Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Юркиной И.В., Спиридонова А.Е., при секретаре Кузьминой О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Киселевой В.О. о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет незаконным и возложении обязанности поставить на учет для предоставления субсидии, поступившее по апелляционной жалобе "данные изъяты" Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Киселевой В.О. к Комиссии по рассмотрению вопросов постановки государственных служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет от 21 сентября 2012 года незаконным и возложении обязанности поставить на учет для предоставления субсидии удовлетворить.
Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 21 сентября 2012 года в части отказа Киселевой В.О. в постановке на учет для предоставления субсидии незаконным.
Обязать Комиссию по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет поставить Киселеву В.О. на учет для предоставления субсидии с учетом даты ее первоначального обращения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киселева В.О. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором обжаловала решение Комиссии по рассмотрению вопросов постановки государственных служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, образованной "данные изъяты" Чувашской Республики, об отказе в постановке ее на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Заявление мотивировала тем, что 23 июля 2012 года постановлением "данные изъяты" Чувашской Республики N301 "О предоставлении государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" была создана Комиссия по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее Комиссия), а также утверждены Правила предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Являясь государственным гражданским служащим, занимая должность "данные изъяты", она обратилась в Комиссию с заявлением о постановке ее на учет для получения единовременной субсидии с приложением исчерпывающего перечня документов, подтверждающих право на постановку в очередь. По результатам рассмотрения ее заявления Комиссия приняла решение об отказе в постановке ее на учет для предоставления субсидии на основании подпункта "б" пункта 2 Правил, т.к. она является членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого на 1 члена семьи составляет более 15 кв. метров. С указанным решением Комиссии от 21 сентября 2012 года N3 она не согласна, поскольку не является членом семьи собственника жилого помещения. Собственником квартиры "адрес", где она проживает, является Е.К., которая не является ей даже родственником, и совместное хозяйство с ней она не ведет. Просит возложить обязанность на Комиссию принять решение о постановке ее на учет с присвоением номера в очередности по состоянию на день подачи заявления - 21 сентября 2012 года.
Заявительница Киселева В.О. в судебном заседании не участвовала, обеспечила явку своего представителя Глухова А.В., который заявление поддержал по основаниям, изложенным выше, и вновь привел их суду, пояснив, что Киселева В.О. временно проживает в квартире "адрес", которая принадлежит бабушке ее подруги, не имея никаких прав на данное жилое помещение. Собственник квартиры является чужим человеком Киселевой В.О., а решение Комиссии основано на том, что Киселева В.О. является членом семьи собственника, что не соответствует действительности.
Представители Комиссии по рассмотрению вопросов постановки государственных служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Данилова А.В. и Елизарова А.Г. требования Киселевой В.О. не признали, пояснив, что решение Комиссии основано на представленных Киселевой В.О. документах, которые не подтверждали ее нуждаемость в жилье. В связи с чем обжалованное ею решение является законным. При этом представитель Елизарова А.Г. пояснила, что из представленных заявителем в Комиссию документов следовало, что собственник квартиры, в которой она проживает, является ей бабушкой, а заявительница вселена к ней в качестве внучки, в связи с чем Комиссия сделала вывод о том, что заявитель обеспечена жилой площадью в данной квартире более 15 кв.м., и отсутствует ее нуждаемость в жилье. Доказательств того, что заявитель была вселена в указанную квартиру на определенный срок, заявителем также не было представлено.
Представитель Комиссии Данилова А.В. пояснила, что заявитель в обоснование заявления ссылается на пункт 4 Правил предоставления субсидии. Однако данный пункт Правил применяется только при определении круга членов семьи гражданского служащего, учитываемых при расчете размера единовременной субсидии, а не при определении нуждаемости гражданского служащего в жилье и постановке его на учет. При решении вопроса о нуждаемости гражданского служащего в жилье применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, его статьи 31. К заявлению Киселевой В.О. были приложены документы, в том числе справка о составе семьи заявителя от 7 августа 2012 г., выписка из лицевого счета от 7 августа 2012 г., копия поквартирной карточки, из которых следовало, что семья Е.К. состоит из "данные изъяты" человек - она сама и ее внучка Киселева В.О. При определении нуждаемости Киселевой В.О. в жилье Комиссия руководствовалась представленными Киселевой В.О. документами, из которых следовало, что она обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы. В связи с чем вопрос о намеренном ухудшении жилищных условий Киселевой В.О., снявшейся в регистрационного учета по прежнему адресу, Комиссией не рассматривался.
