Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Юркиной И.В., Спиридонова А.Е., при секретаре Кистер О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Прокопьева В.В. к "данные изъяты" об отмене незаконного распоряжения, о возложении обязанности по включению в состав участников подпрограммы на получение мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий и о предоставлении жилого помещения в собственность или единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, поступившее по апелляционной жалобе Прокопьева В.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06.02.2013 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Прокопьева В.В. об отмене отказа "данные изъяты" от 29 октября 2012 года N 11-16/П-137, П-1040/2 и о возложении на "данные изъяты" обязанности по включению в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на получение мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий и о предоставлении жилого помещения в собственность или единовременной денежной выплаты на приобретение жилья отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокопьев В.В. обратился в суд с иском к "данные изъяты" об отмене отказа "данные изъяты" от 29 октября 2012 года N 11-16/П-137, П-1040/2 по включению его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", о возложении на "данные изъяты" обязанности по включению его в состав участников названной подпрограммы на получение мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий и о предоставлении ему жилого помещения в собственность или единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Исковые требования мотивировал тем, что общая продолжительность его службы "данные изъяты" составляет более "данные изъяты" лет; со службы он уволен по "данные изъяты", на учете нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления состоит с 06 октября 2003 года. Данные обстоятельства позволяют отнести его к категории лиц, указанных в ст. 2.1 ФЗ "О статусе военнослужащих", что дает ему право на обеспечение жильем любым, из перечисленных в ней способом. По этому основанию он неоднократно обращался в администрацию Калининского района г. Чебоксары с заявлением о включении его в число участников подпрограммы, однако получил необоснованный отказ. Его неоднократные обращения к ответчику по данному спору также оставлены без удовлетворения. По мнению истца, действия ответчика противоречат действующему законодательству, регулирующему отношения с участием военнослужащих, и нарушают его жилищные права.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, и вновь привел их суду, пояснив, что он уволен со службы в "данные изъяты" с 13 февраля 2003 года на основании п. "данные изъяты" - по "данные изъяты". В очереди на улучшение жилищных условий по месту жительства по нескольким основаниям он состоит с октября 2003 года. Общий стаж его работы в "данные изъяты" составляет более 20 лет, и в органах, финансируемых за счет средств федерального бюджета более 10 лет, что дает ему основание претендовать на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" с целью получения улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета. По справке "данные изъяты" его служба финансировалась из федерального бюджета в период с 25 октября 1982 года по 24 ноября 1988 года и с 23 января 1997 года по 13 января 2000 года, т.е. менее 10 лет. Однако в указанный стаж должна включаться и служба в армии по призыву. Ему в период работы в "данные изъяты" была предоставлена жилплощадь. Однако состав его семьи в последующем увеличился, в настоящее время его семья состоит из 19 человек и нуждается в улучшении жилищных условий. С учетом внесенных изменений в закон "О статусе военнослужащих" он имеет право на получение мер государственной поддержки на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Однако ответчик необоснованно отказал ему во включении в число претендентов на получение указанных мер социальной поддержки в 2012 году. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является "данные изъяты", как распорядитель бюджетных средств.
От ответчика поступил письменный отзыв и заявление о разрешении данного дела без участия его представителя.
Судом вынесено указанное решение, которое обжаловано истцом Прокопьевым В.В. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения Прокопьева В.В., поддержавшего апелляционную жалобу, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Прокопьев В.В. проходил службу в "данные изъяты" с 10 мая 1980 года по 13 февраля 2003 года, уволен со службы в "данные изъяты" на основании "данные изъяты" - "данные изъяты"- на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
Судом установлено, что с октября 2003 года Прокопьев В.В. в администрации Калининского района гор.Чебоксары состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления.
Предметом заявленного спора является право истца на получение государственной поддержки на приобретение жилья, предусмотренное в рамках реализации мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных, установленных законом, категорий граждан.
Отказывая Прокопьеву В.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что не имеется оснований для постановки истца на учет на получение жилья в соответствии с указанной выше программой.
Судебная коллегия не может согласиться с таким отказом в удовлетворении заявления Прокопьева В.В. в части его требования о признании незаконным отказа "данные изъяты" во включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации (п. 1 ст. 15).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О военнослужащих", введенным в действие Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "
О внесении изменений в Федеральный закон " О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: 1) жилого помещения в собственность бесплатно; 2) жилого помещения по договору социального найма; 3) единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010), распространяются в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В целях совершенствования учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 6 сентября 1998 года N 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
Названными Правилами устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 12 названных Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Из содержания раздела III названных Правил, регулирующего порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, следует, что для постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащим или гражданам, уволенным с военной службы, необходимо обратиться с соответствующим заявлением, приложив к нему документы, перечисленные в пункте 17 Правил.
Таким образом, одним из обязательных условий, дающими право на получение государственной поддержки любым из указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 ФЗ " О статусе военнослужащих" способов, являются: прохождение службы в течение 10 лет и более в органе, финансируемом из федерального бюджета; постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Как установлено судом, служба истца финансировалась из федерального бюджета в период с 25 октября 1982 года по 24 ноября 1988 года и с 23 января 1997 года по 13 января 2000 года, т.е. "данные изъяты" мес., что менее, чем 10 лет.
Установив изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии у Прокопьева В.В. требуемого 10-летнего стажа службы за счет средств федерального бюджета, однако данный вывод противоречит п. 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N153, которым предусмотрена возможность зачета в данный стаж периода военной службы истца по призыву.
