Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.
судей Димитриевой Л.В. и Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Кистер О.А. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Казанцевой З.В. к Казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики об установлении факта нахождения на иждивении, обязании назначить выплаты пособий, поступившее по апелляционной жалобе Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Казанцева З.В. с учетом уточнений обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Центр) об установлении факта нахождения на иждивении супруга Р., обязании назначить выплаты пособий в связи со смертью кормильца.
Исковые требования мотивированы тем, что ее супруг Р. являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ он умер, решением Санкт-Петербургского межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от /../ июля 2012 года N установлено, что причина смерти Р. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Лица, находившиеся на иждивении участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 14, ст. 39 и ст. 41 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Размеры доходов истицы и ее супруга, изложенные в справках Управления Пенсионного фонда Российской федерации и отдела социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, свидетельствуют о том, что она находилась на его иждивении, поскольку часть его дохода являлась для нее постоянным источником средств к существованию, и она является единственным иждивенцем, имеющим право на получение суммы возмещения вреда.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 февраля 2013 года был установлен факт нахождения Казанцевой З.В. на иждивении мужа Р., умершего ДД.ММ.ГГГГ. На Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики возложена обязанность по назначению Казанцевой З.В., начиная со дня, следующего за днем вступления в законную силу решения суда, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и ежемесячной компенсации за потерю кормильца в соответствии с пунктом 15 ст. 14 и ст. 41 Закона Российской федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также обязанность выплатить Казанцевой З.В. в соответствии с частью 4 ст. 39 указанного закона единовременную компенсацию в размере /../ рублей.
Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке по мотивам незаконности и необоснованности в части возложения на ответчика обязанности по назначению и выплате компенсаций. В жалобе с учетом уточнения указано, что назначение денежных компенсаций по Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" производится на основании соответствующих письменных заявлений с приложением необходимых документов. Однако Казанцева З.В. с заявлением не обращалась, документы не представляла, и какого-либо решения Отдел социальной защиты населения Калининского района г. Чебоксары об отказе в назначении компенсаций не принимал, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований о назначении денежных компенсаций не имелось. Кроме того, отмечено, что судом неверно указан размер единовременной денежной компенсации, подлежащей выплате в связи с потерей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, поскольку с 2013 года с учетом индексации размер данной компенсации составляет /../.
Истица Казанцева З.В. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Представители Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Казанцева З.В. являлась супругой умершего Р., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 10).
Р. согласно удостоверению серии N от ДД.ММ.ГГГГ был участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, умер ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из свидетельства о смерти серии N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 11).
Частью 4 ст. 14 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
Согласно ч. 1 ст. 41 Закона право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении.
Статья 39 Закона устанавливает, что семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, выплачивается единовременная компенсация в размере /../ рублей.
Полагая, что, будучи иждивенкой своего мужа, она имеет право на вышеуказанные выплаты, Казанцева З.В. обратилась в суд с требованиями об установлении факта нахождения на иждивении умершего супруга Р. и возложении обязанности на Центр назначить ей соответствующие выплаты.
Суд первой инстанции, установив в ходе судебного разбирательства, что постоянным и основным источником средств к существованию Казанцевой З.В. являлась часть доходов Р., посчитал обоснованными требования о назначении истице соответствующих выплат.
Поскольку в части установления факта нахождения Казанцевой З.В. на иждивении умершего Р. решение суда сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в этой части в силу положений ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы ответчика. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Предметом судебной проверки по доводам жалобы является обоснованность решения суда о возложении на Центр обязанности по назначению Казанцевой З.В. мер социальной поддержки.
Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренная п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Такой Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам необходимо представить в орган социальной защиты населения заявление о выплате денежной компенсации с приложенными к нему копиями документа, удостоверяющего личность заявителя, свидетельства о смерти кормильца, справкой о составе семьи и иных документов, подтверждающих наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).
Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Решение о выплате (об отказе в выплате) денежной компенсации принимается не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление о принятом решении с соответствующим обоснованием направляется заявителю в 5-дневный срок после принятия решения (п. 7, 8 Порядка).
В целях реализации Закона Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года за N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были утверждены соответствующие Правила выплат, предусмотренных Законом.
Порядок выплаты гражданам единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, родителям погибшего, предусмотренной частью четвертой статьи 39 Закона, ежемесячной компенсации семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной частями первой и второй статьи 41 Закона регламентирован Правилами выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденными вышеуказанным Постановлением.
Пункт 2 указанных Правил устанавливает, что для получения компенсации получатель компенсации подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление (с указанием почтового адреса или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагается заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки. Членам семьи, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, или кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в статьях 39 и 41 Закона, необходимо представить дополнительные документы, дающие право на меры социальной поддержки (п. 3). Выплата компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления (п. 8).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что законом установлен заявительный порядок предоставления вышеобозначенных мер социальной поддержки.
Судом первой инстанции установлено, что Казанцева З.В. в установленном порядке с заявлением о назначении компенсаций в уполномоченный орган - к ответчику - не обращалась, в связи с чем ответчик не рассматривал заявления истицы, не принимал решения об отказе в назначении ей соответствующих выплат, вместе с тем, у него не было и оснований для назначения выплат.
В связи с этим судебная коллегия не может согласиться с выводом суда, что необращение к ответчику с необходимыми документами не препятствует признанию обоснованными требований о назначении выплат в судебном порядке.
Ссылки суда на отсутствие требования закона о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора в данном случае несостоятельны. С учетом того, что законом установлен заявительный порядок предоставления мер социальной поддержки, по поводу которых предъявлен иск, определен уполномоченный орган по рассмотрению таких заявлений, несоблюдение установленного порядка свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца со стороны уполномоченного органа. Возложение на ответчика обязанности по назначению компенсаций в обход установленного законом порядка является ненадлежащим способом защиты права, влекущим отказ в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания и приходит к выводу, что решение суда в части возложения на Центр обязанности назначить Казанцевой З.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, ежемесячную компенсацию и единовременную компенсацию в связи с потерей кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не может быть признано обоснованным и в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит отмене в виду неправильного применения норм материального права с вынесением в этой части нового решения об отказе в иске.
Доводы относительно неправильного указания размера единовременной компенсации семье, потерявшей кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, судебная коллегия находит обоснованными, однако не принимает во внимание, поскольку они не влияют на исход дела в виду отказа в иске в соответствующей части.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики удовлетворить.
Решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 12 февраля 2013 года в части возложения на Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанности, начиная со дня, следующего за днем вступления в законную силу решения суда, назначить Казанцевой З.В. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда и ежемесячной компенсации за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренных пунктом 15 части 1 статьи 14 и статьи 41 Закона Российской федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также обязанности выплатить Казанцевой З.В. в соответствии с частью 4 статьи 39 указанного закона единовременную компенсацию в размере /../ рублей отменить и вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.