Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.
судей:
Лаврентьева А.А., Михеенко К.М.
с участием прокурора:
Сипиной С.Ю.
при секретаре:
Тайшиной Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, на решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 23 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Голышмановского района Тюменской области в интересах Бетехтиной Л.В., удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Бетехтиной Л.В. вне очереди, по договору социального найма, благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района), жилого помещения на территории р.п.Голышманово Голышмановского района Тюменской области общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Голышмановского муниципального района принять решение о предоставлении Бетехтиной Л.В., после обеспечения Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения на территории р.п.Голышманово Голышмановского района Тюменской области общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям, а также заключить с Бетехтиной Л.В. договор социального найма на данное жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения истицы Бетехтиной Л.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, объяснения прокурора Сипиной С.Ю., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Голышмановского района Тюменской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд в защиту интересов Бетехтиной Л.В. с иском к Правительству Тюменской области, Администрации Голышмановского муниципального района Тюменской области и просил обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Бетехтиной Л.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории районного посёлка Голышманово Голышмановского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров и обязать Администрацию Голышмановского муниципального района Тюменской области принять решение о предоставлении Бетехтиной Л.В. после обеспечения Правительством Тюменской области из государственного жилищного фонда Тюменской области, вне очереди, благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории районного посёлка Голышманово Голышмановского муниципального района Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров и заключить с Бетехтиной Л.В. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что Бетехтина Л.В., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку её родители умерли. Бетехтина Л.В. с " ... " года находилась под опекой " ... "., закрепленного жилого помещения не имеет, после окончания образовательного учреждения жильём не была обеспечена, состоит на учёте в качестве нуждающейся в жилье за номером 129.
В судебном заседании помощник прокурора Голышмановского района Тюменской области Ануфриева И.А. и истица Бетехтина Л.В. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Голышмановского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором считает, что исковые требования подлежат удовлетворению и просил дело рассмотреть без их участия (л.д.29).
Представитель ответчика - Правительства Тюменской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие. От ответчика поступил письменный отзыв за подписью представителя - Сергеенковой Л.Ю., действовавшей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.43). В письменном отзыве представитель ответчика указывает, что с исковыми требованиями не согласна, просила в иске отказать, поскольку Бетехтиной Л.В. не представлены доказательства, что у неё, либо членов её семьи не имеется в собственности недвижимое имущество. Кроме того предоставление истице вне очереди жилого помещения повлечёт нарушение прав других лиц, ранее вставших на учёт. Полагала, что Правительство Тюменской области является ненадлежащим ответчиком. Просила осуществить замену ненадлежащего ответчика - Правительства Тюменской области на Главное управление строительства Тюменской области. В случае удовлетворения исковых требований просила принять решение о предоставлении Бетехтиной Л.В. жилого помещения на территории Голышмановского муниципального района либо по согласию истицы в любом другом муниципальном районе Тюменской области. Также просила дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика (л.д.40-42).
Представитель третьего лица - сектор по опеке, попечительству и охране прав детства Голышмановского района Департамента социального развития Тюменской области, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с заявленными требованиями согласны (л.д.39).
Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.31), причины неявки суду не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик - Правительство Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции возлагая на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить истице предоставление жилого помещения не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления Бетехтиной Л.В. жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истице вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учёт.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Голышмановского района Тюменской области Ануфриева И.А., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, истица Бетехтина Л.В., " ... " года рождения (л.д.9, 11), является лицом из числа детей-сирот, поскольку её мать " ... " умерла " ... " года (л.д.24), отец - " ... " умер " ... " года (л.д.25).
Решением Главы администрации Голышмановского сельского Совета народных депутатов от " ... " года N " ... " над Бетехтиной Л.В. была установлена опека, опекуном назначена " ... ". (л.д.26) Согласно справки Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Голышмановского района Департамента социального развития Тюменской области, за Бетехтиной Л.В. закрепленного жилого помещения не имеется. (л.д.23). Постановлением Главы администрации Голышмановского сельского поселения Тюменской области от 26 декабря 2008 года N 126-а, Бетехтина Л.В. принята на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. (л.д.16). В списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, нуждающихся в жилых помещениях по Голышмановскому муниципальному району по состоянию на 01 октября 2012 года истица стоит под номером 29. (л.д.17-19). 30 июня 2008 года истица окончила обучение в автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Тюменской области " " ... "" с присвоением квалификаций " " ... "". (л.д.12-13). " ... " года Бетехтиной Л.В. установлена " ... " инвалидности (л.д.14). До настоящего времени Бетехтина Л.В. жильём не обеспечена, собственником либо иным владельцем объекта недвижимости она не является (л.д.21, 22). Имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: " ... " (л.д.10).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснений, содержащихся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2011г. - "в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Бетехтиной Л.В. как нуждающейся в жилом помещении, после окончания в 2008 году автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тюменской области " " ... "", по достижении 18-летнего возраста и прекращении опеки, возникло в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а у ответчиков возникла обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение на условиях социального найма.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск прокурора, заявленный в интересах Бетехтиной Л.В., о предоставлении ей благоустроенного (применительно к условиям Голышмановского района) жилого помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истица относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных прокурором исковых требований. Предъявляя иск в интересах Бетехтиной Л.В., прокурор в обоснование иска ссылался не только на нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, но и на нормы п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшие на момент рассмотрения иска).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Правительством Тюменской области Постановлением от 01 июня 2009 года N 146-п утверждено Положение о главном управлении строительства Тюменской области, в соответствии с которым главное управление является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта, дорожного хозяйства.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющей понятия и термины, применяемые в этом Кодексе, отражено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных указанным Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению истице жилого помещения должна быть возложена на Главное управление строительства Тюменской области, является необоснованным, поскольку в соответствии с положениями указанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма Бетехтиной Л.В. и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию Голышмановского муниципального района, за счет средств субъекта Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав других лиц, принятых на учет для предоставления жилого помещения ранее, чем истец является необоснованным, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Голышмановского районного суда Тюменской области от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.