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Правительство Тюменской области.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению.
Указывает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить истцу предоставление жилого помещения не учел, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, а не субъекта федерации. В то время как ответчик - Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области " ... " "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Так же считает, что судом были неправильно истолкованы статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающей, что обеспечение детей - сирот по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом, ответчик полагает в жалобе, что поскольку согласно Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, то закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства только к исключительной компетенции Правительства Тюменской области. Поэтому, по мнению ответчика, обязательство по обеспечению предоставления истцу жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Обязав Правительство Тюменской области обеспечить предоставление истцу жилого помещения, суд не принял во внимание, что этот орган государственной власти не уполномочен на предоставление жилья детям-сиротам. Кроме того, в апелляционной жалобе указывается, что принятое решение о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения может нарушить права других лиц ранее вставших на учет для обеспечения вне очереди жилой площадью, при этом ссылаются на положения ст. 17 Конституции РФ.
На апелляционную жалобу ответчика поступили возражения от помощника прокурора района Т.В. Толмачевой и истца Рябиковой Д.М., в которых они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность обоснованность решения суда первой и инстанции судебная коллегия проверяет в пределах доводов апелляционной жалобы и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
Судом установлено, что Рябикова Д.М. " ... " года рождения является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как усматривается из свидетельства о рождении, актовых записей в заключении брака и расторжении брака матерью Рябиковой Д.М. является - Кошелева Р.Ш., отцом - Рябиков М.А..
Свидетельством о смерти " ... " от " ... " следует, что Кошелева Р.Ш. умерла " ... ".
Решением Тобольского районного суда от " ... " подтверждается, что отец Рябиковой Д.М.- Рябиков М.А. лишен родительских прав.
Из паспорта Рябиковой Д.М. подтверждается, что она в браке не состоит и детей не имеет.
Согласно приказа сектора по опеке и попечительству и охране прав детства Тобольского района от " ... " " ... " над несовершеннолетней было установлено попечительство, попечителем назначена Мачитова Сачита и закреплено жилое помещение в д. " ... ".
Приказом сектора по опеке и попечительству и охране прав детства Тобольского района от " ... " " ... " подтверждается отмена пункта приказа от " ... " " ... " о закреплении жилья за Рябиковой Д.М.
Согласно распоряжению администрации Тобольского муниципального района от " ... " " ... " "Об утверждении списка детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях" и приложения к нему, Рябикова Д.М. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях под " ... "
Справкой сектора по опеке, попечительству и охране прав детства от " ... " " ... ", подтверждается, что Рябикова Д.М. действительно является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей и за ней жилье на территории Тобольского района не закреплено.
Из справки администрации Санниковского сельского поселения от " ... " " ... " следует, что Рябиковой Д.М., " ... " года рождения зарегистрирована по месту жительства по адресу: " ... ".
Согласно информации, предоставленной администрацией Тобольского муниципального района от " ... " " ... " подтверждается, что Рябиковой Д.М. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Номер в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по состоянию на " ... " - 271. Дата постановки на учет " ... ". По договору социального найма жилье Рябиковой Д.М. не предоставлялось.
Справкой администрации Хмелевского сельского поселения от " ... " " ... " подтверждается, что квартира, находящаяся по адресу: " ... ", в которой проживает Рябиков М.А., муниципальной не является, право собственности на квартиру не оформлено. Рябиковой Д.М. по данному адресу не зарегистрирована.
Уведомлениями Росреестра от " ... " и " ... " подтверждается, что жилых помещений на имя Рябиковой Д.М. в " ... " не зарегистрировано.Копией аттестата N " ... "6 от " ... " подтверждается, что Рябиковой Д.М. окончила Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Санниковская средняя общеобразовательная школа" и получила среднее (полное) общее образование.
Из материалов дела следует, что Рябикова Д.М. является студенткой первого курса, очной формы обучения факультета непрерывного профессионального образования ФГБОУ ВПО "Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева"
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года - "в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Рябиковой Д.М., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания среднего (полного) общего образовательного учреждения, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее " ... " кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Рябиковой Д.М. о предоставлении ей жилого благоустроенного помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истец, являясь сиротой, относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Рябиковой Д.М., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, но и на нормы п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующие на день обращения в суд).
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Статьей 27 Закона Тюменской области от 09 ноября 2011 года N 71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый 2012 и 2014 годов" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
В соответствии со ст. 43 указанного закона для осуществления полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из областного бюджета предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В Перечне, изложенном в Приложении 19 к Закону Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" указан городской округ город Тобольск.
Правительством Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года N 146-п утверждено Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства. Главное управление строительства исполняет обязанности в пределах утвержденного бюджета Тюменской области, формирование которого относится к полномочиям Правительства Тюменской области.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия и термины, применяемые в этом Кодексе, отражено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма Рябиковой Д.М. и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию Тобольского муниципального района, за счет средств субъекта Российской Федерации, а именно - бюджета Тюменской области.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Тюменской области о том, что обязанность по обеспечению предоставления жилого помещения должна быть возложена на Главное управление строительства Тюменской области, являются не обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав других лиц, принятых на учет для предоставления жилого помещения ранее, чем истец является необоснованным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тобольского районного суда Тюменской области от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.