Апелляционное определение Уральского окружного военного суда Свердловской области от 07 мая 2013 г. по делу N 33А-79/2013
Уральский окружной военный суд в составе: председательствующего Живаева Д.В., судей Корнеева О.А. и Воробьева В.Е., при секретаре Сидоровой Д.Ю., с участием истца Лосенкова А.Е., представителя ответчика Бирюкова В.В., представителя третьего лица на стороне ответчика Сенченко О.В., рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Лосенкова А.Е. на решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2013 года, согласно которому в удовлетворении искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части ХХХ0 майора запаса Лосенкова Александра Евгеньевича к жилищной комиссии войсковой части ХХХ0 о признании за ним права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в войсковой части ХХХ0, признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части ХХХ0 об исключении истца из списков нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении его в названных списках отказано полностью.
Заслушав доклад судьи Воробьева В.Е., объяснения истца Лосенкова А.Е. в поддержание доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Бирюкова В.В., представителя третьего лица на стороне ответчика Сенченко О.В. о необходимости оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Лосенков обратился в военный суд с исковым заявлением к жилищной комиссии войсковой части ХХХ0 о признании за ним права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в войсковой части ХХХ0, признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части ХХХ0 от 31 августа 2012 года об исключении истца из списков нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении его в названных списках.
Нижнетагильский гарнизонный военный суд своим решением от 28 февраля 2013 года в удовлетворении искового заявления полностью отказал.
При этом суд в решении указал на то, что применительно к требованиям ст. 15 Федерального закона N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие действительно имеют право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания, в случае если они являются нуждающимися в жилых помещениях. Между тем, Лосенков, обратившись в августе 2009 года с рапортом о постановке на жилищный учет, являлся собственником двухкомнатной квартиры площадью 44 кв. м. в городе Н. ул. П., д. 115 "а" и не являлся нуждающимся в жилье.
Кроме того, 27 февраля 2012 года брак между Лосенковым Е.А. и Лосенковой В.А. был расторгнут.
14 ноября 2012 года упомянутая квартира было по судебному решению передана в собственность супруге Лосенкова. При этом Лосенков не предпринимал никаких попыток по сохранению права собственности на данное жилое помещение, чем сознательно ухудшил свои жилищные условия и распорядился своими жилищными правами по своему усмотрению.
Следовательно, истец права состоять в списках нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в войсковой части ХХХ0 не имел.
Не соглашаясь с таким решением суда, считая его незаконным и необоснованным Лосенков подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей просьбы Лосенков привел следующие доводы.
Анализируя положения ст. ст. 5, 49, 50, 51, 52 ЖК РФ, регламентирующих вопросы установления учетной нормы для признания нуждаемости граждан в жилых помещениях, отмечая позицию Конституционного Суда Российской Федерации по военной службе, как по особому виду государственной службы, истец указывает на то, что выводы жилищной комиссии и суда об отсутствии у него права состоять в списках нуждающихся не основаны на действующем законодательстве. При разрешении дела была неверно применена учетная норма обеспеченности для малоимущих граждан в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека, установленная Постановлением Главы города Н. от 11 апреля 2005 года N 746.
Между тем, п.7 Постановления Правительства Свердловской области от 21 июня 1996 года N 500-п "О реализации в Свердловской области федеральной целевой программы по строительству жилья для граждан, уволенных в запас или отставку" установлено, что военнослужащие, проходящие службу в городах и населенных пунктах Свердловской области и избравшие населенный пункт области, в котором они проходят службу, постоянным местом жительства после увольнения в запас или отставку, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если имеют обеспеченность жильем не более 15 кв.м. общей площади (учетная норма) на одного человека.
Цитируя положения Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ N 75 от 12 февраля 2010 года, Лосенков отмечает, что в период с 2009 года по 2012 год при контроле правильности учета личного состава подчиненных соединений, воинских частей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вышестоящими жилищными комиссиями не ставился вопрос о неправомерности решения о постановке его на соответствующий учет.
Между тем, при постановке его на учет от не скрывал наличие в собственности жены двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Н., ул. П., 115 "а", кв. 43, сам отдельной жилой площадью не обеспечивался, жилого помещения в г. Е. не имеет.