Так, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из положений федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, согласно которым право на участие в подпрограмме имеют сотрудники ОВД, отвечающие требованиям, установленным в пункте 5 Правил, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий по одной из категорий, установленных пунктом 8 Правил.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 вышеназванных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом в рамках указанной подпрограммы имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, могут принимать участие в подпрограмме.
Согласно пункту 10 Правил в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Вместе с тем, с учетом военной службы по призыву, общая продолжительность службы Прокопьева В.В. за счет средств федерального бюджета составляет более "данные изъяты" лет.
Кроме того, при таких обстоятельствах, отказывая истцу во включении в число участников указанной выше программы "данные изъяты" и не ссылалось на отсутствие у истца 10-летнего стажа службы в органах, финансируемых за счет федерального бюджета.
Согласно пункту 6 Правил в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Факт постановки Прокопьева В.В. органом местного самоуправления в очередь на получение жилья подтверждается материалами дела. Желание на участие в указанной выше программе истец изъявил, обратившись к ответчику с соответствующим заявлением.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Со времени постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и до настоящего времени жилищные условия Прокопьева В.В. не улучшились. Право истца нахождения в очереди не оспорено.
Таким образом, в настоящее время Прокопьев В.В. также продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На момент постановки истца органом местного самоуправления на учет, нуждающихся в жилье он являлся "данные изъяты". На тот период времени действовала ст. 30 ФЗ "О милиции" (в ред. от 07.07.2003 г.), которой было предусмотрено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
При этом статьей 35 было предусмотрено, что финансирование милиции в целях реализации указанного закона осуществляется, в том числе, и за счет средств федерального бюджета.
Из дела видно, что Прокопьев В.В. был принят в органе местного самоуправления на учет нуждающихся в жилье, в том числе и в льготную очередь на первоочередное предоставление жилья "Сотрудники МВД" в соответствии со ст. 30 ФЗ "О милиции" на основании его заявления, к которому им, наряду с другими необходимыми документами, были представлены сведения о его службе "данные изъяты", о сроке выслуге в названных органах.
Администрация Калининского района г.Чебоксары не оспаривала право Прокопьева В.В., как принятого на учет по списку "Сотрудники правоохранительных органов", на улучшение его жилищных условий в рамках реализации его права в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", и на основании его заявления, включила его в число участников названной подпрограммы, о чем сообщила истцу письмом от 2 ноября 2012 года.
Что касается утверждения суда о том, что Прокопьев В.В. однократно получал от "данные изъяты" жилье, и не вправе требовать улучшения жилищных условий в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих", то данное обстоятельство не препятствует ему участвовать в указанной выше программе, т.к. квартиру, в которой проживает истец, он получил на основании ордера N1291 от 6 августа 1987 года, выданного администрацией Ленинского района гор.Чебоксары (л.д.195). Федеральный закон "О статусе военнослужащих" был принят гораздо позднее - 27 мая 1998 года, что свидетельствует о том, что жилое помещение в соответствии с указанным федеральным законом он не получал. Что касается ссылки суда на подпункт "а" пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года, в соответствии с которым не признаются нуждающимися в жилье военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома или квартиры, то собственником указанной выше квартиры истец не является, иного жилья на праве собственности он не имеет, в связи с чем по действие данного пункта не подпадает, как не подпадает под действие иных подпунктом данного пункта Правил. Что касается его отказа от участия в приватизации жилья, то эти его действия не повлияли на ухудшение его жилищных условий, поскольку и до отказа от участия в приватизации занимаемой квартиры он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Поскольку суд не руководствовался указанными нормами при принятии решения, и не учел указанные выше обстоятельства настоящего конкретного дела, судебная коллегия находит вывод суда в указанной части не правильным, а решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требования Прокопьева В.В. в указанной части.
Вместе с тем, в остальной части решение суда об отказе в удовлетворении требований Прокопьева В.В. о предоставлении ему жилого помещения в собственность или предоставлении единовременной денежной выплаты является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 24 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 Правил список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
В соответствии с пунктом 29 Правил формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется также в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
В соответствии с пунктом 36 Правил оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных настоящими Правилами.
Таким образом, предоставление жилого помещения или единовременной денежной выплаты на приобретение жилья осуществляется в соответствии с очередностью гражданина - участника подпрограммы в Сводном списке получателей указанных мер государственной поддержки. При этом получение жилья в собственность или единовременной выплаты на приобретение жилья в обход очередников, состоящих в Сводном списке граждан - участников подпрограммы не допускается. В связи с чем истец вправе улучшить свои жилищные условия в соответствии с указанной подпрограммой исходя из своей очередности в указанном выше Сводном списке.
Доводы апелляционной жалобы порядка предоставления жилья в собственность и единовременной выплаты на приобретение жилья названной категории граждан не изменяют, в связи с чем в остальной части апелляционная жалоба Прокопьева В.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 06.02.2013 г.
в части отказа в удовлетворении исковых требований Прокопьева В.В. об отмене отказа "данные изъяты" от 29 октября 2012 года N 11-16/П-137, П-1040/2 и о возложении на "данные изъяты" обязанности по включению в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на получение мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий
отменить, и в указанной части принять новое решение, которым
признать незаконным отказ "данные изъяты" от 29 октября 2012 года N 11-16/П-137, П-1040/2 во включении Прокопьева В.В. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на получение мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий и его отменить.
Возложить на "данные изъяты" обязанность по включению Прокопьева В.В. в Сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В остальной части это же решение оставить без изменения. А апелляционную жалобу Прокопьева В.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.