Представитель заинтересованного лица - администрации г.Новочебоксарска представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Судом вынесено указанное решение, которое обжаловано "данные изъяты" на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей "данные изъяты" Елизаровой А.Г. и Даниловой А.В., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
"данные изъяты" 23 июля 2012 года принял постановление N 301 "О предоставлении государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", которым образовал Комиссию по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Этим же постановлением "данные изъяты" утвердил Положение об указанной Комиссии и "Правила предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения".
В соответствии с пунктом 1 Положения Комиссия по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения является координационным органом Кабинета Министров Чувашской Республики.
Таким образом, Комиссия не является юридическим лицом. В связи с чем доводы Киселевой В.О., изложенные в ее возражениях на апелляционную жалобу о том, что решение суда ответчиком, которым, как она считает, является Комиссия, не обжаловано, а "данные изъяты" в данном деле является лишь третьим лицом, что решение суда права третьего лица не нарушает, а сам ответчик, т.е. Комиссия, решение суда не обжаловала, являются не состоятельными.
В соответствии с пунктом 6 Правил принятие гражданского служащего на учет осуществляется Комиссией на основании заявления гражданского служащего.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения, Комиссия в рамках возложенных на нее данным Положением функций, принимает решение о постановке гражданского служащего на учет, об отказе в постановке на учет либо о снятии с учета, которое гражданский служащий, в случае несогласия с ним, вправе обжаловать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 9 Положения).
Основания для отказа в постановке гражданского служащего на учет изложены в пункте 13 "Правил предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения".
В этом же пункте Правил изложено, что решение Комиссии об отказе в постановке гражданского служащего на учет может быть обжаловано гражданским служащим в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На стадии постановки гражданского служащего на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения отсутствует спор о праве на получение единовременной выплаты, поскольку правоотношения по предоставлению гражданскому служащему единовременной выплаты на приобретение жилого помещения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа государственной власти.
Исходя из изложенного, вне зависимости от формы обращения в суд, решения органов государственной власти об отказе в принятии гражданского служащего на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и на получение единовременной выплаты могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
То обстоятельство, что заявительница обратилась в суд, оформив свои требования в форме искового заявления, само по себе не является основанием рассматривать данное дело в исковом производстве. Цель обращения Киселевой В.О. - это защита своего права путем признания решения Комиссии об отказе в принятии ее на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, и устранение, как она считает, допущенных Комиссией нарушений ее права состоять на таком учете. Однако, данное требование, подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, как правильно указывается в апелляционной жалобе "данные изъяты" Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 6 названных "Правил предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" принятие гражданского служащего на учет осуществляется Комиссией на основании его заявления в адрес Комиссии по установленной форме.
В пункте 13 Правил приведен перечень оснований отказа в принятии гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты. Этот перечень является исчерпывающим и носит императивный характер.
В соответствии с указанным пунктом, отказ в постановке гражданского служащего на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил.
Основания признания гражданского служащего нуждающимся в жилых помещениях определены в пункте 2 Правил, в соответствии с которым единовременная выплата предоставляется гражданскому служащему на основании распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики при условии, что гражданский служащий:
а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;
б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров;
д) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
ж) проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
а также в случаях, перечисленных в пунктах "в", "г", "е", на наличие которых заявитель Киселева В.О. не ссылается.
В пункте 3 Правил определен порядок зачета периодов работы гражданского служащего на должностях, которые дают право на получение единовременной выплаты.
В пункте 6 Правил приведен перечень документов, необходимых представлению гражданским служащим вместе с заявлением.
"Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", утвержденные постановлением Правительства РФ N 63 от 27 января 2009 года, в данном деле применению не подлежат, однако ими утверждены аналогичные положения относительно порядка и условий постановки федерального государственного гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, и, таким образом, порядок и условия предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии идентичен порядку и условиям предоставления субсидии, установленных для государственных гражданских служащих в Чувашской Республике за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Из "Правил предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" следует, что принятие гражданского служащего на учет осуществляется Комиссией на основании заявления гражданского служащего и приложенных к нему документов, т.е. носит заявительный характер. При этом подтвердить свою нуждаемость в жилье соответствующими документами, является обязанностью гражданского служащего.