Вывод суда о том, что он намеренно ухудшил жилищные условия, является неправильным, так как на момент написания рапорта о предоставлении жилья в избранном после увольнения месте жительства он состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. При покупке квартиры у него была договоренность с супругой о том, что в случае развода он, Лосенков, не будет претендовать на нее, поскольку квартира была куплена на средства, полученные от продажи приватизированной женой квартиры, полученной ее родителями.
Кроме того, Лосенков, обращая внимание на ст. ст. 27, 40 Конституции Российской Федерации, гарантирующих право на жилище и свободу передвижения, ФЗ "О статусе военнослужащих", Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г. N 5242-1, Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" от 4 июля 1991 года N 1541-1, Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054), судебную практику Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, указывает на то, что в данном случае должна применяться учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Причем избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является льготным основанием признания граждан-военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом обеспеченность жильем по прежнему месту жительства не препятствует реализации военнослужащими права на получение жилых помещений, в том числе и посредством получения государственных жилищных сертификатов.
Кроме того, он не участвовал в приватизации, жилье от Министерства внутренних дел РФ и других ведомств не получал.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Вопреки позиции Лосенкова, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных им требований.
В ходе судебного заседания было бесспорно установлено, что Лосенков, с учетом положений п. 1 ст. 256 ГК РФ и п. 1 ст. 34 СК РФ, имел в собственности двухкомнатную квартиру N 43 по ул. П. г. Н., д. 115 "а", где и проживал с составом семьи из 4-х человек.
Постановлением Главы города Н. от 11 апреля 2005 года N 746 учетная норма площади жилого помещения в указанном городе составляет 10 кв.м. на одного человека.
Названные обстоятельства и позволили суду обоснованно констатировать, что Лосенков на момент обращения с соответствующим рапортом в жилищную комиссию войсковой части ХХХ0 в 2009 году не являлся нуждающимся в жилье.
То обстоятельство, что, несмотря на положения Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом Министра внутренних дел РФ N 75 от 12 февраля 2010 года, в период с 2009 года по 2012 год при контроле правильности учета личного состава подчиненных соединений, воинских частей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, вышестоящими жилищными комиссиями не возникал вопрос о неправомерности решения о постановке Лосенкова на соответствующий учет само по себе обоснованность принятого судебного решения под сомнение не ставит.
Кроме того, в суде установлено, что 27 февраля 2012 года брак между Лосенковым Е.А. и Лосенковой В.А. был расторгнут.
14 ноября 2012 года вышеупомянутая квартира было по судебному решению передана в собственность бывшей супруге Лосенкова. При этом Лосенков не предпринимал никаких попыток по сохранению права собственности на данное жилое помещение, чем сознательно, как верно отметил в своем решении суд первой инстанции, ухудшил свои жилищные условия и распорядился своими жилищными правами по своему усмотрению.
Согласно постановлению Главы города Е. от 31 августа 2005 года N 824 учетная норма площади жилого помещения также составляет 10 кв.м. на одного человека.
Постановлением Правительства С. области от 21 июня 1996 года N 500-п "О реализации в С. области федеральной целевой программы по строительству жилья для граждан, уволенных в запас или отставку" действительно установлено, что военнослужащие, проходящие службу в городах и населенных пунктах С. области и избравшие населенный пункт области, в котором они проходят службу, постоянным местом жительства после увольнения в запас или отставку, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если имеют обеспеченность жильем не более 15 кв.м. общей площади (учетная норма) на одного человека.
Вместе с тем, Лосенков настаивал на получении жилья именно через жилищную комиссию войсковой части ХХХ0, а не через органы местного самоуправления.
Причем Лосенков, согласно материалам дела, с 21 декабря 1999 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации г. Н. с составом семьи из 3-х человек.
Таким образом, каких - либо оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Нижнетагильского гарнизонного военного суда от 28 февраля 2013 года, согласно которому в удовлетворении искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части ХХХ0 майора запаса Лосенкова Александра Евгеньевича к жилищной комиссии войсковой части ХХХ0 о признании за ним права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в войсковой части ХХХ0, признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части ХХХ0 об исключении истца из списков нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении его в названных списках отказано полностью, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лосенкова А. Е. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.