Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Димитриевой Л.В., Юркиной И.В.,
при секретаре судебного заседания Кистер О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Лычагина С.Н. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 февраля 2013 года по гражданскому делу по иску Лычагина С.Н. к казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на реализацию мер социальной поддержки как ветерана труда, взыскании ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран труда" с момента обращения за ее назначением и судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Лычагин С.Н. обратился в суд с иском к казенному учреждению "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии), Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на реализацию мер социальной поддержки как ветерана труда, взыскании ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран труда" с ... октября 2012 года и судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что он, являясь ветераном труда и не получая мер социальной поддержки, ... октября 2012 года обратился в отдел социальной защиты населения г.Алатырь и Алатырского района казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран труда" в соответствии со ст. 3.1 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года N 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" (далее - Закона ЧР N 43). В удовлетворении заявления ему было отказано по мотивам, что право на льготы у него возникнет лишь при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть 60 лет для мужчин. Указанные доводы, по его мнению, являются необоснованным, так как в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в соответствии с указанной статьей ставится в зависимость только от приобретения такого статуса, а он является ветераном труда и имеет удостоверение, выданное ... октября 2012 года.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований Лычагина С.Н. отказано. Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что право на получение ежемесячной денежной выплаты возникает у ветеранов труда с момента достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.
На указанное решение Лычагиным С.Н. подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что ст. 3.1 Закона ЧР N 43 не содержит такого условия для назначения выплат как необходимость достижения определенного возраста. Единственным условием, по мнению лица, подавшего жалобу, является наличие статуса "Ветеран труда", которому он соответствует.
На судебное заседание апелляционной инстанции ответчик КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии представил заявление о рассмотрение жалобы без его участия.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей на судебное заседание не направили.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995года N5-ФЗ "О ветеранах". Меры социальной защиты ветеранов труда были предусмотрены статьей 22 указанного Федерального закона.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ, которым в статью 22 Федерального закона "О ветеранах" внесены изменения, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
24 ноября 2004 года был принят Закон Чувашской Республики N 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда", с учетом изменений от 09 июня 2007 года - "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики".
Предметом жалобы стороны и апелляционного рассмотрения является вопрос о правильности применения судом первой инстанции ст. 3 и ст. 3.1. названного Закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах", в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004года), а при изменении после 31 декабря 2004года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В принятом Чувашской Республикой Законе ЧР N 43 был сохранен закрепленный Федеральным законом "О ветеранах" принцип предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, в части 3 статьи 3 Закона предусмотрено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости (то есть для мужчин - 60 лет), если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Законом Чувашской Республики от 10 октября 2005 года N 41 в Закон были внесены изменения, направленные на замену льгот, предоставляемых в натуральной форме, денежной компенсацией. В частности, были отменены некоторые меры социальной поддержки для тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики, и в Закон была добавлена статья 3.1, заменившая исключенные меры социальной поддержки правом на ежемесячную денежную выплату.
Поскольку по своей природе ежемесячная денежная выплата также является мерой социальной поддержки, предусматривающая ее выплату статья 3.1, как правильно указано судом первой инстанции, подлежит применению в неразрывной связи с общей для нее в отношении ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики нормой статьи 3 Закона, в том числе, и с частью 3 данной статьи.
При этом истец ошибочно полагает, что введение в действие статьи 3 и статьи 3.1 Закона в разные сроки свидетельствует о возможности их самостоятельного применения, поскольку они являются нормами одного Закона и могут рассматриваться только во взаимосвязи вне зависимости от времени их принятия.
Кроме того, в настоящее время в ч.1 ст. 3.1 Закона ЧР N 43 внесены изменения, согласно которым право на ежемесячную денежную выплату также имеют ветераны после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности, а ветеранам, получающим пенсии по иным основаниям, право на получение ежемесячной денежной выплаты предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Исходя из изложенного, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у Лычагина С.Н., ... года рождения, права на получение ежемесячной денежной выплаты до достижения им возраста 60 лет.
Доводы апелляционной жалобы истца, основанные на ошибочном толковании законодательства, не влекут отмену постановленного решения.
Учитывая изложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Лычагина С.Н. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 11 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.