Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего:
Григорьевой Ф.М.
судей:
Лаврентьева А.А., Михеенко К.М.,
при секретаре:
Тайшиной Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Главного управления строительства Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года, и Администрации города Ишима в лице представителя Сухаревой Е.В., действующей на основании письменной доверенности " ... " от " ... " года, на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 22 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ администрации г.Ишима Тюменской области Черемисиной Я.В. в постановке на учёт в качестве гражданина, нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию г.Ишима Тюменской области поставить Черемисину Я.В. в качестве нуждающейся в получении жилья по договору социального найма.
Обязать Главное управление строительства по Тюменской области обеспечить предоставление Черемисиной Я.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения на территории г.Ишима Тюменской области, площадью не менее 18 кв.м. из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию г.Ишима Тюменской области принять решение о предоставлении Черемисиной Я.В. из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории г.Ишима Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 кв.м.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица Черемисина Я.В. в лице представителя Карпенко Е.В., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от " ... ", обратилась в суд с иском к Правительству Тюменской области, Администрации города Ишима Тюменской области и просила признать незаконным постановление администрации города Ишима Тюменской области N 20 от " ... " года в части закрепления за несовершеннолетней Черемисиной Я.В. жилого помещения, расположенного по адресу: Тюменская область, город Ишим, " ... " Также просила обязать администрацию города Ишима Тюменской области поставить Черемисину Я.В. на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма. Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Черемисиной Я.В. вне очереди по договору социального найма жилого помещения, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью не менее 18 кв. м. из государственного жилищного фонда Тюменской области. Также просила возложить на Администрацию города Ишима Тюменской области обязанность принять решение о предоставлении Черемисиной Я.В. из государственного жилищного фонда Тюменской области благоустроенного жилого помещения на территории города Ишима Тюменской области по договору социального найма, площадью не менее 18 квадратных метров.
Исковые требования мотивированы тем, что Черемисина Я.В., " ... " года рождения относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её родители лишены родительских прав. После лишения родительских прав Постановлением администрации города Ишима Тюменской области от " ... " года N 20 за истицей было закреплено жилое помещение, общей площадью 29, 90 квадратных метров, расположенное по адресу: Тюменская область, город Ишим, " ... ", в которой проживала её мать по договору социального найма. В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы: мать истицы - " ... "., которая лишена в отношении истицы родительских прав; сестра истицы- " ... " ... При этом в квартире проживает с сожителем мать истицы " ... "., лишенная в отношении истицы родительских прав, оба злоупотребляют спиртными напитками, устраивают скандалы, что создаёт невозможным совместное проживание. 13 июня 2012 года истица обратилась в администрацию города Ишима с заявлением о постановке её на учёт в качестве гражданина нуждающегося в получении жилого помещения по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в постановке на учёт было отказано, ввиду закрепления за истицей жилого помещения. Считает, что наличие закрепленного жилого помещения лишает её возможности получить предусмотренное законодательством жилое помещение. Кроме того, закрепленное жилое помещение не отвечает санитарным, техническим нормам, так как является неблагоустроенным, по площади не соответствует норме предоставления жилья на одного человека.
В последующем истица Черемисина Я.В. в лице представителя по доверенности Карпенко Е.В. отказалась от исковых требований в части признания незаконным Постановления администрации города Ишима Тюменской области N 20 от " ... " года в части закрепления за несовершеннолетней Черемисиной Я.В., жилого помещения, расположенного по адресу: Тюменская область, город Ишим, " ... " (л.д.33), и дополнила, указав, что 26 июня 2012 года закончила обучение в Государственном автономном образовательном учреждении начального профессионального образования Тюменской области " " ... "", в связи с чем, в соответствии с п.18 Положения о ведении учёта детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечения сохранения прав указанных категорий граждан на жилые помещения, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области N 18-п от 26 января 2009 года "О мерах по обеспечению реализации гарантий прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилые помещения" закрепление жилого помещения осуществляется на период до достижения совершеннолетия, а также на период обучения в образовательном учреждении, следовательно закрепление жилого помещения за Черемисиной Я.В. утратило силу и на момент принятия решения об отказе в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, закрепленное жилое помещение не должно было учитываться (л.д.34-35).
В связи с поступлением ходатайства ответчика Правительства Тюменской области, в лице представителя Сергеенковой Л.Ю., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.70) суд произвел замену ответчика Правительства Тюменской области на Главное управление строительства Тюменской области (л.д.53-54).
В судебном заседании истица Черемисина Я.В. и её представитель Карпенко Е.В., действовавшая на основании нотариально удостоверенной доверенности от " ... " года (л.д.18), исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации города Ишима Ковалевская Н.В., действовавшая на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.47), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, так как истица имеет закрепленное жилое помещение.
Представитель третьего лица Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства города Ишима Департамента социального развития Тюменской области - Кобелева С.И., действовавшая на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года (л.д.48), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, но полагала, что истица имеет право в постановке на учёт для предоставления жилого помещения, но не, как ребенок, относящийся к категории детей- сирот.
Представитель ответчика - Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.(л.д.98).
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласны ответчики Главное управление строительством Тюменской области в лице представителя Гуля М.М., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года и Администрация города Ишима в лице представителя Сухаревой Е.В., действующей на основании письменной доверенности N " ... " от " ... " года.