Из представленных заявителем Киселевой В.О. в Комиссию документов следует, что она зарегистрирована и проживает в "данные изъяты" квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м. Согласно документов, приложенных ею к заявлению о принятии на учет, в указанной квартире она значится проживающей вдвоем с Е.К. Из справки о составе ее семьи следует, что в состав ее семьи входит бабушка Е.К.., зарегистрирована в данной квартире Киселева В.О. в качестве внучки Е.К., и, обеспечена общей жилой площадью свыше нормы, установленной подпунктом "б" пункта 2 названных Правил в размере 15 кв.м. на 1 человека. Из представленных Киселевой В.О. документов следует, что квартира по своему статусу не является коммунальной. Не следует из данных документов, и то, что в ней проживает более 2 семей. Заявителем не было представлено и документов, подтверждающих, что ее право пользования жилой площадью в указанной квартире ограничено какими-либо сроками, условиями, и свидетельствующих о том, что при вселении в указанную квартиру между заявителем и собственником квартиры имелось иное соглашение о порядке пользования заявителем жилой площадью в ней.
При таких документах Комиссия "данные изъяты" в данном конкретном случае обоснованно оценила их в качестве документов, которые по смыслу положений пунктов 13, 2 и 3 "Правил предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" не подтверждают право Киселевой В.О. состоять на учете на получение указанной субсидии и являются основанием для отказа в постановке заявителя на такой учет.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 25 постановления от 10.02.2009 N 2 (в ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В связи с этим суду при принятии решения следовало проверить соответствие закону указанного решения Комиссии путем установления такого юридически значимого обстоятельства: противоречит ли оно нормам законодательства, регулирующего процедуру принятия на учет гражданских служащих на получение субсидии, основанное на представленных в Комиссию заявителем документов.
Между тем, Комиссия обжалованное решение приняла в пределах предоставленных ей "Положением о комиссии по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" и "Правилами предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N301 от 23 июля 2012 года, форма, сроки (30-дневный срок со дня поступления документов в Комиссию), основания, процедура принятия которого соблюдены.
При этом, содержание обжалованного решения Комиссии основано на представленных заявителем документах, которые не подтверждали ее нуждаемость в жилье, и соответствует "Правилам предоставления государственным гражданским служащим Чувашской Республики единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", регулирующих вопросы признания гражданских служащих нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на учет на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, т.е. основанию, предусмотренному пунктом 13 Правил.
Что касается выводов суда о том, что заявитель не является членом семьи собственника квартиры Е.К., и что они общего хозяйства не вели, сделанных на основе показаний свидетелей, опрошенных в судебном заседании, исследованных актовых записей о рождении родителей заявителя, актовых записей о рождении и заключении брака Е.К. то эти выводы суд первой инстанции основывал на доказательствах, добытых в судебном заседании при рассмотрении дела по существу, т.е. уже после принятого Комиссией решения. Указанные документы и показания свидетелей заявителем в Комиссию не представлялись, и на момент вынесения обжалованного решения в распоряжении Комиссии отсутствовали.
К тому же, из пункта 12 названных Правил и пункта 4 Положения следует, что Комиссия принимает решение по результатам рассмотрения представленных государственным органом по месту прохождения гражданским служащим государственной службы документов. При этом в функции Комиссии входит лишь проверка сведений в части наличия необходимых условий для постановки гражданского служащего на учет и запроса информации о предоставлении гражданскому служащему единовременной выплаты по прежним местам прохождения государственной гражданской службы и не более. Функции опроса Комиссией свидетелей и по запросу актовых записей о рождении и регистрации брака гражданами Правилами и Положением не предусмотрены.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Киселевой В.О. о признании незаконным решения об отказе в принятии ее на учет на получение единовременной выплаты (субсидии).
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку оснований для удовлетворения заявления Киселевой В.О. о признании решения комиссии незаконным не имеется, то не имеется оснований и для возложения на Комиссию обязанности по постановке Киселевой В.О. на учет на получение единовременной выплаты в порядке устранения нарушений ее прав, поскольку таких нарушений судебной коллегией не установлено.
В связи с чем и в остальной части решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления Киселевой В.О. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2013 года отменить, и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления Киселевой В.О. о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов постановки государственных гражданских служащих Чувашской Республики на учет для предоставления им единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 21 сентября 2012 года N3 в части отказа в постановке Киселевой В.О. на учет для получения субсидии и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной выплаты (субсидии) на приобретение жилого помещения отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.