Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.
судей:
Лаврентьева А.А., Михеенко К.М.
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Тайшиной Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, на решение Ярковского районного суда Тюменской области от 27 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Иск прокурора Ярковского района в интересах Канева В.А. о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Каневу В.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям Ярковского района) жилого помещения не менее 18 кв.м. общей площади, на территории Ярковского района Тюменской области, отвечающего санитарным и техническим требованиям, из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Ярковского муниципального района принять решение о предоставлении Каневу В.А. вне очереди по договору социального найма обеспеченного Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Ярковского района) жилого помещения не менее 18 кв.м. общей площади, на территории Ярковского района Тюменской области, отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Каневым В.А. договор социального найма на данное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения прокурора Сипиной С.Ю., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ярковского района Тюменской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов Канева В.А. с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области и просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Каневу В.А ... вне очереди по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям Ярковского района) жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся в пределах Ярковского района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров и обязать Администрацию Ярковского муниципального района Тюменской области принять решение о предоставлении Каневу В.А. после обеспечения Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области, вне очереди, благоустроенного (применительно к условиям Ярковского района) жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся в пределах Ярковского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров и заключить с Каневым В.А. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что Канев В.А., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители умерли, в связи с чем над истцом была установлена опека. Жилое помещение за Каневым В.А. закреплено не было. С 03 марта 2005 года истец состоит в льготной очереди детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения вне очереди под номером 194. В 2012 году истец окончил Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Тюменской области " " ... ". До настоящего времени жильём истец не обеспечен, проживает в квартире опекуна.
В судебном заседании заместитель прокурора Ярковского района Тюменской области Пьянков Е.А. и истец Канев В.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Ярковского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.33).
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие. От ответчика поступил письменный отзыв за подписью представителя - Сергеенковой Л.Ю., действовавшей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.38), в котором указывает, что с исковыми требованиями не согласна. Просила в иске отказать, поскольку Каневым В.А. не представлены доказательства, что у него, либо членов его семьи не имеется в собственности, либо по договору социального найма, недвижимое имущество. Кроме того, предоставление истцу вне очереди жилого помещения повлечёт нарушение прав других лиц, ранее вставших на учёт (л.д.36-37).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик - Правительство Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность, обеспечить истцу предоставление жилого помещения, не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления Каневу В.А. жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учёт.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик - Администрация Ярковского муниципального района в лице представителя Блем Л.В., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, считает требования, изложенные в апелляционной жалобе обоснованными и подлежащими удовлетворению. Просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя администрации Ярковского муниципального района.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыв, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, истец Канев В.А., " ... " года рождения (л.д.10), является лицом из числа детей-сирот. Мать истца - " ... " умерла " ... " года (л.д.12), отец - " ... " умер " ... " года (л.д.13).
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Ярковскому району по состоянию на 01 сентября 2012 года Канев В.А. стоит под номером 194 (л.д.14).
30 июня 2012 года окончил обучение в Автономном образовательном учреждении начального профессионального образования Тюменской области " " ... "" с присвоением квалификации " " ... "" (л.д.15).
До настоящего времени Канев В.А. жильём не обеспечен, собственником либо иным владельцем объекта недвижимости он не является, как и не является членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения (л.д.24, 26). Истец зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Тюменская " ... " (л.д.9 оборот).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2011г. - "в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Канева В.А., как нуждающегося в жилом помещении, после окончания обучения в образовательном учреждении и прекращении в отношении него опеки по достижении 18-летнего возраста, возникло в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить истцу во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение на условиях социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Канева В.А., о предоставлении ему благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истец относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Канева В.А., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, но и на нормы п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшие на момент рассмотрения иска).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Правительством Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года N 146-п утверждено Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства. Главное управление строительства исполняет обязанности в пределах утвержденного бюджета Тюменской области, формирование которого относится к полномочиям Правительства Тюменской области.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия и термины, применяемые в этом Кодексе, отражено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на Главное управление строительства Тюменской области, является необоснованным, поскольку в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма Каневу В.А. и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию Ярковского муниципального района, за счет средств субъекта Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав других лиц, принятых на учет для предоставления жилого помещения ранее, чем истец является необоснованным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ярковского районного суда Тюменской области от 27 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя по доверенности Гуля М.М., - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.