Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Димитриевой Л.В. и Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Пастуховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Ескова В.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики - Чувашии о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчете пенсии, поступившее по апелляционной жалобе истца Ескова В.П. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Есков В.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики-Чувашии (УПФ РФ в Алатырском районе ЧР) о включении в страховой стаж периода работы в качестве главы фермерского хозяйства " Х" в период с /../ января 1991 года по /../ января 2002 года и перерасчете пенсии с учетом указанного периода.
Требования истца мотивированы тем, что данный период не был включен в страховой стаж по мотивам отсутствия документов, подтверждающих уплату страховых взносов за период его работы главой фермерского хозяйства, и не учтен при исчислении пенсии. Отказ во включении указанного периода в стаж он считает необоснованным, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, при установлении трудовых пенсий исчисление расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц должно производиться с учетом как поступивших (уплаченных) страховых взносов, так и неуплаченных страховых взносов.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2013 года исковые требования Ескова В.П. удовлетворены частично: на УПФ РФ в Алатырском районе ЧР возложена обязанность включить в страховой стаж Ескова В.П. период работы с /../ января 1993 года по /../ декабря 1993 года в должности главы фермерского хозяйства " Х"; в удовлетворении требования Ескова В.П. о включении в общий трудовой стаж периодов работы главой крестьянского (фермерского) хозяйства " Х" с /../ января 1991 года по /../ декабря 1992 года и с /../ января 1994 года по /../ января 2002 года отказано.
На указанное решение Есковым В.П. подана апелляционная жалоба по мотиву его незаконности. В жалобе указано на несогласие с выводами суда, поскольку фермерское хозяйство являлось юридическим лицом, и обязанность по уплате страховых взносов лежала на юридическом лице. Фермерское хозяйство " Х" прекратило свою деятельность /../ января 2002 года, и срок предъявления к нему претензий истек. При этом в период его деятельности никаких требований ни от налоговых, ни от пенсионных органов об уплате страховых взносов к нему не предъявлялось. Кроме того, судом не учтено, что истец в данном случае выступает как застрахованное лицо, а не как страхователь, потому у него не было обязанности по уплате страховых взносов. При рассмотрении дела суд не учел разъяснений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П.
В судебном заседании Есков В.П. апелляционную жалобу поддержал.
Представители ответчика УПФ РФ в Алатырском районе Чувашской Республики, третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чувашской Республике, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и сторонами не оспаривается, Есков В.П. является получателем пенсии по старости с момента достижения установленного для мужчин пенсионного возраста 60 лет - с /../ июля 2011 года.
При назначении Ескову В.П. пенсии пенсионным органом в его трудовой стаж не был включен период работы в качестве главы фермерского хозяйства " Х" с /../ января 1991 года по /../ января 2002 года по тому основанию, что за указанный период страховые взносы не были уплачены.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции со ссылкой на действовавшее в спорный период и действующее в настоящее время пенсионное законодательство пришел к выводу, что работа главы крестьянского (фермерского) хозяйства может засчитываться в стаж для назначения государственной пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Установив в ходе судебного разбирательства, что в период работы главой фермерского хозяйства " Х" Есковым В.П. страховые взносы были уплачены только за 1993 год, суд удовлетворил исковые требования в части обязания УПФ РФ в Алатырском районе ЧР включить в трудовой стаж истца период работы с /../ января 1993 года по /../ декабря 1993 года, отказав в иске в остальной части.
Судебная коллегия находит выводы суда обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Главой 6 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрен порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из этого, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 года вправе применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
До января 2002 года назначение пенсий осуществлялось на основании Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", с учетом положений Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1.
Ст. 8 указанного Закона было предусмотрено, что страховой тариф взносов установлен по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Учитывая это, в п. 3 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, введено правило начисления страховых взносов на все виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям).
В соответствии со ст. 25 действовавшего в спорный период Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства подлежали государственному социальному страхованию на равных основаниях; страховые взносы уплачивались со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства (пункт 1); время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывалось в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (пункт 6).
Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденное Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, предусматривало, что время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию (п. 3.6).
Статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статья 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, приравнивают при их применении к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уплату взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (п. 5).
Пунктом 15 указанных Правил установлено, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Учитывая вышеперечисленные нормы закона судом первой инстанции верно установлено, что обязательным условием включения в страховой (трудовой) стаж периода работы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства как действующим в настоящее время, так и действовавшим в спорный период законодательством предусмотрено наличие документа территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей либо документа, подтверждающего уплату взносов по социальному страхованию.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны тем, что были предметом рассмотрения и оценки в суде первой инстанции, с данной им в решении суда оценкой судебная коллегия соглашается. Ссылки истца на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании правовых норм.
Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации являлись взаимосвязанные нормативные положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той части, в какой они относятся к застрахованным лицам, работавшим по трудовому договору, и определяют условия приобретения ими права на трудовую пенсию и размер ее страховой части (п. 1.4 Постановления Конституционного Суда РФ N 9-П от 10 июля 2007 года). Разъяснение о том, что подсчет страхового стажа застрахованных работников должен осуществляться с учетом выработанных ими периодов трудовой деятельности, включая и периоды, не оплаченные страховыми взносами, не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы, члены фермерских (крестьянских) хозяйств), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя.
В то же время указанным Постановлением п. 1 ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не противоречащими Конституции РФ в части безусловной обязанности всех страхователей уплачивать страховые взносы.
Нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав (членов) крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Собранным по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Ескова В.П. на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 29 января 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.