Представитель ответчика Главного управления строительства Тюменской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что суд первой инстанции, возлагая на Правительство Тюменской области обязанность обеспечить истице предоставление жилого помещения, не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти. Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области, Правительство области возложило обязанности по реализации жилищной политики, в том числе и отдельным категориям граждан - на Главное управление строительства Тюменской области. Вместе с тем, согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является орган государственной власти, имеющий право на принятие и исполнение бюджетных обязательств от имени субъекта за счет средств соответствующего бюджета. Для осуществления своих полномочий Главное управление строительством Тюменской области является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Так же считает, что судом была неправильно истолкована ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", устанавливающая осуществление органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Поскольку в соответствии с ч.2 ст.3 Устава Тюменской области Правительство Тюменской области является высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области, таким образом, закон, устанавливающий расходное обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, не относит реализацию данного расходного обязательства к исключительной компетенции Правительства Тюменской области, в связи с чем обязательства по обеспечению предоставления Черемисиной Я.В. жилого помещения должно быть возложено на Главное управление строительства Тюменской области. Считает, что принятое решение о предоставлении истице вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц ранее вставших на учёт.
Представитель ответчика администрации города Ишима Тюменской области, в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, полагая, что судом были неправильно применены нормы действующего законодательства, так как основанием для предоставления данной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке, является отсутствие закрепленных за ними жилых помещений, на что указывает ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 7 Закона Тюменской области N 137 от 07 октября 1999 года "О порядке учёта граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области". На момент обращения Черемисиной Я.В. в Администрацию города Ишима, она имела закрепленное жилое помещение. Однако суд, удовлетворяя исковые требования, приходит к выводу, что истица является малоимущей, тогда как в нарушение ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, не истребовал документы, подтверждающие данный факт.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Администрации города Ишима, истица Черемисина Я.В. в лице представителя по доверенности Карпенко Е.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Черемисина Я. В., " ... " года рождения (л.д.94), является лицом из числа детей-сирот (л.д.88). Родители истицы - мать Мурзина " ... " и отец " ... " решением " ... " городского суда Тюменской области от " ... " года лишены родительских прав в отношении истицы. (л.д.50-51).
Кроме того, указанным решением " ... " и " ... " были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних " ... " " ... " года рождения, " ... "., " ... " года рождения, " ... "., " ... " года рождения.
Постановлением администрации города Ишима Тюменской области от " ... " года N 20 Черемисина Я.В., " ... " " ... ". были определены в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. Этим же постановлением за несовершеннолетними была закреплена жилая площадь по адресу: город Ишим, " ... " (л.д.8).
Распоряжением Администрации города Ишима Тюменской области от " ... " года N 823-р за несовершеннолетним " ... " также было закреплено жилое помещение по адресу: город Ишим, " ... " (л.д.80).
Как видно из материалов дела, истица Черемисина Я.В. зарегистрирована в квартире по адресу: город Ишим, " ... " общей площадью 29,9 кв.м ... Кроме истицы в указанной квартире зарегистрирована сестра истицы " ... " и мать " ... "., которая в отношении истицы лишена родительских прав. (л.д.16). Кроме того, квартира закреплена за " ... ". и " ... " который находится под опекой. (л.д.91).
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
За истицей Черемисиной Я.В. при ее помещении в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действительно, было закреплено ранее занимаемое ею жилое помещение.
В то же время, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, изложенным в Определениях Конституционного Суда РФ от 05 апреля 2009 года N 250-О-П и от 07 июня 2011 года N 746-О-О.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Пункт 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 ст. 49, ст. 51, пунктами 1 и 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма данным лицам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи.
При этом законодательством субъектов Российской Федерации в данной сфере не могут быть ограничены жилищные права лиц этой категории, установленные федеральным законодательством, а могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Тюменский филиал Ишимское городское отделение, что сведения о правах Черемисиной Я.В. на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 90, 79).
Приходящаяся на долю истицы общая площадь закрепленного за нею жилого помещения составляет 6 кв.м., что менее учетной нормы, установленной в городе Ишиме решением Ишимской городской Думы от 30 июня 2005 года N 19 (в редакции от 28 июня 2006 года), которая составляет 15 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований Черемисиной Я.В. о признании незаконным отказа ответчика администрации города Ишима Тюменской области в постановке на учёт в качестве гражданина, нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма по категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как истица 13 июня 2012 года, до достижения ею 23-летнего возраста, обратилась с заявлением в администрацию города Ишима Тюменской области о принятии её на учёт. В удовлетворении данного заявления ей было необоснованно отказано со ссылкой на наличие закрепленного за нею жилого помещения (л.д. 11, 12-13).
Судебная коллегия считает незаконными действия администрации города Ишима Тюменской области, которая отказала Черемисиной Я.В. в предоставлении жилого помещения, проигнорировав то обстоятельство, что пункт 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 ст. 49, ст. 51, пунктами 1 и 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на члена семьи.
Иное толкование правоотношений сторон приведет к лишению истицы прав, предоставленных ей ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на обеспечение её вне очереди жилым помещением.
Таким образом, судебной коллегией установлено, что Черемисина Я.В. относится к категории детей-сирот; окончила образовательное учреждение, является нуждающейся в жилых помещениях. На основании изложенного, в соответствии с положениями действующего законодательства и вышеизложенной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, она подлежит обеспечению вне очереди жилым помещением по договору социального найма несмотря на то, что имеет закрепленное за нею жилое помещение.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному и по существу верному выводу о возложении на администрацию города Ишима обязанности поставить Черемисину Я.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
В соответствии со ст.7 Закона Тюменской области "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" (в редакции от 03.06.2005 года N384), право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий также дети, оставшиеся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства). Согласно ст.1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск Черемисиной Я.В. о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения вне очереди по договору социального найма, суд первой инстанции правильно указал, что истица относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка основаниям заявленных исковых требований.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6, абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения государственного жилищного фонда Тюменской области по договору социального найма Черемисиной Я.Вю и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования - Администрацию города Ишима Тюменской области, за счет средств субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что при разрешении данного спора, нормы материального и процессуального права были применены судом верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб не подлежащими удовлетворению.
Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 22 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.